Сообщение о произведении про женщину мать. Презентация на тему: "Образ матери в произведениях русской литературы

«О той, кто жизнь дарует и тепло»
(мамы в жизни великих писателей и поэтов)

Цель урока: Формирование и развитие культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Эпиграфы:

Сердце матери - это единственный несгораемый капитал, которым всегда и в любое время можно расплатиться. (Монтегаса).

Нет в мире такого цветка ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери. (О. Уальд).

Мама- это самое красивое слово, произнесенное человеком. (Кайл Гибран).

«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира - от Матерей!» (Максим Горький)

Презентация. (1-5 слайды) Звучит песня «Мама» в исполнении М.Магомаева.

1.О той, кто жизнь дарует и тепло,

Звучащее в напеве колыбельном,

О той, кто нас в терпенье беспредельном

Растит, лелеет, ставит на крыло.

О матери…

Зачем так дни спешат?

Зачем так незаметно и без спросу

Ей седина вплелась в густую косу?..

Дохнуло стужей, горечью утрат…

Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,

Речной поток не обратиться вспять.

Останешься без матери родимой –

Стократ острей поймешь, что значит мать.

Не первым, не последним на земле

Кричу: «И кто придумал это?»

Земля и небо не дают ответа,

Зарницы гаснут дальние во мгле…

Родиться стоит поздно или рано

Хотя бы для того на этот свет,

Чтоб вымолвить впервые имя «мама»,

Которого священней в мире нет. А. Шайхиев.

Что может быть на свете священнее имени матери? Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. По отношению к матери мы определяем, каков человек.

Слово «мама» - особое. Оно рождается с нами, сопровождает нас всю жизнь, с нами и уходит.

Попробуйте выстроить в порядке значимости друзей, знакомых, родственни-

ков. Трудно…

По традиции можно начать с родственников. Но степень близости, духовного родства может быть большей с другом…

Допустим, поломав голову, вы справились с задачей. Но можно ли список считать окончательным? Иногда стоит появиться новому человеку, чтобы все остальные отступили на задний план. Всё может произойти. Но никакие перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение человека, который дал нам жизнь.

Мама - вне списка, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное…

Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей – профессиональных, дружеских, любовных, и в то же время содержит все их зёрна, потому что мать несёт в себе идею человека. Мама создаёт новые жизни и тем самым передаёт эстафету рода человеческого, выступает связующим звеном между поколениями.

Случайно ли, что ребёнок, не умеющий говорить, раньше всех слов произносит: « Мама»?

А если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтём там, что слово «МАМА» образовано самими детьми на стадии лепета удвоением слога «МА». Это слово почти одинаково звучит на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском.

А по-аварски – ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желаю исповедаться ему.

Родник, услугу указав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину –

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождем следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивает капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся, - маме говорю я, -

Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски – ласково «баба». Р. Гамзатов

Во все времена известные поэты и художники свои лучшие произведения посвящали самым дорогим людям на свете – мамам, которые дарят нам жизнь, поют песни, сидя у детских кроваток, гладят по голове, когда нам бывает невыносимо трудно, и любят нас, такими, какие мы есть - не за что-то, а просто так. «Нет лучше академии, чем колени матери», - эти слова сказал более двух веков назад поэт, критик и публицист, профессор Гарвардского университета Джеймс Расселл Лоуэлл.

Сегодня на уроке мы узнаем о том, как относились к мамам величайшие люди России, поэты и писатели; и я думаю, их отношение к самым дорогим людям станет для вас добрым примером.

Слайды 6-7.

2. Лев Толстой был навеки разлучен со своей матерью в день ее смерти 4 августа 1830 г. Марии Николаевне Волконской было тогда 30 лет, а сыну ее через несколько недель должно было исполниться два года. В своих незаконченных «Воспоминаниях» (1903-1906 гг.) Толстой признается, что не может вспомнить свою мать, однако сохранил в памяти нетронутым ее духовный облик: «Родился я и провел первое детство в деревне Ясной Поляне. Матери своей я совершенно не помню. Мне было 1/2 года, когда она скончалась. По странной случайности, не осталось ни одного ее портрета, так что как реальное физическое существо я не могу себе представить ее. Я даже рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно, и я думаю - не оттого только, что все, говорившие мне про мою мать, старались говорить о ней только хорошее, но потому, что действительно в ней было очень много этого хорошего».
10 марта 1906 года, когда Льву Николаевичу Толстому было 78 лет, он сделал такую запись на отдельном листке бумаги:

« Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление - желание ласки - любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей - ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумно, но все это правда».

Слайды 8-10.

3. Фёдор Михайлович Достоевский рассказал об одной незабываемой встрече с Н.А. Некрасовым: « Он говорил мне тогда со слезами о своём детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в родительском доме, о своей матери – и то, как говорил он о матери, та сила умиления, с которой он вспоминал о ней, рождали предчувствие, что если будет что-нибудь святое в его жизни, что могло бы спасти его и послужить ему маяком, путевой звездой даже в самые тёмные и роковые мгновения судьбы его, то это, конечно, его мать, существо, столь любившее его».

Маме он остаётся верен всю жизнь. Всё его творчество проникнуто идеей материнства. Мать – главный, центральный проложительный герой поэзии Некрасова. Поэт явил миру образы удивительной духовной красоты.

Это и Дарья («Мороз-красный нос»), и Орина, мать солдатская, и жёны декабристов. А над всеми ними встаёт образ матери поэта, которая была его путеводной звездой.

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла, - грудью своей

Защищая любимых детей.

И гроза над тобой разразилася!

Ты, не дрогнув, удар приняла,

За врагов, умирая, молилася,

На детей милость бога звала.

Неужели за годы страдания

Тот, кто столько тобою был чтим,

Не пошлет тебе радость свидания

С погибающим сыном твоим?..

Я кручину мою многолетнюю

На родимую грудь изолью,

Я тебе мою песню последнюю,

Мою горькую песню спою.

О прости! то не песнь утешения,

Я заставлю страдать тебя вновь,

Но я гибну - и ради спасения

Я твою призываю любовь!

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои!

Чтоб ту силу свободную, гордую,

Что в мою заложила ты грудь,

Укрепила ты волею твердою

И на правый поставила путь... Н.А.Некрасов

О таких стихах говорят «писано кровью сердца»…

Слайды 11-13.

4. Семнадцатилетним юношей Антон Павлович Чехов написал своему двоюродному брату Михаилу:

« Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь, в который они веруют и надеются так, как немногие».

И самое замечательное, что этим юношеским словам Чехов оставался верен всю жизнь.

Иван Андреевич Бунин вспоминает: «За обедом и ужином он ел мало, почти всегда вставал из-за стола и ходил взад и вперед по столовой, останавливаясь около

гостя и усиленно его угощая, и все с шуткой, с метким словом.Останавливался и около матери и, взяв вилку и ножик, начинал мелко-мелко резать мясо, всегда с улыбкой и молча».

Казалось бы, всего лишь простая бытовая деталь, но как видится за всем этим мягкая, деликатная забота о маме.

Владимир Иванович Немирович – Данченко, русский драматург и режиссёр, основатель , писал: « К матери у него было самое нежное отношение. Его заботливость доходила до того, что, куда бы он ни уезжал, он писал ей каждый день хоть две строчки».

Слайды 14-15.

5. Первый сборник стихов Сергея Есенина, который вышел в свет в 1916 году, назывался “Радуница”. Что обозначает это слово? B.И. Даль высказывает в своем словаре предположение, что произошло оно от слова “радеть”, что означает “проявлять заботу, старание, опекать”. Всю свою недолгую и неспокойную жизнь Сергей Есенин проявлял заботу, радел о самом близком человеке - о матери, Татьяне Федоровне. Она играла большую роль в его жизни. Матери C. Есенин посвятил эти задушевные строки:

Снежная замять дробится и колется,

Сверху озябшая светит луна.

Снова я вижу родную околицу,

Через метель огонек у окна.

Все мы бездомники, много ли нужно нам.

То, что далось мне, про то и пою.

Вот я опять за родительским ужином,

Снова я вижу старушку мою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук.

Хочет за чайную чашку взяться -

Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись,

Слушай, под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь.

Много я видел и много я странствовал,

Много любил я и много страдал,

И оттого хулиганил и пьянствовал,

Что лучше тебя никого не видал.

Вот и опять у лежанки я греюсь,

Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.

Снова я ожил и снова надеюсь

Так же, как в детстве, на лучший удел.

А за окном под метельные всхлипы,

В диком и шумном метельном чаду,

Кажется мне - осыпаются липы,

Белые липы в нашем саду. С.Есенин

Слайды 16-17.

В 1923-1925 гг. С.Есенин жил в коммунальной квартире в Брюсовском переулке. Здесь же жили его сестры - Катя и Шура, сюда приезжала из Константинова Татьяна Федоровна. Об одном из ее приездов Есенин писал 6 марта 1925 года: «Вчера приехала моя мать, я в семье, счастлив до дьявола».

В 1925 году, в последний год жизни Есенин был дома пять раз. Три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.

О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:


Загрустила шибко обо мне,

В старомодном ветхом шушуне.


Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...


По-весеннему наш белый сад...

Слайд 18. Звучит «Письмо матери» в исполнении А.Малинина.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне. С.Есенин

Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце.

Отчего?

Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой.

Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной. Щемящее нежные слова нашел поэт для матери.

6. Зажигаю на столе свечу со словами : Когда он впервые покидал родную саклю, отправляясь в путь, мать поставила на окне зажженную лампу. Он шел, оборачиваясь, снова шел, но огонек родного дома мигал ему сквозь туман и мглу.

Слайды 19-20.

Огонек на маленьком окне мигал ему сквозь многие годы, пока он колесил по свету…

Однажды Р. Гамзатов посетовал: «Человеку всегда не хватает времени для друзей, для звезд, для того, чтобы поклониться могиле матери… У каждого писателя есть тайная мечта: написать когда – нибудь свою заветную, лучшую книгу. Но как раз для нее-то и не хватает нам времени… часа раздумий….»

Можно взять на себя смелость и вольно соединить основные мысли этого высказывания: поэт нашел час раздумий о матери, поэт поклонился высоким сыновним словом, написав поэму «Берегите матерей». Читая ее, думаешь: нет, это не час раздумий, это год, годы, вся жизнь. В единочасье, сразу это слово прийти не может.

Расул Гамзатов посвятил поэму всем матерям, которые «душа дома и мира»; без которых нет жизни на земле.

Послушайте отрывок из этой поэмы – сцену прощания отца и сына:

    Ты сынок? –

Чуть приоткрылись веки.

Взгляд чуть-чуть зажегся – и погас.

Эту ночь мне не забыть вовеки.

    Вот и наступил прощанья час.

Смерти угодил я под копыта,

Видно, в стремя встал не с той ноги…

Душу дома, маму береги ты;

Слышишь, сын мой, маму береги!

И замолк навек, отца не стало…

Но звучаньем прерванной строки

Все кругом гудело, рокотало,

Повторяло:

    Маму береги!

Хлынул дождь – и все в горах намокло,

Разбежались по воде круги…

Слышу: через крышу, через стекла

Молят капли:

    Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

    Мама, это – дерево родное!

    Мать – весь мир, и рощи, и поля.

Яростно бушует непогода.

В черном небе не видать ни зги…

Просит каждый час любого года:

Душу мира – маму береги! Р.Гамзатов

7.Тема материнской любви, любви к матери поистине неисчерпаема.

«Вся гордость мира от матерей,- сказал Максим Горький,- без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Сегодня нашими собеседниками были великие поэты и писатели.

Но вы тоже можете сказать свои слова о самых близких и родных вам людях, ваших мамах. (Сочинения и стихи учащихся). (Слайды 21,22 )

8. И закончить наш урок я хочу строками Расула Гамзатова:

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: мама!
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто Жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет. Встаньте!...
Я произношу его: Мама!

Слайд 23. Звучит песня «Это слово мама» в исполнении В. Кикабидзе.

Песня, которую поёт мама у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба.

Самая сильная вещь на свете от зла - это материнская молитва.

Как подумаешь про цунами, сразу очень хочется к маме.

Вы действительно не понимаете человеческую природу, если не знаете, почему ребёнок на карусели машет своей маме на каждом круге, и почему его мама машет ему вслед.

Всего одна детская улыбка. И в сердце матери уже весна!

Устами наших матерей с нами говорит Бог.

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.

Рука, качающая колыбель, правит миром.

Маму целовать надо каждый день, а не бойфренда слюнявить.

Дивные мысли о маме

Легко обидеть мать. Она обиду не заметит. И только может вам сказать: "Не простудись, сынок, сегодня ветер".

Мама шепчет: "Всё хорошо..." И я ей верю...

Каждая мать должна помнить, что однажды её будет следовать её примеру, а не её .

Благодушные дивные мысли о маме

Счастлива... Потому что пою колыбельную... Потому что маленькие ручки путают мои волосы... Потому что на руке засыпает смысл моей жизни... Потому что целую каждый вечер пухленькую щёчку... Счастлива... Потому что мама...

Мечтала стать моделью, а стала мамой!

Мир был бы лучше, если бы все вели себя так, как будто на нас смотрит мама!..

Мамы, как пуговки, на них всё держится...

Мама научила меня преодолевать невозможное: "Закрой рот и ешь суп".

Есть два самых святых слова в мире - это Бог и Мама.

Есть особый талант - талант материнства.

Если я плакала, она плакала в два раза больше. Если я расстраивалась, её сердце разрывалось на куски. Вот что значит быть матерью.

Если теория эволюции верна, то почему у матерей только две руки?

Каждая мать должна выкроить для себя несколько минут свободного времени, чтобы помыть посуду.

Только повзрослев, мы наконец-то поняли, что наша мама куда могущественее золотой рыбки и старика Хоттабыча.

Покуда мама есть, сыночек просит есть.

Каждый хочет спасти человечество, но никто не хочет помочь маме вымыть посуду.

Самых лучших мужчин забрали наши мамы)))

Неземные дивные мысли о маме

Мама - это самое красивое слово, произнесённое человеком.

Мама всегда хотела, чтобы из меня вышел толк. Так и получилось - толк вышел, а бестолочь осталась...

Женщины бывают так несчастны на склоне своей красоты только потому, что они забывают, что достоинство матери назначено для замены красоты супруги.

Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому Он создал матерей.

Если тебе никто не позвонил вечером, всегда можно набрать маму и пожаловаться.

Моя мама обычно говорила мне, что если ты не можешь найти то, ради чего стоит жить, лучше найти то, за что стоит умереть.

Лучше промолчать, чем обидеть маму.

Мама, мой муж снова накричал на меня, я переезжаю жить к тебе. - Нет, дорогая, он должен заплатить за свои ошибки. Я переезжаю жить к вам.

Приятные стороны материнства никогда нельзя осознать полностью, пока дети не улягутся спать.

Мамина любовь - это сад, в котором всегда светит солнце и время года всегда весна.

Мама, можно мне с 5 этажа прыгнуть? - А ты уроки сделала?

Слушай только музыку, сердце и маму. Все остальные несут бред.

Ох уж эта мама! Вечно игрушки по полкам расставит - а я потом ходи, по местам разбрасывай...

Если бы юноши знали о девушках то, что знают их матери, мир был бы полон холостяков.

Живописные дивные мысли о маме

Не знаю ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком малым на руках...

Материнская любовь - это топливо, которое позволяет обычному человеку совершать невозможное.

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери.

Мама всегда говорила, что - лучшая политика, а деньги - не главное в жизни. Она была неправа также в других вещах.

Когда ты собираешься делать уроки? - После кино. - После кино поздно. - Учиться, мама, никогда не поздно!

Нас разлучило с мамой утро... Её я обнял у дверей. Взрослея, все мы почему-то стыдимся нежности своей...

Каждая мать учится в школе столько раз, сколько у неё детей...

Самое сложное для матери - запомнить то, что у других родителей тоже самые лучшие дети.

Мужчина никогда не видит всего, чем является для него его мать, пока не становится слишком поздно, чтобы дать ей знать, что он видит это.

Не то тревожит мать, что знают молодые девушки, а то откуда они это узнали.

Знаете, что самое ужасное? Нет, не безответная любовь. Нет, не предательство друга. Самое ужасное - это когда плачет мама...

Для любой матери главное: не стать мачехой!

Руки матерей сотканы из нежности - дети спят на них спокойным сном.

Среди привычного обмана, cреди словесного тумана, я вдруг почувствовала, как много для человека значит мама...

Затейные дивные мысли о маме

Мама новорождённого младенца наивна и неопытная, как новобранец в армии. Мама двухлетнего малыша спокойна и уверенна, как дембель. Мама трёхлетнего ребенка - это СПЕЦНАЗ.

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.

А что вы папе на День рождения подарили? - Деньги... Завтра пойдём на них маме туфли покупать.

Мама - есть имя Бога на устах и в сердцах малышей.

"Мама" - это синоним слова "любовь".

Материнство - должность пожизненная.

Сердце мамы - неиссякаемый источник чудес.

Ребёнок - это единственный человек, которому всё равно: толстая ты или худая, красивая или нет. Он любит тебя просто за то, что ты его МАМА...

Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери. Тем радостнее и светлее жизнь.

Первый подарок матери - жизнь, второй - любовь, а третий - понимание.

Всё прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока мамы!

Будущее нации - в руках матерей.

Терпение матери похоже на тюбик зубной пасты - оно никогда не заканчивается полностью.

Решиться обзавестись ребёнком дело нешуточное. Это значит решиться на то, чтобы твоё сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела.

Дети - якоря, которые удерживают мать в жизни.

Слово о женщине, слово о матери (По произведениям Фадеева, Айтматова)

Восславим женщину-Мать,

Чья любовь не знает преград,

чьей грудью вскормлен весь мир!

Все прекрасное в человеке -

от лучей солнца и от молока Матери.

М. Горький

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами! Где найти слова, что смогли бы поведать о неиссякаемой материнской любви, передать щедрость их сердец? И слагают люди о матерях стихи, песни, прекрасные легенды и серьезные книги.

Когда война черным горем налетела на нашу страну, материнская любовь сравнялась с подвигом. Сколько слез пролито матерями в войну! Моря,... Сколько крови отдано детям, сколько было пролито на трудовом фронте пота.

Но тяжелее всего было видеть смерть детей своими глазами. Видеть и не иметь возможности помочь им...

Сколько таких матерей встретил Александр Фадеев в Краснодоне! С ними проводил он часы в воспоминаниях об их детях. И, наверное, никогда бы не родились многие поэтические страницы “Молодой гвардии”, если бы не стояла за спиной писателя тень Матери, поседевшей от горя. А сколько прекрасных строк посвятил писатель матерям! Какие чистые, нежные слова сказаны о них: “Мама! Да, тысячу раз я буду повторять твое имя, материнское имя, и все-таки останусь перед тобой в неоплатном долгу... Я целую чистые, святые руки твои!”

Да, это были матери, которые так воспитывали детей своих, что не сломили их ужасы и бедствия войны. И когда приходил час мести, эти сильные юношеские или слабые девичьи руки брали оружие, перекрашивали простыни на флаги, заклеивали листовками стены, врачевали раны. Это они, наши девушки, писали в дневниках: “Да, я могу жить только так, или я не могу жить вовсе. Клянусь матерью своей, что до последнего дыхания я не сверну с этого пути!” Это они, верные клятве, стиснув зубы на окровавленных топчанах, считали удары палачей. Это они с песней шли на смерть, так и не встав на колени. Такое не забывается. Это - бессмертие!

Да, “Молодая гвардия” - книга о юных. Но мы понимаем, что никогда не стали бы героями Олег Кошевой и озорной Сережка Тюленин, и отчаянная Люба Шевцова, и поэтичная Уля Громова, и тысячи других, если бы за ними не стояли их матери...

Но, может быть, слабым утешением для этих матерей было знать, где лежат их дети, что о них помнят люди. А те, кто не знает могил своих сыновей...

Как трудно заставить молчать сердце, не умеющее мириться с потерей. Вечно свежие раны при малейшем прикосновении ноют нестерпимо. И люди жалуются небу, ветру, земле-кормилице. Так и Толгонай приходит на исповедь к своему полю. Материнское это поле знает все о Толгонай, слушает ее и утешает. А она сама, высохшая от горя, вспоминает вместе с ним свою жизнь, молодость, счастье: “Земля, ты держишь всех на своей груди; если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей, а нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!”

Было время, когда Толгонай плакала не от горя, а от радости. Но прилетела страшная весть и тяжестью непомерной легла на материнские плечи. Ушли дети на войну. Проводила и ты своих сыновей, Толгонай. Все ушли, сколько было. Остались вы с Алиман одни. Валило с ног, прижимало к земле горе, хлестала безутешная Алиман ставшими ненужными цветами беспощадную землю, поглотившую ее счастье, ее любовь. Но вы крепились. Вдали шла битва, лилась кровь, а вашей битвой была работа. “Женщины, старики, дети, голые, голодные. Как они работали тогда в колхозе, как они ждали победы, как плакали и как мучились” (это твои слова, Толгонай). Да, мне кажется уже, что не повесть Ч. Айтматова “Материнское поле” читаю я, а разговариваю с тобой, Толгонай.

Делили и вы со своим народом беду. Таили крик в душе и молились за оставшихся в живых. Сколько таких обезумевших от горя, от зыбкой надежды и безнадежности матерей обращались к силам земным и небесным, молили, заклинали землю и небо спасти и сохранить их детей. Святые кровавые слезы, кто способен их осушить, кто способен искупить вину мира перед сердцем матерей!..

Но тебе, Толгонай, не увидеть даже могил своих детей. Никогда не узнаешь ты, где сразила их вражья пуля. Останутся шапка на стене, фотография под стеклом, шум проносящегося мимо, на фронт, поезда и застывший в воздухе крик: “Ма-а-ма!” Долго тогда бежала ты вслед по шпалам, потом упала, забилась головой о дрожащие рельсы. “Пусть я буду последней матерью, которая так ждала сына”.

Мужайся, Толгонай! Страшно, когда погибает дитя за тысячи верст от родного дома, но еще страшней, когда на глазах уводят его на смерть, на пытки, когда тянутся к нему преступные руки. Какое горе может сравниться с этим? А видеть, как выворачивают сыну суставы, как смертельно бледнеет родное лицо, как зажали стон сведенные губы, и молчать... Смогла бы ты, Толгонай?..

Все выносили матери. Казалось, сотканные из одних нервов, вставали в угрюмую очередь у тюремных ворот со страшным блеском в опухших от слез и бессонницы глазах и произносили: “Нет, я только об одном молю Бога, чтобы до самой смерти не сломали ему крыльев, чтобы не дрожал он перед этими псами, чтобы плевал он им в лицо!”

Подними же и ты голову, Толгонай, и иди против бури так, как шли они. Ведь ты хочешь, чтобы люди оставались людьми, чтобы война не калечила в людях живую человеческую душу, чтобы она не вытравляла в них доброту и сострадание. Да будет так! Потому что кто же, как не матери, могут остановить войну и беду. Они понимают друг друга без слов - матери всей земли.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.


По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:


«И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!» (Из стихотворения «Мать»)


В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны».




Образ матери в творчестве С. Есенина. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына.


В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом».


В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне».


«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». М.Горький. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека в романе А.М. Горького «Мать». Главный источник процесса перерождения – материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.


«Россия удержалась благодаря матерям» старец Паисий Святогорец. Софья Николаевна из "Семейной хроники" С.Т.Аксакова, потомственная дворянка, жившая в конце XVIII-начале XIX вв., не смыкала глаз у постели тяжко больного сынишки, и лирическая героиня знаменитой песни времен Великой Отечественной войны "Темная ночь", вряд ли дворянского происхождения, делала то же самое. Мать, не спящая над ребенком, это вечный образ, на все времена. Просто плакавшие, жалевшие, любившие и трудившиеся не покладая рук матери, на самом деле своей самоотверженной жизнью вымаливали и детей, и мужей, и страну.


Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары. "Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, - писал в "Детских годах Багрова- внука" С.Т.Аксаков. - Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них".


В повести « Последний срок » В.Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.


Добра моя мать. Добра, сердечна. Приди к ней - увенчанный и увечный - Делиться удачей, печаль скрывать – Чайник согреет, обед поставит, выслушает, Ночевать оставит: сама - на сундук, а гостям кровать. Мне бы с тобою всё время ладить, Все бы морщины твои разгладить. Может, затем и стихи пишу, что, Сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила, В сердце своем я тебя ношу. Я. Смеляков


«Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: Ангел-хранитель над тобой!" (И.А.Бунин "Матери")


Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она (как, скажем, в "Красной шапочке") – эпизодический персонаж. Где-то оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идет о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными сережками, и мама незримо появится на странице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка - эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа - с радостью или с тоской - но всегда откликается на них.


"Мама спит, она устала... Ну, а я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу (Е.Благинина) Поёт моя мама Всегда за работой, А я ей всегда Помогаю с охотой! (М. Садовский) Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. (А. Барто)




Одно из своих стихотворений посвятила маме ученица 8 «а» класса нашей школы Василиса Ягодина: «Не обижайте мам своих, За многое цените, уважайте! Не обижайте мам своих, За порицание прощайте. Ловите каждый миг любви, Дарите нежность и заботу. Она всегда поймет, простит, Пусть даже ей и на работу. Пусть будет гордость в их сердцах, А боль и страх пусть канут в Лету Пусть радуются они за нас, Ведь нет важнее их на свете!»


В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью. «Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что с нами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам.


Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей. Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать. Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Ю. Шмидт


В фонде нашей библиотеки есть произведения о матерях: Айтматов Ч. Материнское поле//Айтматов Ч. Повести и рассказы / Ч. Айтматов. –М., – с Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова -внука. / С. Т. Аксаков. - М. : Художественная литература, с. - (Классики и современность) Белый А. Матери//Белый А. Стихотворения / А. Белый. - Саратов: Приволжское книжное издательство, с. 84 Блок А. Моей матери: стихи о прекрасной даме//Блок А. Лирика / А. Блок. – М. : Правда, –с. 50


Вознесенский А. Мать: Стихотворение//Вознесенский А. Ров: стихи, проза / А. Вознесенский. – М.: Советский писатель, – с. 224 Гончаров И.А. Обыкновенная история: Роман в 2-х частях. –М.: Художественная литература, с. (Классики и современники) Горький М. Мать//Горький М. Мать. Дело Артамоновых. / М. Горький. - Фрунзе: Кыргызстан, – с Есенин С. Молитва матери//Есенин С. Избранные произведения / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Письмо матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с


Есенин С. Письмо от матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Русь//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Майков А. Мать//Майков А. Стихотворения и поэмы / А. Майков. - Ленинград: Лениздат, – с. 94 Мать и дети/Пер. А.Н. Майкова//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с. 126 Некрасов Н.А. В полном разгаре страда деревенская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Внимая ужасам войны//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с Некрасов Н.А. Мать: Стихотворение //Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, с. 210 Некрасов Н.А. Мать: Отрывок из поэмы//Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 4: Поэмы гг. / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с Некрасов Н.А. Орина, мать солдатская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 3: Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с. Распутин В. Последний срок//Распутин В. Повести / В. Распутин. – М. : Просвещение, – с (Библиотека словесника). Ушинский К.Д. При солнышке тепло, при матери добро//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с



Еще в устной поэзии облик матери приобрел пленительные черты хранительницы очага, все умеющей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях. Народ всегда чтил Мать! Не случайно в народе также живет много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение. Это сказания и былины о том, как женщины-матери спасали своих детей, своих родных. Один из таких примеров - это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины-матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а женщина-мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму не «пошла Рязань на полону». Вот оно - бессмертие истинной поэзии, вот она - завидная протяженность ее существования во времени!

Многочисленные пословицы и поговорки о маме описывают самые искренние, самые глубокие чувства к родному человеку.

Куда мать, туда и дитя.

Мать кормит детей, как земля людей.

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

У кого есть матка у того и голова гладка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.

Без отца - полсироты, а без матери - вся сирота.

Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Материнское слово мимо не молвится.

Родных много, а мать роднее всего.

С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.

Материнским словом Бог правит.

Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

Мать и бьет, как гладит, а чужая и гладит, как бьет.

Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.

Маменька родимая - свеча неугасимая.

Тепло, тепло, да не лето; добро, добро, да не мать родная.

Сердце матери лучше солнца греет.

А сколько всего написано про мать, сколько стихов, песен, прекрасных мыслей и высказываний!

Ребенок узнает маму по улыбке.

Лев Толстой

Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.

Кайл Гибран

Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери...

Максим Горький

Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери.

Максим Горький

Это великое предназначение женщины - быть матерью, хранительницей домашнего очага.

В. Белов

Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть - или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.

В. Белинский.

Рука, качающая колыбель, правит миром.

Петер де Вриес

Нет в мире такого цветка, ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери.

О. Уальд

Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей.

Марио Пьозо

Есть святое слово - Мать.

Омар Хайям

Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху.

З. Фрейд

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери.

Паддок

Будущее нации - в руках матерей.

О. Бальзак

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

О. Бальзак

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.

Ж.-П. Рихтер

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом.

С. Харрис

Великое чувство, его до конца / Мы живо в душе сохраняем. / Мы любим сестру и жену, и отца, / Но в муках мы мать вспоминаем.

Н.А. Некрасов

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

М. Джалиль

Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается от всего, отрекается, жертвует всем ради ребенка.

Я.Корчак

Настоящая женщина-мать нежна, как лепесток только что распустившегося цветка, и тверда, мужественна, несгибаема к злу и беспощадна, как справедливый меч.

В. Сухомлинский

Материнство - это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека.

Ч. Айтматов

Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери. Тем радостнее и светлее жизнь.

З. Воскресенская

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она - лучший друг, мудрый советчик. Мать -ангел-хранитель. Не случайно многие писатели и поэты, создавая свои произведения, черпали вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.

Удивительно, но всю жизнь как дар хранил колыбельную песню, которую ему в раннем детстве пела мать, русским поэт М.Ю. Лермонтов. Это нашло отражение в его стихотворении «По небу полуночи ангел летел», в «Казачьей колыбельной песне». В ней сила материнской любви благословляет, напутствует маленького ребенка, передает ему народное идеалы как откровение в самых простых и незамысловатых словах. Лермонтов глубоко почувствовал мудрость, силу материнского чувства, которое направляет человека с первых минут его жизни. Неслучайно потеря матери в раннем детстве так болезненно сказалась в сознании поэта.

По-настоящему глубоко тема матери прозвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты -
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(
Из стихотворения «Мать»)

В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что еще ребенком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал - убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины-матери ярко также представлен Некрасовым и в других его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская».

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

«Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери-крестьянки в лирике Сергея Есенина. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает еще в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…». Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но все прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечет туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется - сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить ее в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания -«поджиданье седых матерей». Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но все ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слезы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Эти строки из далекого XIX века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». 17 месяцев Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилева: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына - с муками Христа, распятого на кресте.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, ее утрата - невосполнима, потому что это ее единственный сын.

Особое место образ матери занимает в творчестве Марины Цветаевой. Ей посвящены не только стихи, но и проза: «Мать и музыка», «Сказка матери». В автобиографических очерках и письмах Цветаевой можно найти много упоминаний о Марии Александровне. Ее памяти посвящено и стихотворение «Маме» (сборник «Вечерний альбом»). Автору очень важно подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей. Натура тонкая и глубокая, художественно одаренная, она ввела их в мир прекрасного. С самых ранних лет музыка была для Цветаевой тождественна голосу матери: «В старом вальсе штраусовском впервые/ Мы услышали твой тихий зов». «Мать - сама лирическая стихия», - пишет Цветаева.

«Страсть к стихам - от матери». Благодаря ей и для детей искусство стало некой второй реальностью, подчас более желанной. Душа, была убеждена Мария Александровна, должна уметь противостоять всему безобразному и дурному. К детским снам клонясь неутомимо (Без тебя лишь месяц в них глядел!), Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. Мать научила детей чувствовать боль - свою и чужую, сумела отвратить их от лжи и фальши внешних проявлений, даровав им раннюю мудрость: «С ранних лет нам близок, кто печален,/ Скучен смех...». Такая нравственная установка рождала внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться житейским благополучием: «Наш корабль не в добрый миг отчален/ И плывет по воле всех ветров!» Материнская Муза была трагической. В 1914 году Цветаева писала В.В. Розанову: «Ее измученная душа живет в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумие, ее жажда дошли в нас до крика». Груз, принятый на плечи, был тяжел, но он составил и главное богатство юной души. Духовное наследство, завещанное матерью, означало глубину переживаний, яркость и обостренность чувств и, конечно же, благородство сердца. Всем самым лучшим в себе, как признавала Цветаева, она обязана матери.

В автобиографическом романе «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксаков писал: «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них».

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку

……………………………….

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Я помню, помню голос твой!

Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?

Обращение к матери, нежность, благодарность к ней, позднее раскаяние, восхищение ее мужеством, терпением - основная тема лирики, которая остается актуальной всегда, независимо от века, в котором творит истинный поэт.

Центральным образ матери становится в поэтическом мире Твардовского и возвышается от частного - посвящений собственной матери - до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства - образа Родины. Важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга и сыновней благодарности соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве.Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…». История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны. Твардовский не зря называл себя прозаиком: в этом стихотворении он последовательно рассказывает историю жизни своей матери, обходясь без сравнений, метафор, ярких рифм.В этом русле возникают стихи о матерях новых советских героев («Матрос», «Полет», «Сын», «Мать и сын», «Ты робко его приподымешь…»). Лучшее в этом ряду стихотворений 30-х годов - «Ты робко его приподымешь…», где создан подлинный образ матери героя. В годы войны образ матери становится значительнее в творчестве Твардовского, но теперь образ матери приравнивается к образу всеобщей Родины, страны, будучи соотносим с образами простых женщин-крестьянок.Полное перемещение образа матери в область памяти происходит в цикле «Памяти матери», написанном в 1965 году. Здесь нет как такового образа матери; здесь мать живет только в памяти сына, и поэтому его чувства раскрыты больше, чем образ матери, ставший бесплотным.Это стихотворение - последнее, где появляется образ матери, оно завершает материнскую линию в поэзии Твардовского, и само становится той песней, что «в памяти жива», в которой вечно жив образ матери, и собственной матери поэта, и обобщенный образ материнства: крестьянки, труженицы, женщины с трудной судьбой.

Образ матери извечно нес на себе черты драматизма. И стал выглядеть еще более трагично на фоне страшной в своей ожесточенности Великой Отечественной войны. Кто более матери перенес страданий в эту пору? Об этом множество книг. Из них книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей. В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя. «Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой». И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

Война является основной темой некоторых произведений Ч. Айтматова, как и в повести «Материнское поле». В ней образ матери у Айтматова многозначен. Во-первых, это мать, родившая ребенка (героиня повести Толгонай проводила на войну трех своих сыновей и всех троих потеряла). Во-вторых, народная мать: вспоминая детей Толгонай гордится и понимает, что «материнское счастье идет от народного счастья». Красной нитью проходит мысль о силе материнской любви, как способной объединять, роднить, воскрешать: «Я проглотила хлеб со слезами и подумала: «Хлеб бессмертия, ты слышишь, сын мой Касым! И жизнь бессмертна, и труд бессмертен!».

Очень трепетно и нежно пишет о матери в своих произведениях Иван Бунин. Ее светлый облик он сравнивает с небесным ангелом:

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
……………………………….

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?