Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию. Что понадобится для ввода объекта в эксплуатацию

Формальные процедуры по вводу в эксплуатацию характерны как для производственных, так и для гражданских объектов: приемка объекта у подрядчика, получение разрешения на ввод в эксплуатацию, регистрация объекта и т.д. Эксплуатация является наиболее продолжительной фазой жизненного цикла строительного объекта.

Разрешение на ввод в эксплуатацию

Ранее при вводе в эксплуатацию требовалось дополнительно решение государственной приемочной комиссии. После принятия ГрК РФ застройщику необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению о выдаче такого разрешения необходимо подготовить следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка или ПМТ;
  • разрешение на строительство;
  • акт приемки объекта капитального строительства;
  • документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов (подписывает генподрядчик);
  • акт о соответствии параметров объекта проектной документации (подписывают генподрядчик, технический заказчик, инженер заказчика);
  • документы, подтверждающие соответствие объекта техническим условиям (подписывают представители организаций, эксплуатирующих сети);
  • схему планировочной организации земельного участка с расположением объектов и инженерных сетей в границах земельного участка (подписывают генподрядчик и технический заказчик);
  • акт итоговой проверки государственного строительного надзора и заключение органа государственного пожарного надзора.

Для опасных объектов добавляется договор обязательного страхования гражданской ответственности, для объектов культурного наследия - акт приемки выполненных работ по сохранению объекта.

В качестве акта приемки объекта капитального строительства могут быть использованы формы ОС-la «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» или ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств», утвержденные постановлением Госкомстата 21 января 2003 г. № 7. В г. Москве форма «Акта приемки объекта капитального строительства государственного заказа города Москвы» утверждена распоряжением Правительства Москвы от 9 марта 2007 г. № 396-РП.

При сдаче жилого дома составляют акт приемки-передачи, для чего создается комиссия. В акте могут быть указаны состояние частей здания, коммуникаций и инженерных систем, их дефекты. Аналогичная процедура проводится при передаче здания на баланс другой организации, при этом указывается эксплуатирующая организация.

Для исключения проблем при вводе в эксплуатацию жилых объектов целесообразно придерживаться исчерпывающего перечня процедур, связанных с получением различных разрешений и согласований . Практически во всех случаях понадобятся следующие документы:

  • технический план здания, сооружения;
  • заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
  • кадастровый план объекта недвижимости: здания, помещения;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.

При наличии соответствующих инженерных систем могут потребоваться следующие документы:

  • акты допуска приборов учета электрической энергии, узла учета воды и сточных вод к эксплуатации, акт о приемке газового оборудования и средств автоматики для проведения пусконаладочных работ, акт обследования соответствия показателей энергоэффективности газоиспользующего оборудования паспортным или проектным показателям;
  • акт о промывке и дезинфекции внутриилощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта, необходимых для подключения к централизованной системе холодного водоснабжения;
  • акты о выполнении технических условий для присоединения к электрическим сетям, осмотра (обследования) электроустановки и уведомление о проведении осмотра;
  • акты о готовности внутриилощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии и теплоносителя, к подключению к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, бытовой (общесилавной) и ливневой системам водоотведения, о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к технологическому присоединению;
  • разрешение органа энергонадзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств, разрешение на осуществление подключения к системе теплоснабжения, разрешение на пуск газа;
  • акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в отношении электрических и тепловых сетей, сетей газораспределения, централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения;
  • акт технологического присоединения к электрическим сетям и сетям газораспределения, акты о подключении к централизованным системам теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, централизованной бытовой (общесплавной) и ливневой системам водоотведения;
  • договоры энергоснабжения и теплоснабжения холодного и горячего водоснабжения, договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, договор водоотведения в централизованную бытовую и ливневую системы водоотведения, договор поставки газа и договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Региональный орган государственный власти или орган местного самоуправления может установить необходимость проведения контрольно-геодезической съемки и передачи исполнительной документации.

Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подается в тот же орган, который выдавал разрешение на строительство. Последний обязан в течение 10 дней провести осмотр объекта капитального строительства в случае, если государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте не проводился. Затем проводится проверка наличия и правильности оформления указанных выше документов. При положительных результатах проверки заявителю должно быть выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, при отрицательных - отказано с указанием причин отказа. Отказ может быть обжалован в суде.

Разрешение выдается по установленной форме (см. ниже). В разрешении указываются основные показатели возведенного объекта, основные примененные материалы, стоимость строительства - по проекту и фактические. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта, а в случае реконструкции - для изменения данных такого учета.

Форма разрешения на ввод в эксплуатацию

  • (наименование застройщика
  • (фамилия, имя, отчество - для граждан, его почтовый индекс и адрес)

РАЗРЕШЕНИЕ

на ввод объекта в эксплуатацию №_

  • (наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти,

или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или органа местного самоуправления, осуществляющих выдачу разрешения на строительство)

руководствуясь статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешает ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства (ненужное зачеркнуть)

(наименование объекта капитального строительства

в соответствии с проектной документацией)

расположенного по адресу

(полный адрес объекта капитального строительства с указанием субъекта Российской Федерации, административного района и т.д. или строительный адрес) 2. Сведения об объекте капитального строительства

I. Общие показатели вводимого в эксплуатацию объекта

Строительный объем - всего куб. м

в том числе надземной части куб. м

Общая площадь кв. м

Площадь встроенно-пристроенных поме- кв. м

Количество зданий Шт.

II. Нежилые объекты

Объекты непроизводственного назначения (школы, больницы, детские сады,

объекты культуры, спорта и т.д.)

Количество мест Количество посещений Вместимость

(иные показатели) (иные показатели)

Объекты производственного назначения

Мощность

Производительность

Протяженность

III. Объекты жилищного строительства

штук секций шт./кв. м

шт./кв. м шт./кв. м шт./кв. м шт./кв. м шт./кв. м кв. м

IV. Стоимость строительства Стоимость строительства объекта - всего тыс. руб. в том числе строительно-монтажных работ тыс. руб.

(должность уполномоченного сотрудника (подпись) (расшифровка

органа, осуществляющего выдачу разре- подписи)

тения на ввод объекта в эксплуатацию)

Для ввода в эксплуатацию лифтов монтажная организация составляет декларацию соответствия с участием аккредитованной испытательной лаборатории. Декларация, протоколы проверки и испытаний, протоколы электроизмерительных работ прикладывают к паспорту лифта.

Владелец лифта (собственник здания или управляющая компания) проверяет комплектность документации и выполнение требований технического регламента 1 , а также заключает договор страхования гражданской ответственности и договор на техническое обслуживание лифта.

Для ввода лифта в эксплуатацию владелец организует комиссию в составе представителей владельца, монтажной и обслуживающей организаций. На основании положительного решения комиссии составляется акт приемки лифта в эксплуатацию , владелец принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию и вносит решение в паспорт лифта.

Никто не может гарантировать, что после сдачи объекта никаких дефектов не обнаружится. Однако генеральный подрядчик несет обязательства по исправлению за свой счет дефектов, возникших вследствие недостатков строительства, монтажа и пусконаладочных работ и обнаруженных в течение гарантийного периода (ст. 755 ГК РФ). При этом учитываются также гарантийные обязательства поставщиков оборудования, закрепленные в договорах поставки. Заводы-изготовители должны устранять за свой счет недостатки, возникшие вследствие некачественного изготовления оборудования и обнаруженные в рамках гарантийного срока, установленного в договорах поставки оборудования.

Продолжительность гарантийного срока устанавливается в договоре строительного подряда и, как правило, составляет 1-2 года, а при строительстве по закону о долевом участии - 5 лет. В договоре целесообразно оговорить дату начала гарантийного периода: подписание акта передачи объекта подрядчиком, окончания комплексного опробования, завершения гарантийных испытаний и т.п.

Если гарантийный период закончился, но в течение 5 лет со дня сдачи работ было обнаружено ненадлежащее качество строительства, то обязанности подрядчика по устранению дефектов сохраняются и по истечении гарантийного срока (ст. 724, 756 ГК РФ). При этом подрядчик обязан доказывать, что дефект произошел не по его вине («презумпция виновности» подрядчика).

Нередко заказчик устанавливает в договоре положение о гарантийном залоге (отложенном платеже), который может составлять до 5-10% договорной цены за подрядные работы. Этот залог возвращается подрядчику по истечении гарантийного срока, если за это время дефектов не будет выявлено. Если дефекты будут обнаружены, а подрядчик не примет меры по их устранению, заказчик в соответствии с таким положением оплачивает работы по устранению дефектов третьему лицу, уменьшая, таким образом, сумму, возвращаемую подрядчику.

По окончании гарантийного периода подписывается акт об окончательной приемке объекта. К этому моменту должны быть сверены и завершены все взаимные расчеты.

Чтобы реализовать ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, требуется выполнить ряд работ, направленных на проверку сооружения. Такие мероприятия позволяют определить, насколько готовое здание соответствует требованиям законодательства, нормам и правилам. Завершающим этапом является регистрация права собственности, а для промышленных объектов - принятие сооружения к бухгалтерскому учету для возмещения налога (НДС).

Чтобы понять, что такое ввод в эксплуатацию, важно разобраться с тонкостями правовых норм, выполнение которых гарантирует безопасность готового сооружения, отсутствие недоработок и ошибок застройщика. Результат обследования - выдача разрешения на ввод, что подтверждает правильность выполнения мероприятий и отсутствие ошибок со стороны специалистов. Ниже рассмотрим правовые нормы, порядок ввода готового здания в эксплуатацию, необходимые документы, а также причины отказа в выдаче разрешения.

Ввод в эксплуатацию объекта капстроительства регулируется нормами законодательства, которые должны выполняться всеми участникам строительного процесса. Иным нормативным актам необходимо следовать с учетом основного закона. Особенность актов в том, что они дополняют ряд положений, но находятся в пределах действующего законодательства.

В нормативно-правовых актах находят отражение вопросы, касающиеся оформления разрешения для сдачи объекта в эксплуатацию. В них прописывается перечень бумаг, необходимых для ввода, инструкции по заполнению, а также формы разрешительной документации. Определенные сведения приведены в СНиП, где регламентируется ввод в эксплуатацию сооружений, относящихся к разной категории (к ним предъявляются различные требования). Кроме того, при получении разрешения на ввод здания (сооружения) стоит брать во внимание региональные нормативные акты.

Основной порядок приема и ввода объекта завершенного строительства регламентируется следующими документами:

  • ГрК РФ (статья 55).
  • Положение о ГСН в России (документ утвержден 1 февраля 2006-го).

С учетом статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод в эксплуатацию требуется получить в органе, который выдает разрешение на возведение объекта. Для получения разрешительного документа требуется подать заявление и приложить к нему пакет бумаг. Стоит отметить, что этот пакет не ограничивается и может расширяться по требованию стороны, которая принимает бумаги. На рассмотрение документации дается до 10 суток, за которые строительная компания должна получить разрешение или отказ уполномоченного органа (с объяснениями).

В пакет бумаг, которые передаются с заявлением, входит заключение о соответствии постройки проекту и техрегламенту. Оформление такого заключения является задачей Госстройнадзора. Какие бумаги потребуются, рассмотрено ниже.

В Положении о ГСН в РФ указано, что для выдачи заключения орган Госстройнадзора должен провести проверку объекта. По ее результатам он решает - выдавать заключение о соответствии сооружения действующим нормам или отказать заявителю. Заключительная проверка проводится сотрудниками Госстройнадзора после окончания строительных (восстановительных, капитальных) работ. На проведение итоговой проверки выделяется до 30 дней.

Заключение о соответствии сооружения выдается органом Госстройнадзора только в случае, если в процессе строительства не было ошибок и нарушений при выполнении работ в отношении проектной или технической документации. Если таковые имели место, они должны быть устранены к намеченной дате.

Порядок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства

Рассмотрим поэтапный план действий заявителя для получения разрешения на ввод:

  • Оформление заявления и сбор необходимого пакета бумаг, которые по требованию проверяющего органа должны прилагаться заявителем.
  • Написание сопроводительного письма и оформление приложения, в котором должна быть схема сооружения. В последней указывается план коммуникации сетей инженерно-технического характера.
  • Направление заявления в уполномоченную структуру для получения услуги. Вместе с заявлением передается собранный на этапе подготовки пакет бумаг.
  • Регистрация заявления.
  • Истребование бумаг (информации), которая находится в распоряжении смежных органов. Получение требуемых данных происходит посредством межведомственного взаимодействия.
  • Проверка корректности оформления документации, осмотр сооружения (если эта работа не проводилась Госстройнадздром).
  • Принятие решения о возможности ввода сооружения в эксплуатацию. Если уполномоченный орган дает отказ, он обязан пояснить причины такого решения в письменной форме.
  • Подготовка разрешения, его оформление и передача заявителю. Выдача документа производится в случае, если застройщик безвозмездно передал копию схемы, на которой отражено расположение объекта (возведенного, отремонтированного, реконструированного), сети инженерного и технического обеспечения, а также планировочная организация земельного надела. Информация вносится в реестр, который касается кадастрового учета.

Главные этапы

Главным этапом получения разрешения на ввод является проверка объекта (здания, сооружения) на соответствие требованиям законодательства. Здесь стоит рассмотреть следующие этапы:

  • Оформление акта приемки. В Гражданском Кодексе (статье 753, пункте 4) прописано, что передача результата строительных работ происходит по акту приемки. Документ должен подписываться обеими сторонами. Госкомстат РФ утвердил форму акта (КС-11 и КС-2). Последняя используются для приема определенного объема строительных работ в пределах объекта, а также для приема этапа мероприятий, предусмотренных в договоре стройподряда. КС-11 - форма, которая применяется для приема сооружения в комплексе.
  • Заключение проверяющего органа. С учетом вида объекта заключение оформляется федеральным или уполномоченным органом. Если речь идет о возведении производственного объекта, относящегося к категории опасных, технических сложных или уникальных, а также линий связи, заключение выдается федеральным органом.

Выдача документа производится после выполнения итоговой проверки. По ее результатам производится оценка качества и достаточности выполненных мероприятий, принимается решение о возможности выдачи разрешения или отказе в предоставлении услуги. Как отмечалось ранее, уполномоченный орган имеет на принятие решения до 10 суток.

  • Разрешение на ввод объекта капстроительства в работу. Последний этап - передача документа, удостоверяющего право заявителя ввести сооружение в эксплуатацию. Разрешительная документация подтверждает соответствие объекта требованиям законодательства, проекту и ГПЗУ. Для получения документа требуется пройти шаги, которые рассмотрены выше. Форма разрешения на ввод утверждена еще в 2005 году, постановлением Правительства под номером 698.

Необходимые документы

Ранее отмечалось, что вместе с заявлением застройщик (строительная компания, владелец) должны подготовить пакет бумаг, обосновывающих законность постройки и соответствие здания действующим нормам. В этот пакет документации входит (по ГрК РФ, статье 55, часть 3):

  • Бумаги, которые подтверждают право на надел земли, где ведутся работ.
  • ГПЗУ.
  • Разрешение на возведение объекта. Бумага должна быть выдана с учетом требований ГрК РФ (статьи 51). Кроме того, признаются действительными разрешения, которые выданы до ввода в действие ГрК РФ (ФЗ №191, пункт 3, статья 8).
  • Схема, где указано расположение объекта (реконструированного, возведенного, отремонтированного), планировочная организация, сети обеспечения инженерного и технического характера. В такой схеме должна стоять подпись стороны, которая проводит строительные работы, заказчика и застройщика, осуществляющего строительство (реконструкцию, ремонт) на базе соглашения.
  • Заключение Госстройнадзора (если это требуется) о соответствии сооружения (восстановленного, построенного или отремонтированного) требованиям проекта или нормам техрегламента.
  • Сведения об объекте капстроительства, инженерных и технических сетях, а также копии разделов проекта и результатов инженерных изысканий. Эта документация должна передаваться безвозмездно.
  • Акт приема объекта капстроительства (если речь идет о возведении, реконструкции или капремонте объекта по договору).
  • Бумагу, подтверждающую соответствие готового сооружения требованию техрегламента. Она должна подписываться лицом, которое осуществляет строительные работы. Четкой формы заполнения законодательством не предусмотрено.
  • Бумагу, подтверждающую соответствие характеристик возведенного (отремонтированного, восстановленного) объекта капстроительства проекту. Документ подписывается лицом, которое выполняет работы (форма не устанавливается).
  • Бумаги, подтверждающие соответствие техусловиям с подписью представителей компаний, которые производят эксплуатацию инженерных и технических сетей (если они имеют место).

Какие проверки и экспертизы проводятся?

Перед итоговой проверкой требуется проведения комплекс работ:

  • Испытания оборудования, а также отдельных систем. Такие мероприятия завершаются проверкой основного и дополнительного оборудования.
  • Выполнение пробного пуска.
  • Составление акта приемки (требуется при осуществлении работ по договору).

В процессе строительных работ и монтажа сооружений должны организовываться промежуточные приемки оборудования и элементов конструкции здания (в том числе скрытых работ). Функциональные и персональные испытания тех или иных систем сооружения проводятся с привлечением заказчика после завершения работ. Если в процессе работ были допущены недоделки или найдены дефекты, они устраняются монтажной или строительной компанией, а также заводом-изготовителем до комплексной проверки.

Пробный пуск организуется до комплексного оборудования. Целью такой работы является проверка технологических схем, работы оборудования и определения уровня безопасности эксплуатации объекта. Что касается комплексного опробования, оно проводится во время итоговой проверки. Здесь подразумевается проверка работы агрегатов и дополнительных сетей в комплексе и под нагрузкой. Комплексная проверка считается успешной, если основное оборудование проработало без сбоев в течение 3-х суток с номинальными параметрами и нагрузкой. Для тепловых сетей и ЛЭП этот период составляет 24 часа.

Стоит отметить, что при проведении итоговых проверок сотрудники Госстройнадзора должны проверить справки других органов госнадзора и контроля, а также структур, которые будут поставлять коммунальные услуги, о подключении коммуникаций к сооружению на постоянной основе, о принятии здания в обслуживание и выполнения техусловий по подключению.

Могут ли отказать в выдаче разрешения на ввод?

Орган, который отказал в оформлении разрешения на ввод, должен разъяснить свою позицию и указать мотивированные причины отказа. К таковым можно отнести:

  • Отсутствие полного пакета документов, которые требуются по законодательству для получения разрешения.
  • Отступление здания (отремонтированного, построенного, реконструированного) от установленных параметров. Это требование не касается ИЖС.
  • Отступление от действующих предписаний ГПЗУ или требований, которые содержатся в разрешении на строительство.
  • Невыполнение уполномоченным лицом обязательства передачи информации по площади, высоте, этажности сетях технического и инженерного обеспечения.

Причиной для отказа может послужить отсутствие копий разделов проекта, инженерных изысканий, планировочной схемы надела, а также другой информации, которая должна быть передана по требованиям законодательства.

Всем привет! Недавно я вам рассказывал как оформлять разрешение на строительство, а сегодня познакомлю вас с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Без этого документа вы не сможете оформить в собственность построенный объект, ну если это только не объект индивидуального жилого дома. Его можно пока оформить по упрощенной схеме не оформляя разрешение на ввод.

Что это такое

Определение приведено в ч. 1 ст. 55 ГрК РФ:

Разрешение на ввод это практически последний документ касаемо строительства. Дальше только оформление права собственности. После получения данного документа вы смело можете приступать к эксплуатации объекта.

А если вы начнете эксплуатировать объект до получения разрешения на ввод, то вам грозит административное наказание согласно ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ:

Как оформить

Давайте сперва разберемся кто выдает этот документ. А для этого нам необходимо обратиться к ч. 2 ст. 55 ГрК РФ:

В основном разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдает тот же орган, который выдавал вам ранее разрешение на строительство.

К кому обратиться мы определились, а теперь разберем какие документы необходимо приготовить.

Для оформления документа необходимо собрать определенный перечень бумаг, а именно:

Для увеличения нажмите на картинку

  • Самое первое это оформление заявления по форме. Бланк заявления вы можете скачать в конце статьи.
  • Второе это бумаги на земельный участок. Это либо договор аренды, либо право собственности.
  • Третье это ГПЗУ, либо ППТ или ПМТ. Про , я писал уже на блоге. Для этого перейдите по ссылкам и ознакомьтесь со статьями.
  • Четвертое это разрешение на строительство. Об этом я тоже писал, вот статья « ».
  • Пятое это акт приемки объекта капитального строительства. О нем я тоже писал вот в этой статье « ».
  • Шестое это документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (документ представляется заявителем самостоятельно).
  • Седьмое и восьмое это документы, которые я рассмотрел в статье « ».
  • Девятое это схема отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (документ представляется заявителем самостоятельно).
  • Десятое это заключение от органа ГСН. Про этот документ вы можете почитать вот в этой статье « ».
  • Одиннадцатое это специальный документ, о котором я говорил в недавней статье « ».
  • Двенадцатое это технический план объекта.
  • О тринадцатом документе вы можете прочитать в статье « ».

Ну вот мы и разобрались какие документы нужны для оформления разрешения на ввод. Более подробно можете ознакомиться с перечнем в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.

Документы, указанные в пунктах 2, 3, 4 и 10 данной статьи можно не предоставлять. Орган выдающий разрешение их должен запрашивать самостоятельно в подведомственных органах.

Следует отметить, что есть одна особенность, которая указана в ч. 4 ст. 55 ГрК РФ:.

Друзья, подписывайтесь на блог, делитесь статьей в комментариях — для меня это очень важно!

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

К огда формируется окончательная стоимость построенного объекта - с получением разрешения на ввод в эксплуатацию или все же позже? Какой вариант ввода объекта в эксплуатацию выбрать - сразу после получения разрешения или после проведения ремонта по отделке? Как увеличится стоимость объекта в случае его продажи после введения в эксплуатацию? Автор рассматривает порядок включения объекта в состав основных средств и анализирует, как этот процесс влияет на его стоимость.

Процесс капитального строительства объекта недвижимости начинается с получения разрешения на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, далее - ГСК РФ) и завершается получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГСК РФ).

Без имеющегося в наличии разрешения на строительство застройщик не имеет права приступить к работам на земельном участке, выделенном под застройку. Данное нарушение карается наложением административного штрафа от 500 тыс. до 1 млн руб. либо приостановлением деятельности до трех месяцев (ст. 9.5 КоАП РФ).

Оштрафовать могут не только застройщика, но и непосредственно подрядчика (субподрядчика). Последний, перед тем как приступить к работе, должен удостовериться, что у владельца стройплощадки (застройщика) уже есть на руках документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории (ч. 1 ст. 51 ГСК РФ) по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 (далее - Постановление № 698), (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11).

После завершения возведения объекта застройщик обязан посетить те же самые «коридоры власти», где ему в свое время выдали разрешение на строительство. Там он должен получить документ, подтверждающий, что объект возведен в соответствии с имеющимся разрешением на строительство и проектной документацией, т.е. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (по форме, утвержденной Постановлением № 698).

Сложилось мнение о том, что полученное разрешение на ввод означает, что строительство объекта недвижимости полностью закончено и он пригоден к использованию в тех целях, которые застройщик поставил перед собой при принятии решения о начале строительства. Давайте разбираться, так ли это.

Застройщик-инвестор

Предположим, что застройщик одновременно является и инвестором с точки зрения Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон № 39-ФЗ). На построенный объект недвижимости он зарегистрирует право собственности и примет его к учету как объект основных средств (п. 2 ст. 4 Закона № 39-ФЗ).

Регистрация права собственности на построенный объект без наличия разрешения на ввод невозможна (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

При этом включение построенного объекта недвижимости в состав основных средств может быть произведено как после регистрации права собственности на него, так и до этого события, в том числе и до подачи документов в Росреестр (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, далее - Методические указания).

Но обязательно ли включать объект в состав основных средств сразу после получения разрешения на ввод? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как не известно, пригоден ли объект к длительной эксплуатации с целью извлечения дохода с точки зрения инвестора на дату получения разрешения.

Еще раз напомним, что разрешение на ввод объекта подтверждает, что объект возведен в полном соответствии с проектной документацией, разрешением на строительство и градостроительным планом земельного участка (ч. 1 ст. 55 ГСК РФ).

Однако в разработанной проектной документации, как и в полученном разрешении на строительство, не обязательно будут сведения о внутренней планировке построенного здания, отделке помещений и пр. Следовательно, и в полученном разрешении на ввод такой информации тоже не будет содержаться. Документ только подтвердит, что работы по возведению объекта выполнены в объеме, предусмотренном в разрешении на строительство и в соответствии с предъявленной проектно-сметной документацией.

А инвестор уже самостоятельно принимает решение, пригоден ли объект к эксплуатации на данной стадии либо требуется еще какое-то время и деньги на доведение его до нужного состояния. И только после того, как будет настелен линолеум (ламинат, ковролин, паркет, каррарский мрамор), поклеены обои одобренной расцветки, смонтированы все электрические и сетевые розетки, начальство посмотрит на работу и скажет: «Это хорошо!»

Чиновники финансового ведомства борются с такой трактовкой, мол, инвестор затягивает с уплатой налога на имущество, нанося непоправимый урон бюджету (письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/1/425, от 20.01.2010 № 03-05-05-01/01).

Судебная практика

Свернуть Показать

ВАС России возражает против подобного однозначного подхода. По мнению суда, до завершения всех отделочных работ объект не обязательно пригоден к эксплуатации, даже при наличии разрешения на ввод и свидетельства о праве собственности (постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № ВАС-4451/10).

Тем не менее готовность объекта к использованию определяется не получением разрешения на ввод, а решением руководства организации, для которой он возведен (в 18 лет разрешено вступать в брак, но не все 18-летние женаты или замужем).

В погоне за скорейшим пополнением бюджета (как можно быстрее принять построенный объект к учету как объект ОС и как можно раньше начать платить по нему налог на имущество), выигрывая, так сказать, в темпе, чиновники могут проиграть в качестве - на законных основаниях организация будет платить этот налог в меньших суммах.

По сути у организации два пути. Первый - признать здание на стадии получения разрешения на ввод в эксплуатацию пригодным к эксплуатации и уже после произвести отделочные работы по объекту основных средств, второй - закончить все отделочные работы по объекту недвижимости и только после этого принять решение о пригодности объекта к эксплуатации (ввести его в состав основных средств).

Если организация признает основным средством построенный объект непосредственно на дату получения разрешения на ввод его в эксплуатацию, то первоначальная стоимость объекта на эту же дату будет считаться сформированной (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, п. 24 Методических указаний).

Эта же стоимость подлежит и включению в базу для исчисления налога на имущество (п. 1 ст. 375 НК РФ). Последующие работы (большей частью отделочные), независимо от их продолжительности и стоимости, вероятнее всего, будут признаны ремонтом объекта и текущими затратами организации (п. 67 Методических указаний). Они не увеличивают первоначальную стоимость объекта, следовательно, не подлежат включению в базу для исчисления налога на имущество.

В ином случае инвестор, имея разрешение на ввод, тем не менее принял решение вначале довести объект до ума и только после этого признать его пригодным к эксплуатации. В этом случае все отделочные работы в большинстве случаев придется признать продолжением работ по строительству объекта, включив их в его первоначальную стоимость. Тем самым, отодвигая дату начала уплаты налога на имущество, организация увеличивает его сумму.

Рассмотрим на примере порядок исчисления налога на имущество при вводе объекта в эксплуатацию.

Пример 1

Свернуть Показать

ООО «Альфа» построило объект недвижимости и в июне получило разрешение на ввод его в эксплуатацию. После этого принято решение о проведении дополнительных отделочных работ.

Затраты на возведение объекта составили 29 500 000 руб., в т.ч. 4 500 000 руб. НДС.

Затраты на регистрацию права собственности (уплата госпошлины, оформление документов и пр.) составили 60 000 руб.

В регистрах бухгалтерского учета их надлежало отразить записями:

ООО «Альфа» решило провести все отделочные работы по объекту (оставив вопрос о пригодности его к эксплуатации на потом), поэтому осуществляло капитальные вложения. Затраты на отделочные работы составили 4 838 000 руб., в т.ч. НДС 738 000 руб.

После завершение работ (в августе), утвердив акт о приеме-передаче здания (сооружения) по форме ОС-1а, ООО переводит построенную (и окончательно отделанную) недвижимость в состав основных средств. Отразить операции нужно следующими записями:


Предположим, что срок полезного использования здания установлен равным 27 годам (9 амортизационная группа). Начиная с сентября в регистрах бухгалтерского учета по этому зданию будет начисляться амортизация по 90 000 руб. в месяц (29 160 000 руб. / 27 / 12).

По истечении 9 месяцев среднегодовая стоимость здания для исчисления налога на имущество составит 5 823 000 руб. [(29 160 000 руб. + 29 070 000 руб.) / 10], а сумма авансового платежа по организации за этот период увеличится на 32 026,50 руб. (5 823 000 руб. × 2,2% / 4).

Если руководство организации останавливается на втором варианте, то уже в июне, сразу после получения разрешения на ввод и на стадии оформления документов на регистрацию права собственности, оформляется ОС-1а.

В этом же месяце база по налогу на имущество организации увеличится на 3 580 000 руб. (25 060 000 руб. / 7), а сумма авансового платежа за I полугодие - на 19 690 руб. (3 580 000 руб. × 2,2% / 4).

Начавшиеся несколько позже отделочные работы следует признать текущими расходами ООО и отразить следующими записями:


При выборе второго варианта налог на имущество по признанному пригодным к эксплуатации объекту основных средств начинает платиться на целый квартал раньше (хотя и в меньших суммах).

Однако затраты на отделку здания признаются текущими расходами непосредственно после их завершения, тогда как при первом варианте они включаются в первоначальную стоимость здания и переносятся на расходы через амортизацию за 27 лет.

Но выбор, естественно, за руководством организации.

Застройщик-продавец

Организация строит такой же объект недвижимости, но с целью продать его (целиком или по частям) другим лицам. Процесс строительства объекта недвижимости в этом случае будет представлять собой не строительство основного средства (так как он изначально предназначен для продажи), а изготовление продукции, пусть и недвижимой.

В связи с этим вызывает некоторое недоумение требование финансового ведомства собирать все затраты по строительству такого объекта на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (письмо Минфина России от 18.05.2006 № 07-05-03/02).

Изначально строящийся для последующей продажи объект недвижимости должен быть признан оборотным активом, так как доход организация намерена получить единовременно, после его продажи. Поэтому не следует изобретать велосипед, а в соответствии с Планом счетов затраты на изготовление продукции собирать на счете 20, учет же готовой продукции после завершения строительства производить на счете 43.

После того, как возведение здания будет завершено, застройщику надо получить разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию. В данной ситуации получение разрешения на ввод будет свидетельствовать о том, что построенное здание как конечный результат производственного цикла соответствует проектной документации и выданному ранее разрешению на строительство.

После получения разрешения на ввод организация имеет право оформить право собственности на построенные объекты недвижимости, принять их к учету как готовую продукцию и заключать договоры купли-продажи на нее.

Но можно ли считать, что изготовление готовой продукции завершено и все затраты, которые застройщик будет нести после получения разрешения на ввод, следует относить за счет самого любимого источника налоговой инспекции - расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль? Согласиться со столь однозначным выводом нельзя.

Строительство объекта недвижимости, который потом (в целом или по частям) будет распродаваться, можно сравнить, например, с выпечкой бисквитных коржей, которые могут продаваться как заготовки для самодельных тортов или же сама кондитерская может делать из них торты и пирожные и продавать их.

Так, разрешение на ввод аналогично отмашке пекаря (или технолога), что коржи испечены. Но дальше часть из них будет использоваться как сырье для пирожных (каждый сорт со своей себестоимостью), часть - для тортов (со своей себестоимостью), часть - как коржи, проданные умелым хозяюшкам для домашних тортов (со своей себестоимостью).

То же происходит и при строительстве недвижимости как готовой продукции. Получение разрешения на ввод - отмашка, что в общем и целом здание готово и помещения в нем уже (после регистрации права собственности) можно продавать.

Но согласится ли кто-то купить продукт в таком виде? Кто-то, может, и согласится, а кто-то потребует, чтобы за ту цену, которую заявил продавец, в этом помещении были произведены и другие работы (внутренняя отделка). Кроме того, за помещения, которые будут числиться на балансе продавца какое-то время (а сколько именно, неизвестно), ему придется платить как минимум за отопление.

Расходы на доделку и отделку помещений будут увеличивать себестоимость готовой продукции, а «коммуналку» и другие подобные затраты следует признать расходами на содержание готовой продукции - опять-таки уменьшающими налогооблагаемую прибыль.

Рассмотрим на примере порядок отражения в учете стоимости работ, произведенных после получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Пример 2

Свернуть Показать

ООО «Альфа» построило объект недвижимости и в июне получило разрешение на ввод его в эксплуатацию. После получения разрешения и оформления права собственности заключены договоры купли-продажи помещений с тремя покупателями. Как и в Примере 1, затраты на строительство здания составили 29 500 000 руб., в т.ч. 4 500 000 руб. НДС. Затраты на регистрацию права собственности (уплата госпошлины, оформление документов и пр.) также составили 60 000 руб.

В регистрах бухгалтерского учета нужно сделать следующие записи:


Итого затраты на изготовление продукции составили 25 060 000 руб.

Организация принимает решение поставить себе на учет 3 единицы продукции (допустим, первый, второй и третий этажи), определив себестоимость каждого из них пропорционально полезной площади. Не вдаваясь в тонкости расчета себестоимости, предположим только, что себестоимость возведения 1-го этажа составила 8 000 000 руб., 2-го - 8 500 000 руб., 3-го - 8 560 000 руб.

Принятие к учету трех единиц продукции, таким образом, надлежит отразить записями:

Дебет счета 43 (субсчет «Первый этаж») Кредит счета 20 - 8 000 000 руб.;

Дебет счета 43 (субсчет «Второй этаж») Кредит счета 20 - 8 500 000 руб.;

Дебет счета 43 (субсчет «Третий этаж») Кредит счета 20 - 8 560 000 руб.

На первый этаж покупатель нашелся сразу, и запрошенная цена его полностью устроила.

Двум другим покупателям соотношение «цена - качество» предложенных помещений не подошло. Они заявили, что за указанную цену они согласятся купить эти помещения, только если продавец проведет там хотя бы минимальные отделочные работы.

Собственник принял эти требования.

Затраты по отделке второго этажа составили 354 000 руб., в т.ч. 54 000 НДС, третьего - 590 000 руб., в т.ч. 90 000 руб. НДС.

Проведение отделочных работ в регистрах бухгалтерского учета ООО «Альфа» должно быть отражено записями:


Таким образом, себестоимость продаваемого помещения станет равной 8 800 000 руб. (8 500 000 руб. + 300 000 руб.).

Затраты на отделку третьего этажа будут отражены аналогичными проводками. Себестоимость этой единицы продукции станет равной 9 060 000 руб. (8 560 000 руб. + 500 000 руб.).

Обратите внимание: несмотря на то, что ООО «Альфа» после регистрации права собственности на построенное здание будет поставлено на налоговый учет как владелец объекта недвижимости, оно не должно становиться плательщиком налога на имущество. Эта недвижимость не подлежит включению в базу для исчисления данного налога, так как не является объектом основных средств.


Мы запустим Ваш бизнес.

Наши специалисты имеют достаточный опыт и профессиональные связи для скорого оформления ЗОС. Вам не придется терять драгоценное время и откладывать запуск объекта.

Предоставьте нам всю сложную работу.
Мы к вашим услугам.

Завершающим этапом строительства объекта недвижимости является сдача в эксплуатацию. Ключевым документом для получения акта о вводе объекта в эксплуатацию является заключение о соответствии (ЗОС) .

Заключение о соответствии (ЗОС) – это «заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса» (пункт 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации РФ).

Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства производится техническим заказчиком в соответствии с ранее согласованной проектной документацией. Чем более детально проработан проект выполнения строительно-монтажных работ, тем легче оформить ввод объектов капитального строительства при строгом выполнении всех предписаний.

Каждый предшествующий этап работ оформляется актами скрытых работ, которые должны быть представлены инспектору строительного надзора. Все эти документы должны храниться у застройщика на протяжении всего гарантийного срока работ по строительству здания.

Блок-схема ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства приведена ниже:

В выдаче ЗОС может быть отказано по следующим причинам:

  1. При строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
  2. Отсутствует акт проверки после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Других оснований для отказа в выдаче ЗОС на ввод объектов капитального строительства нормативными документами не предусмотрено.

Следовательно, для получения заключения о соответствии объекта необходимо обеспечить следующее:

а) Соответствие выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных актов.

Контроль за выполнением требований, перечисленных в п.а) осуществляется:

  • ежедневно службами технического надзора в структуре Застройщика, с заполнением общего журнала производства работ и специальных журналов, предусмотренных строительными нормативами. При этом в соответствии с требованиями в области строительства необходимо производить освидетельствования скрытых работ с оформлением соответствующих документов, отслеживать соответствие материалов, применяемых при производстве СМР по номенклатуре, количеству и качеству и т.д.
  • периодически надзорными органами. Обязанность по организации взаимодействия с органами государственного строительного надзора так же лежит на службах Застройщика с момента получения разрешения на строительство. При выявлении нарушений в процессе проверок застройщик обязан принять меры по устранению этих нарушений и оформлению соответствующих документов.

Из статьи начальника Госстройнадзора С.П. Снегиря:

«Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (ч. 5 ст. 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства. А если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.

б) Соответствие выполненных работ проектной документации.

В процессе строительства практически любого объекта возникает необходимость корректировки некоторых проектных решений, замене отдельных материалов на аналогичные. Застройщик обязан согласовывать такие изменения с проектной организацией, осуществляющей авторский надзор, соответствующим образом документировать эти обстоятельства.

в) Получение акта итоговой проверки

В соответствии с п.26 РД-11-04-2006 «При проведении итоговой проверки должен соблюдаться порядок проведения проверки, предусмотренный главой III настоящего Порядка, и учитываться следующее:
а) визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия);
б) проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.»

Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:

Индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;
- пробные пуски;
- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).

Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.

Индивидуальные и функциональные испытания оборудования и отдельных систем проводятся с привлечением заказчика по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ.

Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.

Пробные пуски проводятся при вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства до комплексного опробования. При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации.

Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки. При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой.
Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается.
Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.

В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи – в течение 24 часов.

На момент подписания акта итоговой проверки необходим полный комплект исполнительной документации, включающей в себя:

Акты освидетельствования:

  • разбивки осей строящегося капитального объекта;
  • геодезической разбивочной основы;
  • скрытых работ, контроль над которыми должен быть произведен своевременно, до выполнения последующих работ;
  • строительных конструкций
  • участков инженерных сетей

Кроме того, в состав исполнительной документации входит исполнительная производственная документация с записями о соответствии с выполненными работами по факту. А также содержатся:

  • исполнительные геодезические схемы;
  • документация (чертежи и схемы) участков инженерных сетей;
  • результаты испытаний и экспертиз строительного контроля;
  • акты опробования применяемых технических устройств;
  • документы по качеству стройматериалов;
  • некоторые другие данные по фактическому исполнению проекта;
  • специальные журналы, порядок ведения которых оговаривается в РД-11-05-2007: общий журнал работ; журнал проектных организаций, осуществляющих авторский надзор; журналы контроля качества (входного и операционного).