Федеральное агентство научных организаций фано. Фано — ран: архитектура отношений меняется

https://ria.ru/politics/20180515/1520637354.html
  • Подписан закон о реформе Российской академии наук (неопр.) . Администрация Президента РФ
  • Главой ФАНО стал Михаил Котюков (неопр.) . Российская газета . Дата обращения 26 октября 2013.
  • Российскую науку передадут в ФАНО (неопр.) . Lenta.ru . Дата обращения 26 октября 2013.
  • Наука в вузах останется вне ФАНО (неопр.) . Lenta.ru. Дата обращения 28 октября 2013.
  • Утверждён список научных организаций, подведомственных ФАНО // РИА Новости , 08.01.2014
  • Формирование комиссии по оценке результативности - Итоги отбора кандидатов в члены Комиссии
  • Приказ об образовании НКС при ФАНО России
  • ФАНО России создает систему информационного обеспечения научных организаций (неопр.) (9 мая 2015).
  • Распоряжение президента России от 6.07.2017: "Внести в перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне…, изменение, дополнив его словами - «Руководитель ФАНО России».
  • Информационные ресурсы Центры коллективного пользования и уникальные научные установки в организациях, подведомственных ФАНО России: [Москва. 20-21 окт. 2015 г.] М.: ФАНО России, 2015.
  • Индикативный рейтинг научных организаций за: 2014 год , 2015 год .
  • Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2014 г. № 161 «Об утверждении типового положения о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения и типовой методики оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2014 г. № 162 «Об утверждении порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности и порядка подтверждения указанных сведений федеральными органами исполнительной власти в целях мониторинга, порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности в целях оценки, а также состава сведений о результатах деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, предоставляемых в целях мониторинга и оценки»
  • Приказ ФАНО Россия от 18 апреля 2016 г. № 179 «О Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»
  • Регламент совместных действий Федерального агентства научных организаций и федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций (утв. Федеральным агентством научных организаций и Российской академией наук 15 января 2015 г.)
  • ФАНО России проводит внеочередную оценку результативности деятельности научных организаций за 3 года (распоряжение ФАНО России от 25.04.2017 г. № 111)
  • ФАНО России и РАН провели совещание по вопросам оценки результативности деятельности научных организаций.
  • Конец 2017 года был ознаменован масштабным протестом сотрудников Российской академии наук (РАН) против уничтожения науки. В к президенту Владимиру Путину российские академики заявили о сокращении финансирования институтов РАН, их «бессмысленной реструктуризации», «абсурдной бюрократизации науки» со стороны Федерального агентства научных организаций (ФАНО), а также росте числа эмигрантов среди ученых. Научный руководитель института лингвистических исследований РАН Николай Казанский, также подписавшийся под письмом, рассказал РБК Петербург , каким образом Академия превращается в рудимент, а отечественная наука терпит крах.

    Исследования под диктовку

    Когда утверждался новый статус академических институтов, многократно провозглашалось, что ФАНО не имеет права вмешиваться в научную сторону деятельности институтов РАН, однако фактически агентство именно этим и занимается, пользуясь тем, что все финансовые рычаги находятся в его руках. Сейчас все институты извлечены из системы РАН и переданы ФАНО — в результате роль Академии в науке оказывается сведенной к нулю, а всем управляет структура, которая по замыслу правительства должна была заниматься только хозяйственными делами. Например, Академия наук в настоящее время может только утверждать научные планы институтов без настоящей координации исследований, не может вносить в них необходимые оперативные изменения. Связано это с внедрением системы госзаданий, которые формируются по аналогии с техзаданиями на годы вперед.

    Исходя из мнимой целесообразности госзаданий, ФАНО диктует институтам сокращение числа научных тем. Объясняется это тем, что все научные госзадания должны быть нацелены только на «конкретный результат». Но ведь есть исследования, по которым нельзя дать никаких гарантий результата (например, работа над не дешифрованными текстами). Теперь их не проводить? В результате директору каждого института вместо того, чтобы заниматься организацией научных исследований, приходится бороться за выживание коллектива и сохранение необходимого для страны спектра исследований.

    Разрушению научной деятельности способствует и уничтожение системы так называемого международного безвалютного обмена учеными. В институте, где я работаю, есть группа ученых, занимающихся балканистикой. Они использовали безвалютный обмен для поездок в Албанию, причем за этими поездками часто следовали конкретные научные проекты. Теперь взаимодействие прекратилось из-за того, что безвалютный обмен больше не финансируют. Причем это тревожит не только российских ученых. Например, директор Института истории Национальной академии наук Беларуси Вячеслав Данилович в преддверии совместной российско-белорусской конференции, посвященной военной истории XX века подчеркивал, что единственная страна, с которой у Беларуси нет обмена учеными — это Россия.

    Угроза библиотекам

    Во взаимоотношениях ФАНО с Академией наук появились и откровенно нелепые юридические сложности. В течение двух лет институты своими силами переоформляли все имущество, которое есть в институте, в соответствии с новыми требованиями ФАНО. Ожидалось, что, взяв на себя хозяйственные заботы ФАНО пришлет в каждый институт своего представителя, который бы занимался хозяйственно-юридическими вопросами. Недавно ФАНО решило возродить постановление Общего собрания академии наук СССР от 1930 года, согласно которому все институтские библиотеки были объединены и централизованы. Формально в 1930 году оно было исполнено, но фактически в течение почти 90 лет библиотеки продолжали спокойно работать в каждом институте. Сотрудники центральной библиотеки (Библиотека академии наук — БАН) работали в тесном контакте с учеными, создавая, например, уникальные систематизированные каталоги. Теперь ФАНО возмутилось тем, что сотрудники Библиотеки академии наук работают в помещениях институтов, а не в главном здании библиотеки, и что в помещении институтов хранятся и библиотечные книги.

    Следует сказать, что специальные библиотеки при институтах комплектуются сейчас в большей степени за счет даров сотрудников. В преддверии юридических изменений остановился процесс комплектования библиотек новыми книгами, уникальные собрания оказались под угрозой оптимизации. Помещения, в которых располагаются институтские библиотеки, требуется оформить как площади, переданные в безвозмездное пользование. И никаких гарантий, что библиотеку не «оптимизируют», после чего помещение не посчитают рациональным сдать в коммерческую аренду.

    Еще одна опасность заключается в только что опубликованной идее преобразовать в том числе научные бюджетные учреждения в автономные — которые смогут перейти на самообеспечение (к 2019 году мы должны будем доложить о реализации соответствующего плана). Но если речь идет о науке, то мы должны исходить не из планов по созданию определенного количества автономных учреждений, а из научных планов, которые в проекте ФАНО вообще не учитываются.

    «Клуб стариков»

    Все эти действия приводят к тому, что Академия наук превращается в клуб стариков, читающих друг другу доклады. Да, кроме РАН наукой занимаются, например, вузы. Однако, даже преданные делу науки сотрудники университетов не могут заниматься ее организацией. Они могут координировать деятельность в пределах факультета или кафедры, но не в масштабах города и тем более страны. Подготовить 10 научных конференций по нескольким узким темам ни одному учебному заведению не под силу. Академические институты, понимая, какую область нужно подтянуть, проводят такие конференции.

    Кроме того, уже несколько поколений университетских преподавателей компенсируют невысокие зарплаты репетиторством. И даже если зарплаты станут больше (​при условии, что все станут заниматься наукой), значительная часть преподавателей все равно продолжит заниматься репетиторством, потому что это уже стало их образом жизни. В этом нет вины преподавателей, но, к сожалению, объективная реальность выглядит именно так.

    12 к 600

    Разрушение академической науки может привести к крайне плачевной ситуации. Уже сейчас, если сравнивать наши результаты с коллективными усилиями наших западных коллег, мы поставлены в совершенно неравные условия конкуренции. Например, в Англии над Оксфордским словарем в момент подготовки нового издания работали 600 человек. В России над его русским аналогом, Большим академическим словарем русского языка, работает 12 человек. Реальное соотношение — 1 к 50. Разрыв в финансировании еще больше, но при этом результаты сопоставляют без поправок на разницу в условиях; самих сотрудников, работающих над такими монументальными проектами, оценивают не по их труду, а по наукометрическим базам данных, основывающихся на журнальных
    публикациях.

    Но дело даже не в том, что не находят финансирования. Если бы мне завтра дали эти 600 ставок, их было бы некем заполнить. Нет на 150 млн населения столько русистов, которые обладают достаточными компетенциями для такой работы. И это страшно. Это говорит о катастрофической деградации филологической культуры нашего общества.

    01:16 — REGNUM Одним из основных итогов трех месяцев работы на посту главы РАН Александр Сергеев назвал позитивный сдвиг в отношениях Академии наук с Федеральным агентством научных организаций (ФАНО).

    Самый главный момент, о котором принципиально договорились, рассказал в интервью ИА REGNUM академик Сергеев, — это вопрос о том, «каким образом мы будем выстраивать формулировку государственного задания для академических институтов» .

    Сергеев : Пусть деньги небольшие, но они растут: в следующем году институтам будет выделено средств на 20% больше. У нас значительная часть средств, которая идет через ФАНО институтам, — это средства, которые по существу экстраполируются из предыдущих занятий институтов. Институт занимался несколько лет данной задачей и сам продолжает по инерции этим заниматься: поисследуем еще, опубликуем еще одну статью или сделаем еще один патент. Регламент взаимодействия такой, что РАН получает некие отчеты, эти отчеты нужно как можно быстрее согласовать, потому что в противном случае институты не получат финансирования. Таким образом, Академия наук перестала играть роль постановщика задач, то есть определять, чем надо заниматься. ФАНО абсолютно это понимает. Они говорят, что мы должны вести административно-хозяйственную работу, но так сложилось, что мы никак не можем договориться относительно этого правильного регламента. Мы договорились, что с будущего года регламент будет совсем другой.

    — Какой?

    — В первой половине года РАН за счет своих Научных советов, которые будут переформатированы и обновлены, — это будут Советы при Академии наук, мы не хотим их называть академическими, так как там будут привлекаться люди из университетов, госкорпораций — так вот, Академия актуализирует программу исследований, сформулирует, чем надо заниматься институтам. А институты во второй половине года разбирают, чем они будут заниматься. Тогда Академия берет на себя роль не просто «посмотрите, что получилось», а роль прогнозирования задачи. Мы переворачиваем пирамиду и ставим ее на основание.

    Руководитель ФАНО с этим согласен?

    — Да, конечно. Мы с Михаилом Михайловичем (Котюковым) вместе это продумывали. Сейчас этот регламент разрабатывается. Это наша совместная задумка с ФАНО. Мы ее сейчас в технические рамки вставляем. Допустим, такой вопрос: если наши Научные советы видят, что какая-то тема устарела, ею не надо заниматься, как быть с выделяемыми средствами? Мы их переправляем другому институту или оставляем этому, но говорим, пустите деньги на другую тему? Но это частности, а принципиальная договоренность с ФАНО есть. Это хорошо для РАН. Так как она находится в несколько «обиженном состоянии». Есть просто моменты недоговоренности.

    Если вывести формулу сдвига отношений с ФАНО, как бы Вы ее сформулировали?

    — Формула отношений с ФАНО сдвинулась в таком направлении, что мы должны работать вместе не посредством мирного сосуществования , как было раньше. Оно основывалось на принципе «двух ключей». Это охранный принцип: «не лезьте в мое». А мы хотим взаимодействия в рамках конструктивного сосуществования . Каждый действительно должен заниматься тем, чем он должен заниматься. ФАНО — административно-хозяйственной работой, Академия — научно-организационной работой. Это всеми признается.

    То есть разногласий больше нет?

    — У нас совершенно нормальные отношения. У нас есть разные взгляды по некоторым вопросам, например, по вопросам собственности, в том числе академической собственности. Потому что есть претензии к РАН, что мы плохо умеем следить за своей собственностью и т.д. Но я думаю, что все эти проблемы мы решим. Я являюсь сторонником сохранения… Эта архитектура РАН — ФАНО не выработала пока весь свой потенциал. Первый этап реформирования закончился, сейчас новый этап, но я считаю, что на этом этапе мы должны работать вместе с ФАНО. Каждый должен заниматься своим делом.

    Можно ли сказать, что складывается новая архитектура отношений ФАНО — РАН?

    — Она перестраивается. И какие-то моменты, которые были раньше, инвертированные, мы стремимся поставить в нормальную устойчивую конфигурацию.

    Глава РАН выразил надежду, что «вектор выстраивания правильных отношений ФАНО — РАН найден».

    Постановление Правительства РФ от 25 октября 2013 г. N 959
    "О Федеральном агентстве научных организаций"

    27 декабря 2014 г., 13 марта, 29 мая, 11 декабря 2015 г., 1 июля 2016 г., 20 января, 3 июня 2017 г.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 735 "О Федеральном агентстве научных организаций" Правительство Российской Федерации постановляет:

    2. Установить, что Федеральное агентство научных организаций является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    3. Разрешить Федеральному агентству научных организаций иметь до 7 заместителей руководителя, в том числе одного первого заместителя руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 18 управлений по основным направлениям деятельности Агентства.

    5. Федеральному агентству научных организаций образовать научно-координационный совет в целях координации взаимодействия Агентства и подведомственных ему научных организаций с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук", включив в его состав ученых, проводящих научные исследования на общепризнанном мировом уровне.

    6. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Федеральным агентством научных организаций внести в течение 1 месяца согласованные предложения о месте размещения Агентства в г. Москве.

    Положение о Федеральном агентстве научных организаций
    (утв. постановлением Правительства РФ от 25 октября 2013 г. N 959)

    С изменениями и дополнениями от:

    I. Общие положения

    1. Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных Агентству.

    2. Руководство деятельностью Федерального агентства научных организаций осуществляет Правительство Российской Федерации.

    3. Федеральное агентство научных организаций в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

    4. Федеральное агентство научных организаций осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" и его региональными отделениями, общественными объединениями и иными организациями.

    II. Полномочия

    5. Федеральное агентство научных организаций осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

    5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности Агентства, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Агентства;

    5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

    5.3. на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности:

    5.3.1. осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 675 Положение дополнено подпунктом 5.3.1.1

    5.3.1.1. осуществляет управление дендрологическими парками и ботаническими садами федерального значения, являющимися научными организациями, подведомственными Агентству;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 675 Положение дополнено подпунктом 5.3.1.2

    5.3.1.2. представляет в Правительство Российской Федерации предложения о создании подведомственных Агентству дендрологических парков и ботанических садов федерального значения;

    5.3.2. утверждает:

    по согласованию с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" программы развития научных организаций, подведомственных Агентству;

    с учетом предложений федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" государственные задания на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений и подведомственными Агентству;

    5.3.3. разрабатывает совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" план проведения фундаментальных и поисковых научных исследований научными организациями, подведомственными Агентству, в рамках выполнения программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

    5.3.4. проводит оценку эффективности деятельности организаций, подведомственных Агентству, в том числе с учетом оценки научной деятельности указанных организаций, осуществляемой федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук";

    5.3.5. осуществляет экономический анализ деятельности государственных унитарных предприятий, подведомственных Агентству, и утверждает показатели экономической эффективности их деятельности, проводит в организациях, подведомственных Агентству, проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования закрепленного за ними имущества;

    5.3.6. в целях перераспределения имущества между организациями, подведомственными Агентству, закрепляет за такими организациями федеральное имущество и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества;

    5.3.7. представляет в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и иных вещных прав на недвижимое имущество, закрепленное за Агентством и подведомственными ему организациями;

    5.4. осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства;

    5.5. обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Агентством и подведомственными ему организациями;

    5.6. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

    5.7. осуществляет функции участника и исполнителя государственных программ Российской Федерации, государственного заказчика федеральной адресной инвестиционной программы в сфере деятельности Агентства;

    5.8. взаимодействует в установленном порядке с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

    5.9. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

    5.10. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, а также координацию деятельности организаций, подведомственных Агентству, по защите таких сведений;

    5.11. организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Агентства, а также руководство, контроль и координацию деятельности в области мобилизационной подготовки организаций, подведомственных Агентству;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 20 января 2017 г. N 45 Положение дополнено подпунктом 5.11.1

    5.11.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве, проведение мероприятий по гражданской обороне, а также контроль и координацию деятельности в области гражданской обороны организаций, подведомственных Агентству;

    5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

    5.13. осуществляет в пределах своей компетенции прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

    5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников Агентства;

    5.15. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

    5.16. осуществляет информационное обеспечение научной и научно-технической деятельности подведомственных организаций;

    5.17. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    6. Федеральное агентство научных организаций в целях реализации своих полномочий имеет право:

    6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

    6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

    6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

    6.4. разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы в установленной сфере деятельности Агентства;

    6.5. образовывать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

    6.6. принимать решения о проведении проверки научной деятельности организаций, подведомственных Агентству, с привлечением ведущих ученых;

    6.7. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства;

    6.8. отменять решения территориальных органов Агентства, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации;

    6.9. учреждать в установленном порядке средства массовой информации для публикации информации, в том числе официальных объявлений, а также для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.

    7. Федеральное агентство научных организаций не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях) и территориальных органах Агентства.

    III. Организация деятельности

    8. Федеральное агентство научных организаций возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации.

    Руководитель Агентства несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Агентство, и осуществление его полномочий.

    Руководитель Агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Агентства.

    Количество заместителей руководителя Агентства устанавливается Правительством Российской Федерации.

    9. Структурными подразделениями Федерального агентства научных организаций являются управления по основным видам деятельности Агентства. В состав управлений включаются отделы.

    10. Руководитель Федерального агентства научных организаций:

    10.1. осуществляет непосредственное руководство Агентством;

    10.2. издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, и по вопросам внутренней организации его работы, а также организует проверку их исполнения;

    10.3. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Агентства и его территориальных органах;

    10.4. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Агентства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Агентства, заключает и расторгает с ними служебные контракты (трудовые договоры), вносит изменения в указанные контракты (договоры);

    10.7. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также бюджетную смету на обеспечение выполнения функций Агентства в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

    10.8. утверждает структуру, численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Агентства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также бюджетную смету на обеспечение выполнения их функций в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

    10.9. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения выполнения функций Агентства;

    10.10. вносит в Правительство Российской Федерации предложения о предельной численности, фонде оплаты труда работников центрального аппарата Агентства и его территориальных органов и предложения о размещении территориальных органов Агентства;

    10.11. принимает решения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации территориальных органов Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников на основании схемы размещения территориальных органов;

    10.12. представляет в установленном порядке работников Агентства и работников организаций, подведомственных Агентству, к присвоению почетных званий Российской Федерации и награждению государственными наградами Российской Федерации, а также применяет иные виды поощрения;

    10.13. учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия , дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждает ими работников центрального аппарата Агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания;

    10.14. применяет в установленном порядке дисциплинарные взыскания к работникам Агентства и руководителям организаций, подведомственных Агентству;

    10.15. представляет в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных Агентству, с учетом позиции федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" в отношении научных организаций;

    10.16. утверждает уставы организаций, подведомственных Агентству, назначает (утверждает) в установленном порядке руководителей организаций, подведомственных Агентству, заключает и расторгает с ними трудовые договоры, вносит изменения в указанные договоры.

    11. Финансовое обеспечение выполнения функций Федерального агентства научных организаций осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    12. Федеральное агентство научных организаций является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, имеет эмблему, флаг и вымпел , учреждаемые Агентством по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    13. Местонахождение Федерального агентства научных организаций - г. Москва.

    Федеральное агенство научных огранизаций (ФАНО) - федеральный орган исполнительной власти, создаваемый в рамках реформы Российской академии наук.

    1. Цель создания Агентства.
    Основные функции ФАНО прописаны в федеральном законе « », принятом 27 сентября 2013 г. вопреки . Закон передает институты РАН, РАМН и РАСХН в ведение ФАНО, которое осуществляет «функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациям» (статья 18.9). Перечень этих 1008 организаций приведен в . Научно-методическое руководство институтами возлагается на Российскую академию наук (статья 2.3).

    2. Структура
    Структура ФАНО регламентируется , принятым Правительством РФ 25 октября 2013 года. В тот же день главой агентства был бывший заместитель министра финансов Михаил Котюков . Согласно Положению, ФАНО будет иметь 18 управлений по основным направлениям деятельности агентства и 7 заместителей руководителя, в том числе один первый заместитель. Нормативная численность ФАНО засекречена.

    3. Расположение
    В соответствии с Президента РАН В.Е. Фортова, ФАНО будет располагаться в здании Президиума РАН (Ленинский проспект, д. 32а). С этой целью в здании Президиума РАН освобождается около 3000 кв. метров офисных помещений, которые должны быть отремонтированы на средства РАН.

    4. Финансирование
    В законопроекте «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» следующее разделение бюджетных средств между РАН и ФАНО:

    Организация

    Финансирование (млрд рублей)

    2014 год 2015 год 2016 год
    ФАНО 91,71 92,36 91,99
    РАН 4,12 3,62 3,62
    Подпрограмма ФНИ* 95,67 105,84 113,73

    *Подпрограмма «Фундаментальные научные исследования» госпрограммы «Развитие науки и технологий»

    5. События вокруг ФАНО
    В 2013 году Владимир Путин объявил годовой мораторий на операции с недвижимостью институтов и кадровые решения со стороны ФАНО. 20 декабря 2013 г. президент РАН В.Е. Фортов оформить мораторий документально.

    РАН 10,13 млрд рублей на 2014 год (получило 4.1 млрд.). Основное финансирование институтов РАН в 2014 году пойдет через Агентство.

    В ноябре 2013 года пресс-служба РАН объявила о между президентом РАН В.Е. Фортовым и В.В. Путиным о том, что несколько НИИ общенаучного профиля, фундаментальных библиотек и архивов останутся в ведении РАН. Несмотря на это, все указанные организации были переданы в ведение ФАНО . Руководство страны никак не комментировало данный инцидент. Тем не менее, Владимир Фортов