Китайские реформы дэн сяопина. Дэн сяопин и китайские реформы

Дэн Сяопин - реформатор китайского социализма. В недавно вышедшей на русском языке книге лауреата Нобелевской премии 2001 г. по экономике Дж. Стиглица под выразительным названием «Ревущие девяностые. Семена развала» есть такая констатация того, что произошло в эти годы с нашей страной и другими социалистическими государствами Европы и как в это время жила Китайская Народная Республика: «Громогласно провозглашенный с обещаниями беспрецедентного процветания переход бывших коммунистических стран к рыночной экономике обернулся на деле беспрецедентной бедностью. Этот переход обернулся такой катастрофой, что летом 1999 г. “Нью- Йорк тайме” поставила вопрос: кто потерял Россию? ...ВВП снизился на 40 процентов, и бедность возросла в 10 раз. И сходные результаты имели место в других экономиках, осуществлявших переход, следуя рекомендациям Министерства финансов США и Международного валютного фонда.

Тем временем Китай, следовавший своим собственным курсом, показал, что существует альтернативный путь перехода, обеспечиваю

щий успех и в области роста, который обещал переход к рыночной экономике, и одновременно в области значительного снижения уровня бедности» .

Успехи перехода Китая к рыночным отношениям, перестройка в стране, где проживает более 1,2 миллиарда человек, т.е пятая часть всего человечества, при сохранении курса на построение социализма, руководящей роли Коммунистической партии (в рядах которой на конец 2003 г. состояло без малого 70 миллионов человек), при укреплении целостности государства справедливо связывают с именем Дэн Сяопина, его деятельностью, его идеями. Именно он, провозгласив политику рыночных реформ внутри страны и открытости Китая внешнему миру, выдвинул стратегию «социалистической модернизации с китайской спецификой» . О том, насколько серьезна эта стратегия, говорят прогнозы американских специалистов, согласно которым к 2050 г. Китай выйдет на первое место в мире с 20 триллионами долларов ВНП, а США окажутся на втором месте с 13,5 триллиона .

Штрихи к политическому портрету. Дэн Сяопин (1904-1997) родился в одной из деревень провинции Сычуань в семье, хорошо понимавшей значение образования. Здесь окончил начальную школу. С 1920 г. по предложению отца уехал во Францию, чтобы «учиться и работать». Там, восприняв марксизм, вступил в 1924 г. в ряды Коммунистической партии Китая. В начале 1926 г. он уже в СССР, в Москве, где учится в Университете имени Сунь Ятсена, созданном специально для учащихся из Китая. Как напишет много позже его дочь, Дэн Сяопин, приехав в Москву, сразу почувствовал, что очутился в ином мире: если во Франции китайские рабочие составляли низший слой общества и их как членов подпольной органи-

зации преследовала полиция, то в Советской России они сразу же стали дорогими гостями, студентами престижного университета .

В этом университете, расположенном в самом центре Москвы, китайские студенты, число которых в 1927 г. составило 500 человек, занимались по особой программе. На первых порах главное внимание уделялось изучению русского языка. В первом семестре занятия по нему проходили шесть раз в неделю по четыре часа. Обязательными предметами были: экономика, история, современные идеологические проблемы, теория и практика русской революции, национальный и колониальный вопросы, проблемы социального развития Китая. Студентам читали также курсы по истории революционного движения в Китае, истории смен общественных формаций, философии (диалектическому и историческому материализму), политэкономии (по «Капиталу» Маркса), ленинизму. Можно сказать, что этот университет давал образование примерно на уровне высшей партийной школы тех времен. Для китайских учащихся важным предметом была также военная подготовка.

И хотя обучение в Университете имени Сунь Ятсена было рассчитано на два года, не прошло и года, как Дэн Сяопин был отозван домой, в Китай, для практического участия в революции. Это было в конце 1926 г. И уже через год, в конце 1927 г., в ходе первой революционной гражданской войны в Китае, когда Компартия была вынуждена уйти в подполье, Дэн Сяопин становится управляющим делами ЦК КПК .

В восхождении Дэн Сяопина на политический олимп и пребывании на нем было немало драматических моментов и событий. Достаточно сказать, что его трижды снимали со всех руководящих постов, а затем восстанавливали, каждый раз признавая снятие ошибочным. Причем было это как в годы национально-освободительной революции в Китае (в 1933 г.), так и после образования КНР.

В 1966 г. во время «культурной революции», развернутой по инициативе Мао Цзэдуна, его сняли с постов генерального секретаря ЦК КПК, заместителя премьера Госсовета КНР и всех других должностей, объявив главным в группе лиц, «стоящих у власти и идущих по капиталистическому пути». В целях «пролетарского перевоспитания» Дэн под конвоем был отправлен в дальний уезд с предписанием ежедневно работать слесарем на местном тракторном заводе. И он там работал несколько лет, а свободное время посвящал изучению древней и со-

временной китайской литературы, а также произведений основоположников марксизма-ленинизма .

В 1973 г. по предложению Мао Цзэдуна его восстановили в должности заместителя премьера Госсовета КНР, а в 1975 г. назначили заместителем председателя ЦК КПК, заместителем председателя Военного совета ЦК КПК и начальником Генерального штаба Народно- освободительной армии Китая. Но уже через год, еще при жизни Мао, его вновь сняли со всех постов. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) и разгрома «банды четырех», как стали называть левацки настроенных руководителей «культурной революции» , Дэн Сяопин был опять восстановлен на своих прежних должностях. Сам он по этому поводу говорил: «Снимали меня вовсе не за ошибки, а за то, что мои правильные действия были неправильно расценены» .

У него была возможность занять два высших поста - генерального секретаря ЦК КПК и председателя КНР, но он отказался . И как он сам говорил несколько позже, отнюдь не по соображениям скромности, а по соображениям более высокого и более принципиального порядка: когда слишком многое зависит от одного человека, это «не идет на пользу ни государству, ни партии, а когда-нибудь может оказаться и очень опасным» .

В 1980 г. Дэн Сяопин поставил вопрос о необходимости такого реформирования системы руководства партии и государства в КНР, которое сделало бы невозможным пожизненное нахождение кадров на руководящих постах. И сам подал пример. В 1987 г. перед открытием очередного XIII съезда КПК он написал заявление с просьбой освободить его от всех занимаемых руководящих постов и разрешить выйти на пенсию. Согласившись с его отставкой со всех партийных постов, ЦК КПК оставил за ним только два высших поста по части военных дел. А выход на пенсию состоялся в 1989 г.

Перед самым уходом Дэн Сяопина с политической арены в жизни Китая произошло весьма драматическое событие, в котором он должен был принять участие. Речь идет о том, что весной - летом 1989 г. в Китае начались и стали быстро набирать силу студенческие волнения. Студенты называли их борьбой за свободы, а власть - контрреволюционным мятежом. Своего пика эти волнения достигли 4 июня на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь. Для подавления студенческих беспорядков Дэн Сяопин был вынужден отдать приказ о применении военной силы . Свое решение он мотивировал тем, что иначе в Китае началась бы гражданская война и стабильности общества как необходимому условию продвижения по пути социалистической модернизации был бы нанесен непоправимый ущерб .

Эти драматические события, но, главное, весь стратегический курс Дэн Сяопина, исходящий из возможности построения в Китае рыночного социализма, вызывают много споров. Оппонентов у него более чем достаточно и в самом Китае, и вне его, в других странах, где имеются китайские диаспоры; и слева, со стороны так называемых ортодоксальных марксистов, считающих, что реформация китайского социализма означает его капитализацию, буржуазное перерождение; и справа, со стороны тех, кого Дэн Сяопин называл «буржуазными либералами». Последние отмечают, в частности, непоследовательность Дэн Сяопина, тот факт, что в самом начале китайской перестройки (в выступлении 18 августа 1980 г.) он заявил о невозможности успешно осуществлять экономическую реформу без политической реформы, а потом отказался от ее проведения.

Нужно сказать, что сам Дэн Сяопин был весьма критичен в оценке своей деятельности. Он говорил: «Я буду доволен, если все, что мною делалось, как положительное, так и отрицательное, приравняют как пять к пяти» .

Дэн Сяопин и Мао Цзэдун: разные истоки и разное лидерство. В документах ЦК КПК и официальной пропаганде современного Китая о Дэн Сяопине говорится как о наследнике и продолжателе дела и идей Мао Цзэдуна. Сам Дэн Сяопин не отрицал своего вклада в «становление и развитие идей Мао Цзэдуна». «Иначе меня не причислили бы к революционерам», - пояснял он . Вместе с тем Дэн Сяопин вполне определенно говорил об ошибках Мао Цзэдуна как в теоретических выкладках, связанных с толкованием тех или иных положений марксизма, так и в практических решениях ряда стратегических вопросов строительства социализма в Китае. Правда, при этом он обычно подчеркивал, что к оценке Мао Цзэдуна нужен «реалистический подход», а в критике его ошибок следует «соблюдать меру» и что в целом заслуг у него больше, чем ошибок.

Если рассматривать деятельность Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина в контексте политической истории Китая, влияния на них древних традиций и учений отечественных правителей и мудрецов, а также крупнейших западных мыслителей, и прежде всего Маркса, то здесь могут возникнуть весьма интересные образы и сравнения. Так, известный российский китаевед Л.П. Делюсин, говоря о различиях в руководстве строительством социализма в Китае этих двух лидеров, пишет: «Мао Цзэдун шел “своим путем” в обнимку с Марксом и Цинь Шихуаном. В результате вся китайская земля промокла от слез и крови. Собственный путь Дэн Сяопина предлагает союз Маркса с Конфуцием и западными технологиями. И хотя он не останавливается перед применением силы для подавления недовольства, метод Цинь Шихуана не является главным и типичным для его политического поведения» .

Напомним, что Цинь Шихуан - китайский император, который прославился не только тем, что объединил Поднебесную, положив конец периоду «борющихся царств», ввел единое законодательство, единую письменность, единый военно-бюрократический аппарат, но и тем, что по совету своего ближайшего окружения распорядился сжечь книги многих философов, в том числе и Конфуция, покончил с плюрализмом философских школ и борьбой мнений, подверг жестоким репрессиям инакомыслящих. В курсе лекций по древней философии А.Н. Чанышева подчеркивается, что «эта первая “культурная революция” в Китае (213 г. до н.э.) не принесла никаких плодов, кроме тех, которые обычно несет с собой деспотизм: страх, обман, доносительство, физическое и умственное вырождение народа» . Нужно сказать, что Цинь Шихуан был всегда близок духу Мао Цзэдуна, который воспел его в своих юношеских стихах. Не удивительно, что в 1973 г. в разгар маоистской «культурной революции» главная газета «Женьминь жибао» повторила лозунг Цинь Шихуана «Книги - в огонь, ученых - в яму!». А в следующем, 1974 г., когда главный подручный Мао в делах «культурной революции» министр обороны Линь Бяо, которого Мао намеревался сделать своим преемником, вдруг был объявлен «презренным изменником и контрреволюционером», критика Линь Бяо потребовала критики идейных источников его предательства. И они были найдены в учении Конфуция. Надо полагать, потому что в этом учении, вобравшем в себя ряд положений легизма (школы закона) и возведенным во II в. до н.э. на уровень государственной идеологии и религии Китая, содержалось нечто неприемлемое для «культурной революции», в частности то, что методы принуждения и наказания, с одной стороны, и методы убеждения, примера, управления, опирающегося на законы, с другой стороны, должны находиться в состоянии гармонии. Но ни о какой такой гармонии «культурные революционеры» и слышать не хотели. Их лозунгом был: «Разожжем пламя ненависти к презренным изменникам и контрреволюционерам - Конфуцию и Линь Бяо». А в передовой статье «Женьминь жибао» говорилось: «На всех фронтах нашей партии ширится политическая борьба - массовая и углубленная критика Линь Бяо и Конфуция, развернутая и руководимая лично великим вождем председателем Мао Цзэдуном» .

Те, кто сочинял подобные лозунги и установки, явно забыли ответ Конфуция на вопрос: можно ли одним высказыванием погубить страну? А великий мудрец ответил тогда, что, конечно, одним высказыванием погубить страну нельзя. «Но если сказанное дурно и никто не возражает, то разве не приблизишься к тому, чтобы одним высказыванием погубить государство?» .

О раскрепощении сознания и новом мышлении. Провал «культурной революции», усугубивший отсталость Китая и бедность его народа, поставил на повестку дня вопрос не только о необходимости исправления ее ошибок, но и о выработке иного стратегического курса развития страны по пути к социализму. Важнейшим условием выработки такого курса и претворения его в жизнь Дэн Сяопин считал избавление «от косности мысли», «раскрепощение сознания людей», что позволяет им «относиться ко всему новому, вооружившись новым мышлением» .

Дело в том, что известный лозунг Мао Цзэдуна, выдвинутый в 1956 г., - «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ!» - оставался только красивой фразой (и это в лучшем случае, в худшем случае этот лозунг мог служить своего рода западней для всех инакомыслящих, способом выявления и пресечения их инакомыслия). В реальной жизни в общественном сознании, особенно среди партийных масс, все обстояло совсем не так. Как говорил Дэн Сяопин на закрытом совещании в ЦК в декабре 1978 г., в период «культурной революции» ее руководители - Линь Бяо и «группа четырех», борясь за власть, повсюду ввели «запретные зоны», налагали различные вето на обсуждение вопросов и тем самым «затолкали сознание людей в узкий круг своего псевдомарксизма, из которого нельзя было выходить ни на шаг» . За выход из этого круга учиняли расследование, приклеивали ярлыки. В результате многие люди разучились самостоятельно мыслить, во всем полагались на установки сверху. А те, которые не разучились, просто боялись сказать свое слово. Это Дэн Сяопин называл «скованностью» или «закостенением» мысли в Китае.

Этот феномен, характерный для любой авторитарной системы власти, нашел свое проявление в идейно-политической и организационной работе Коммунистической партии Китая. Так, необходимость усиления партийного руководства вылилась в подмену партией административных органов, позволила бюрократам сковывать инициативу масс ссылками на «интересы партии» и «партийную дисциплину». Под вывеской партийного руководства, основанного на принципе демократического централизма, процветало самоуправство одного-двух человек, а остальным приходилось действовать только по их распоряжениям. Тем самым централизм отрывался от демократии, последней было слишком мало. «Единое централизованное руководство нам необходимо, - пояснял Дэн Сяопин, - однако правильный централизм возможен только на основе демократии... Революционной партии страшно не слышать голос народа, а мертвая тишина ей страшнее всего» . Рассматривая проблему раскрепощения сознания как важнейшую политическую проблему Китая, он подчеркивал, что ее разрешением должны заниматься не только ЦК, парткомы разных уровней, но и каждый завод, каждое учреждение, каждое учебное заведение, магазин, производственная бригада, словом, каждый человек может и должен заставить свой ум работать.

Только «работающий ум» способен, по словам Дэн Сяопина, разобраться в главной проблеме: «что же такое социализм, как его стоить и развивать» .

О строительстве социализма с китайской спецификой. Говоря о себе, о своих идейно-политических убеждениях, Дэн Сяопин всегда подчеркивал, что он марксист. В своих выступлениях и статьях он часто ссылается на Маркса и Ленина, прямо цитирует их. Он дает марксизму разные определения - как традиционные (например, говорит о марксизме как науке, которой должны руководствоваться все подлинные революционеры; о том, что «марксистская истина неопровержима» ), так и нетрадиционные, в которых читается стремление максимально приблизить марксизм к решению насущных задач реформирования Китая. Утверждая, что «основным принципом марксизма является развитие производительных сил» , Дэн Сяопин подчеркивает, что «социализм должен прежде всего развивать производительные силы» . В марксизме его привлекает главным образом исторический материализм, согласно которому на основе развития производительных сил происходит переход общества от рабовладения к феодализму, от него к капитализму и далее к социализму и коммунизму.

Однако Дэн Сяопин против «книгопоклонства», понимания марксизма как теории, положения которой одинаково пригодны для всех стран. Говоря о практике социалистического строительства в разных странах, он подчеркивал, что решение любой проблемы, «реформа в каждом данном социалистическом государстве является не такой, как в другом социалистическом государстве. При разном прошлом, разном опыте и разных условиях стран реформа не может быть одинаковой» . Это особенно относится к Китаю - огромной стране с многовековыми традициями, где 80 процентов населения составляют крестьяне. И это не просто проценты, а миллиард людей с низким уровнем жизни. «Мы твердо верим в марксизм, - говорил Дэн Сяопин, - однако его необходимо увязывать с китайской действительностью. Подлинным для нас окажется лишь тот марксизм, который будет сочетаться с реальностями Китая. Именно на таком идейном фундаменте мы стремимся к осуществлению цели нашего развития» .

Поднимая вопрос о специфике социализма в Китае, Дэн Сяопин обращает внимание на то обстоятельство, что эта специфика проявлялась с самого начала строительства нового общества в его стране. Так, например, ликвидация частной собственности в Китае осуществлялась не путем экспроприации у буржуазии фабрик, заводов и других объектов частной собственности, как это было в СССР, а путем выкупа средств производства у национальной буржуазии. Одной из форм выкупа был так называемый твердый процент, который начислялся с принадлежавшей капиталисту доли капитала (обычно в размере пяти процентов в год после поотраслевого преобразования капиталистических промышленных и торговых предприятий в смешанные государственно-частные предприятия) и выплачивался государством в едином порядке, независимо от рентабельности предприятий. Выплата «твердого процента» началась в 1956 г. и прекратилась в сентябре 1966 г. «Поэтому ликвидация класса буржуазии и осуществление социалистических преобразований проходили в Китае довольно гладко», - отмечал Дэн Сяопин .

Когда в конце 70-х гг. Дэн Сяопин провозгласил курс на модернизацию сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники, все это делалось с учетом китайской специфики. Он высмеял утверждения деятелей «четверки» («леваков»), что «лучше бедный социализм, чем богатый капитализм», что «день завершения модернизации станет днем реставрации капитализма» в Китае. «На самом ли деле выступала “четверка” за социализм, против реставрации капитализма? - задавал Дэн Сяопин вопрос участникам Всекитайского совещания работников науки 18 марта 1978 г. и сам отвечал: - Нет, совсем наоборот. Именно там, где больше всего неистовствовали ее силы, дело социализма было серьезно подорвано» .

Он подверг критике бытовавшие тогда представления о научно- технической интеллигенции как «белых», т. е. буржуазных, капиталистически настроенных, специалистах. «Белый» - понятие политическое, - разъяснял он. - «Белым» является лишь тот, кто политически реакционен и выступает против партии и социализма. Как же можно ставить знак равенства между «белыми» и теми, кто отдает все силы своему делу! Нельзя считать «белыми» и тех, кто хромает в смысле идеологии и стиля» .

Хорошо понимая, что в Китае не только среди интеллигенции, но среди всех других слоев народа есть много людей, «хромающих» в области идеологии, Дэн Сяопин уделял большое внимание разъяснению вопроса о том, что такое капитализм и что такое социализм вообще и социализм с китайской спецификой в особенности. Причем делал это он, как всегда, без «большой теории», предельно ясно, просто, на конкретных примерах.

В беседе с ответственными работниками ЦК КПК в декабре 1990 г. Дэн Сяопин разъяснял, что различие между социализмом и капитализмом не сводится к проблеме плана и рынка, ибо и при социализме может существовать рыночная экономика, а при капитализме - плановое регулирование. «Не думайте, - подчеркивал он, - что введение рыночного хозяйства - это капиталистический путь. Ничего подобного. Необходимы как план, так и рынок. Без рынка не получаешь доступа даже к международной информации и тем самым обрекаешь себя на отставание» .

В другой беседе - с вице-президентом американского издательства «Британская энциклопедия» Ф. Гибни и директором Института восточно-азиатских исследований при канадском университете Линь Дагуаном - китайский лидер подчеркнул, что социалистическая рыночная экономика, напоминая по форме капиталистическую, принципиально отличается от последней. И это отличие состоит в том, что в основе социалистической рыночной экономики лежит общественная собственность. И хотя эта экономика связана и с коллективной собственностью, и с иностранным частным капиталом, изначально она является социалистической, носит социалистический характер. Поэтому изучение и использование методов капиталистического хозяйствования и управления вовсе не означает насаждение капитализма, ибо социализм использует эти методы для развития общественных производительных сил .

В начале 80-х гг. в Китае были созданы «особые экономические районы», в которых хозяйственная деятельность стала регулироваться в основном через рынок при наличии определенного контроля со стороны государства. В 1984 г. Дэн Сяопин совершил инспекционную поездку в эти районы, назвав их «окнами», через которые идет заимствование технических достижений, методов управления, знаний, реализуется политика внешних сношений. «Надо позволять части районов становиться богатыми раньше других. Уравниловка никуда не годится», - подчеркнул он . Уравниловка - это не социализм.

Тема китайской специфики звучит у Дэн Сяопина и тогда, когда он касается основных проблем политического жизнеустройства своей страны. Здесь тоже немало недостатков, того, что надо исправлять. Однако он не видит каких-либо серьезных оснований для кардинальной перестройки уже сложившейся политической системы в Китае.

Так, руководящая роль КПК является важнейшим залогом успешного строительства китайского социализма, действующая в партии система демократического централизма тоже вполне оправданна, ибо сплачивает народные массы и позволяет быстро претворять в жизнь принимаемые решения. Будущим руководителям партии и государства Дэн Сяопин советует устранить элементы дублирования в аппаратных структурах и укрепить правопорядок. Что касается партии, то главную задачу он видит в том, чтобы изжить явления разложения, особенно в ее высших эшелонах .

Говоря о существующей многопартийной системе, он подчеркивает, что все демократические партии (а их в Китае восемь) признают руководство со стороны КПК. И все эти партии, а также Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, созданная в 1953 г., представляют собой политические силы, которые служат социализму. Относительно вопросов национальной политики и межнациональных отношений (в Китае несколько десятков национальных меньшинств и составляют они шесть процентов всего населения) он высказывается в том духе, что существующая система национальных районных автономий более продуктивна и лучше отвечает условиям Китая, чем федеративное республиканское устройство. И это обстоятельство позволяет решать вопросы ускоренного развития национальных автономий на основе национального равноправия. При этом количество представителей национальных меньшинств в собраниях народных представителей всех уровней и в административных органах власти намного превышает уровень шести процентов .

Дэн Сяопин вполне определенно говорит, что западная демократия, построенная на распределении полномочий между тремя ветвями власти, многопартийных выборах, двухпалатном парламенте и других аналогичных реалиях политической жизни, Китаю не подходит. «Мы отнюдь не против того, что западные страны избрали такую систему, - подчеркивал он, - но у нас, в континентальной части Китая, не проводятся многопартийные выборы, нет раздельной системы трех ветвей власти и двухпалатного парламента. У нас действует однопартийный парламент - Всекитайское Собрание народных представителей, и это наилучшим образом отвечает реальным условиям Китая» .

Настоящим прорывом в общепринятых представлениях, согласно которым в одном государстве может быть только один строй, является концепция Дэн Сяопина, известная под названием «одно государство - два строя». Согласно этой концепции вполне возможно одновременное существование двух общественных систем - социализма и капитализма - в рамках одного государства. Главную суть социализма с китайской спецификой Дэн Сяопин видит в подходе к решению проблемы тех китайских территорий, которые в разное время и по разным причинам «отошли» от Китая и под влиянием Запада не только встали на капиталистический путь развития, но и достигли его высоких ступеней. Речь идет о Сянгане (Гонконге), Аомыне и Тайване. «Это нечто совершенно новое, - указывал Дэн Сяопин. - Этот новый подход выдвинули не США, не Япония, не Европа и не СССР. Он выдвинут Китаем, и именно это мы называем китайской спецификой» . У концепции «одно государство - два строя» два исходных момента: с одной стороны, в рамках социалистического государства допускается существование некоторых особых районов, где развивается капитализм; с другой стороны, четко определено, что основой государства является социализм. Важно отметить, что такое «соразвитие» (а не просто «сосуществование») социализма и капитализма в рамках одного государства рассчитано не на какое-то ограниченное время, а на десятки и сотни лет .

Высказывая свои соображения относительно объединения континентальной части Китая и Тайваня, Дэн Сяопин подчеркивал, что это будет обязательно мирным объединением. Так считают и КПК, и Гоминьдан. Мирное объединение - это не поглощение Тайваня континентом и не замена капитализма на Тайване социализмом общекитайского образца. После объединения с Родиной, разъяснял Дэн, Тайваньский особый административный район сохранит свою независимость. Ему будет разрешено осуществлять порядки, отличные от порядков в континентальной части страны. Тайвань сам будет ведать своими административными, судебными и партийными делами. Он сможет иметь и собственные вооруженные силы при условии, что они не составят угрозу для континента . Тайвань будет иметь в центральном правительстве Китая определенное количество мест.

Как видно, согласно этому проекту Тайвань действительно во всех основных сферах жизнедеятельности сохраняет свою независимость. За исключением одной - сферы внешней политики, международных дел. В этой сфере представлять страну вправе только Китайская Народная Республика. И она, его страна, как неоднократно подчеркивал Дэн Сяопин, на международной арене борется против гегемонизма, за сохранение и упрочение мира во всем мире.

Вместо заключения. В книге итальянского политического писателя Фернандо Маццетти «От Мао до Дэна. Преобразование Китая», на которую мы уже ссылались, имеется ряд излишне категоричных и прямолинейных суждений. Так, по мнению итальянского автора, Дэн Сяопин «никогда не заботился о чистоте марксистской доктрины» и был коммунистом «не в идеологическом, а в организационном и практическом плане»

Дэн Сяопин (1904-1996)

Официально Дэн Сяопин — китайский революционер и политик, неофициально — руководитель страны. С конца 1970-х годов и до начала 1990-х годов он провозгласил курс на проведение экономических реформ и строительство социализма с «китайским лицом». При нем Поднебесная стала сильным, развитым государством. Он выдвинул идею объединения Китая и Тайваня по принципу «одно государство — два строя». Во всем мире его признали выдающимся китайским реформатором XX века.

За годы бурной партийной деятельности Дэн Сяопину пришлось пережить взлеты и падения. Его назначали на самые высокие посты и снимали, его отправляли в провинцию и возвращали в центр. Но без него было невозможно обойтись. Он был не просто опытным, мудрым руководителем, знающим ответы на многие вопросы, он знал секрет, как сделать страну процветающей…

Дэн Сяопин был родом из богатой семьи, но богатство в соседстве с нищетой его раздражало. Выходец из уезда Гуанъань провинции Сычуань, он хотел посмотреть мир. Ему было 15 лет, когда в числе других лучших китайских студентов он прибыл во Францию. Для жизни требовались деньги, поэтому он много работал в разных местах, но учебу не бросал. Там же, во Франции, он познакомился с учением Маркса.

По возвращении домой в 1921 году Дэн вступил в Коммунистический союз молодежи Китая, а в 1925 году поехал в СССР на два года изучать опыт строительства социализма в стране рабочих и крестьян, был студентом Коммунистического университета трудящихся Востока. Вернувшись на родину, он занялся партийной работой. Его перевели в армию — для укрепления боевого духа революционных солдат. Почти до 1949 года он прослужил политкомиссаром, затем его избрали членом ЦК, и с 1956 года он 10 лет занимал пост генерального секретаря ЦК Компартии Китая.

В 1966 году Мао Цзэдун объявил о проведении «культурной революции» и товарища Дэна сняли со всех постов. Его послали простым рабочим на тракторный завод. Хунвейбины готовились его уничтожить. Казалось бы, карьера закончилась, но о боевом партийце вспомнил заболевший раком Чжоу Эньлай, 1-й премьер Госсовета КНР, который назначил его своим преемником. В 1973 году Дэн Сяопина восстановили на партийной работе. Чжоу Эньлай в 1976 году скончался, и товарища Дэна по указу Мао Цзэдуна снова сняли, отправили в провинцию.

Только после смерти «великого кормчего», после разгрома ревизионистских групп Дэн Сяопину удалось восстановиться в партии и взять руководство страной в свои руки. Кроме него не осталось никого, кто имел бы опыт, знания и желание, несмотря на все трудности, поднять страну из хаоса. Он, будучи всего лишь в ранге вице-премьера Госсовета КНР, отказался от пустых лозунгов, от ненужной партийной пропаганды и предложил начать широкие экономические преобразования под названием «Пекинская весна».

В 1981 году Дэн Сяопин занял пост председателя Военного совета ЦК КПК и стал самым влиятельным лицом в партии. Он объявил Мао «великим марксистом, пролетарским революционером», но допускавшим ошибки. Вот и вся критика. Покончив таким образом с прошлым, Сяопин стал налаживать контакты с западными странами, рекомендовал использовать опыт подъема экономики Японии. В 1979 году Сяопин посетил США, где встречался с президентом Джимми Картером в Белом доме, консультировался с финансистами, как модернизировать Китай и превратить его в высокоразвитую промышленную державу.

Благодаря его усилиям в 1997 году Гонконг был возвращен Китаю. Дэн согласился на протяжении 50 лет не менять его экономическую и политическую систему и вскоре объявил принцип «четырех модернизаций»: в оборонной промышленности, сельском хозяйстве, науке и промышленном производстве. Сельскохозяйственные коммуны были распущены, поощрялось частное предпринимательство, страна ориентировалась на рыночную экономику — производить следует то, что продается не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Несмотря на все трудности и противоречия, Китай двигался намеченным курсом. Прибрежные районы Китая, например Шанхай, превратились в процветающие промышленные центры. Этот опыт оказал большое влияние на развитие всей страны.

В 1992 году Сяопин ушел с политической арены, но до конца своих дней интересовался успехами начатых им преобразований.

Правильно говорят – жизненный путь закладывается в детстве. Так случилось и с молодым Дэном Сяньшеном, родившимся в 1904 году в семье помещика Дэн Венминя. Его отец стремился дать сыну хорошее образование и записал его в одну из лучших школ Чунцина, откуда Дэн в 1919 году отправился учиться во Францию, как один из преуспевающих студентов.

Итак, молодой мальчик, китайский интеллигент приезжает во Францию и оказывается, буквально, без гроша в кармане. Отцовских денег не хватало. Приходилось работать, но во Франции царил кризис, китайцев брали исключительно на кабальных условиях. Дэн работал чернорабочим, слесарем, официантом. Этот нелегкий период принес ему новое имя – Сяопин, от названия небольшой китайской дорожной бутылочки для переноса водки. Друзья нашли в ней внешнее и личное сходство с Дэном – маленькая и пузатая на вид, эта посудина отличается устойчивостью. Сяопин невозможно перевернуть -даже если положить на бок, он непременно снова встанет на донышко. Как говорится, «как лодку назовешь, так она и поплывет».
Именно во Франции Сяопин, насмотревшись "прелестей" капитализма, делает свой первый шаг к коммунизму, вступив в 1924 году в Китайскую коммунистическую группу во Франции.

Иван Дозоров

Спасаясь от гонений правительства Франции, которое вскоре положило глаз на «опасного коммунистического агитатора», Дэн отправляется продолжать обучение в нэповскую Москву, где вскоре поступает в Университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена – «кузницу кадров» для Красного Китая. В качестве конспирации он получает студенческий билет на имя Ивана Сергеевича Дозорова. Контраст с Европой колоссален – все бесплатно. Экономика страны была на подъеме – открывались новые магазины, рестораны, кафе. «У нас никогда не было недостатка в курах, утках, рыбе и мясе, – вспоминал один из одноклассников Дэна. Мы получали хорошее питание три раза в день. На завтрак, например, нам давали яйца, хлеб с маслом, молоко, колбасу, чай, а иногда даже икру». Впоследствии, именно это впечатление всеобщего благополучия после голодной жизни во Франции, этот «бухаринский социализм» ляжет в основу «китайского чуда» Сяопина, который потом вспоминал: «Я приехал в Россию прежде всего для того, чтобы, научившись соблюдать железную дисциплину и получив коммунистическое крещение, полностью коммунизировать свои идеи и поступки».

«Великий кормчий»

Вернувшись в Китай, Дэн по-новому взглянул на положение бедных, бесправных крестьян и рабочих, которые составляли большую часть населения страны. Здесь он продолжает борьбу против консервативного гоминьданского правительства, активно поддерживает связи с Мао Цзэдуном. Молодой Дэн находился под глубоким впечатлением от коммунистического лидера. Во имя него Сяопин принял первую «политическую смерть» - в 1933 году его сместили со всех слоев за следование идеям Мао и критике левацкого пути.
Но пути двух великих сторонников быстро разошлись. Немалую роль здесь сыграл личный фактор. Мао Цзэдун был классическим восточным деспотом – он мог позволить себе вставать посреди дня, проводить заседания, лежа на кровати, принимая трапезу. Да и требования свои он объяснял загадками: «Дождь будет падать с небес, вдовы - выходить замуж», считал, что так «выманит змей из нор». Иногда Дэн просто не понимал, чего от него хочет великий вождь. Но последним толчком для Сяопина стала политика большого скачка, которая обернулась настоящим бедствием для Китая, гибелью тех «простых» людей, ради защиты которых Дэн встал на путь коммунизма.

«Кошка»

Задача восстановить экономику после большого скачка легла на плечи Дэна. Он прекрасно понимал, что продолжение политики Мао приведет к новой катастрофе. Только деколлективизация и освобождение экономики может спасти Китай. В конце концов: «Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей - это хорошая кошка». Именно эта пословица, которую обычно говорили на родине Дэна в провинции Сычуань, стала девизом его новой политики. И именно эту «кошку» Мао Цзэдун уже никогда не простил Сяопину.
Великий кормчий, который увидел в новом политическом курсе угрозу своему режиму, обвинил Дэна в «каппутизме», то есть приверженности капиталистическому пути: «Этот человек никогда не признавал классовую борьбу как решающее звено. Ему все равно - марксизм или империализм» - говорил Мао. Уже в 1966 году раздался новый призыв вождя – «Огонь по штабам». Началась «культурная революция», а Дэн Сяопин «погиб» второй раз – его отправили искупать вину трудом на тракторном заводе. Отныне даже его имя под запретом. Дэна Сяопина не существовало, отныне его можно было называть лишь «Старина Дэн».

Серый кардинал

Окончательную реабилитацию Дэн получил только после смерти Мао и падения организации его жены – «Банды четырех». В 1980 году опальный Сяопин, сплотивший вокруг себя сторонников, фактически становится правителем Китая. Но в этот раз он предпочитает оставаться «в тени» оставив себе пост председателя Центрального военного совета. Но отныне и до своей смерти «правил балом» именно Сяопин. Вновь обосновавшись в политических пенатах Китая, он выдвигает лозунг: «Одна страна - две политические системы». Используя опыт, полученный в нэповской Москве, Сяопин провозглашает принцип свободной и смешанной экономики и создает «социализм с китайским лицом», который впоследствии превратит Китай в одну из ведущих стран мира.

Площадь Тяньаньмынь

Несмотря на все свои либеральные реформы, Дэн Сяопин остался верен пути восточной диктатуры. Подобно Мао, он не церемонился с врагами режима, что публично доказал во время событий на площади Тяньаньмынь. Вдохновленные политической либерализацией в СССР, китайские студенты и представители местной интеллигенции потребовали свободы политической системы, многопартийности. Поводом стало свержение с поста генерального секретаря сторонника «быстрых реформ» Ху Яобана и его последующая внезапная смерть от сердечного приступа. Тысячи протестующих собрались на площади Тяньаньмынь, где когда-то в 1976 году многомилионная толпа воспевала честь Дэна Сяопина, критикуя Мао. Встревоженный событиями в СССР, Сяопин приказал подавить восстание в крови. Ему приписывают слова: «Не надо бояться жертв». Солдаты не церемонились – трупы сгребали бульдозерами.

«Горбачев – идиот»

Еще во времена Мао Цзэдуна, КНР разошлась в интересах с советским руководством. Дэн Сяопин не стал отказываться от курса своего предшественника, будучи убежденным в неправильности действий советского руководства. Из всех политических курсов в СССР, он признавал только «ленинский-бухаринский». Говоря о трех мировых революциях, он упоминал лишь Американскую, Французскую и Китайскую. Даже в 1989 году, во время примирения с Горбачевым, когда китайской делегации был устроен самый радушный прием, Сяопин сказал своим подчиненным: «Не надо обниматься с русскими».
Дэн Сяопин испытывал искреннюю неприязнь к Михаилу Сергеевичу. Впоследствии, сын Сяопина говорил, что его отец «считал Горбачева идиотом», ставя ему в вину, что лидер СССР допустил «пятую модернизацию» - демократическую, которой сам Дэн «сказал нет» во время Тяньаньмыньского восстания. Но был ли, вообще, возможен путь азиатского Китая для СССР? Как говорят, что Китаю хорошо, то Советскому союзу тупик.

Великий архитектор китайских экономических реформ и модернизации Дэн Сяопин сотворил в самой населенной стране мира экономическое чудо, твердой рукой направив коммунистов на путь капитализма

Биография Дэна Сяопина

Он родился 22 августа 1904 года в провинции Сычуань в зажиточной семье. Рос в доме с 22 комнатами, на котором сейчас висит мемориальная доска с надписью: «Здесь родился человек, спасший страну в годину бедствий и всеми силами возрождающий ее. Низкий ему поклон».

В 15 лет с группой из 80 китайских студентов Дэн отправился в Париж учиться. Чтобы свести концы с концами, учебу приходилось совмещать с работой. Сяопин был и землекопом на рудниках, и механиком на заводе «Рено» , и официантом, и пожарным.

Париж в 1920-е годы отличался повышенной революционностью. И более других левые идеи поражали молодых людей, приехавших из стран Юго-Восточной Азии. Законченными революционерами вернулись на родину вьетнамец Хо Ши Мин, камбоджиец Пол Пот и китаец Чжоу Эньлай.

Та же участь постигла и Дэн Сяопина. В 1921 году он вступил в коммунистический союз молодежи Китая, через два года - в коммунистическую партию Китая. И быстро выдвинулся на первые позиции в европейском отделении КПК.

Как известно, тогдашние коммунисты - точь-в-точь как нынешние американцы - хотели осчастливить сразу всех и готовили мировую революцию. В Париже Дэн печатал прокламации и распространял их среди рабочих китайского квартала. На это обратила внимание полиция, и ему пришлось покинуть Францию.

Мирового революционера с распростертыми объятиями приняли в СССР, где под фамилией Дроздов он приступил к обучению в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Вернувшись в 1927 году на родину, товарищ Дэн выбрал военную карьеру. Естественно, на территории, контролируемой революционной Красной армией. Под его командованием части Красной армии сражаются с гоминьдановскими войсками. Дэн совершает хитроумные маневры, застает противника врасплох, использует современную военную тактику, теснит врага.

Партия по достоинству оценила его военные успехи. При поддержке Мао Цзэдуна товарищ Дэн избирается секретарем КПК в уезде Жуйцзинь. Служит политкомиссаром 129-й дивизии, политкомиссаром 2-й полевой армии, входит в ЦК КПК, назначается первым секретарем Юго-Западного бюро КПК.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х.

Пусть цветут сто цветов

В 1949 году китайская революция окончательно победила, и образовалась КНР. Проявив себя талантливым организатором в одном из самых крупных административных районов - Юго-Западном, в который входили провинции Гуйчжоу, Юньнань, Сикан и Сычуань, Дэн добился перевода в Пекин. Его привлекли к работе по формированию политической и экономической основ нового государства в качестве члена комиссии по подготовке конституции КНР. Вскоре Дэн занимает посты генерального секретаря центральной избирательной комиссии по выборам в Совет народных представителей, заместителя председателя Центрального военного совета, заместителя премьера Госсовета Чжоу Эньлая. И, наконец, в мае 1954 года его избирают генеральным секретарем ЦК КПК.

С первых же дней основания КНР Мао, узурпировавший статус вождя, Великого кормчего, выстраивал государство по образу и подобию сталинского СССР. Естественно, широко применялись репрессии в отношении и зажиточных китайцев, и политических оппонентов, объявлявшихся агентами японской буржуазии и гоминьдановскими шпионами.

В 1956 году, когда новый лидер СССР Никита Хрущев провозгласил отход от сталинской модели социализма, Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин тоже предложили провести реформы. Мао, поколебавшись, все же санкционировал доклад Дэн Сяопина на VIII съезде КПК 1956 года, в котором генсек говорил о разделении полномочий между партийными и административными органами, о пагубности превращения демократических по конституционной сути государственных механизмов в бюрократические, о необходимости демократизации общественной жизни.

В 1957-м Мао выдвинул лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», призвав страну к дискуссиям. Но то, что он услышал, его ужаснуло. Китайцы с энтузиазмом принялись ругать политику КПК за коррупцию, насилие, некомпетентность. Через год ни о какой реформе не могло быть и речи. Развернулись репрессии. Однако ни Дэн Сяопина, ни Чжоу Мао не тронул.

Высококультурная революция

А еще через год на Китай обрушился «Большой скачок». Мао решил стократно перевыполнить сталинские планы по коллективизации и индустриализации страны. «Три года упорного труда и сто лет счастья», - таков был провозглашенный им лозунг. Результат - страшный голод, унесший по разным оценкам от 10 до 30 млн жизней.

Спасать экономику поручили Лю Шаоци и Дэн Сяопину. Им удалось частично провести деколлективизацию и прекратить управленческий хаос. В сельское хозяйство вернулась частная собственность, возродилась торговля.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х. А тогда, в 1966-м, Мао выдвинул лозунг «Огонь по штабам!». Началась «Великая пролетарская культурная революция».

Лю Шаоци был арестован и погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Его молодую жену хунвейбины забили до смерти и выбросили из окна. С Дэн Сяопином обошлись помягче. Генерального секретаря КПК отправили с семьей в глухой уезд провинции Цзянси, где он до 1973 года работал на тракторном заводе. Сына же выбросили из окна третьего этажа, и он на всю жизнь остался инвалидом.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Даже пришлось немного притормаживать.

Заложник банды четырех

Когда премьер Чжоу Эньлай узнал, что неизлечимо болен, и жить ему осталось от силы два года, он убедил Мао в том, что лучшего преемника, чем опальный Дэн не найти. Мао скрепя сердце назначает Дэн Сяопина вице-премьером.

Тот осторожно, не делая резких движений, дабы вновь не подвергнуться репрессиям, начинает выправлять экономическую ситуацию. Несмотря на демонстративную лояльность политике Мао, Дэн Сяопина в 1975 году вынуждают публично выступать с самокритикой и признать свои «ошибки». Тучи сгущаются после смерти в 1976 году Чжоу Эньлая, который поддерживал коллегу-реформатора. Радикальная левая фракция КПК, та самая «банда четырех» во главе с женой Великого кормчего, узурпировавшая практически неограниченную партийную власть, объявляет Дэн Сяопина «контрреволюционным элементом», подготавливающим в стране массовые беспорядки. Его бросают за решетку, и окончательная расправа кажется неминуемой.

Однако в сентябре умирает Мао, а в октябре арестовывают уже «банду четырех». И Дэн Сяопин с триумфом возвращается во власть. Он занимает отнюдь не высший пост, на котором находится ставленник Мао Хуа Гофэн. Дэн избирается председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета, органа, не имеющего полномочий решать ключевые проблемы страны. Но, заручившись поддержкой единомышленников в ЦК КПК, Дэн постепенно наращивает властные полномочия - первый вице-премьер, заместитель председателя ЦК КПК, заместитель председателя Военного совета, начальник Генерального штаба.

И в конце 1977-го у него уже достаточно власти, чтобы на пленуме ЦК КПК добиться приема программного документа, осудившего культурную революцию. А в следующем году он запускает экономические реформы, превратившие в конечном итоге КНР в нынешнюю мощную державу, диктующую свои условия на мировом рынке.

Большой скачок-2

Дэн провозгласил принцип «четырех модернизаций», согласно которому вся экономика делилась на четыре сектора: ВПК, промышленное производство, сельское хозяйство и наука. Под реформы была подведена теоретическая платформа: страна, находящаяся на первой ступени социализма, будет строить «социализм с китайской спецификой», для которого характерна «социалистическая рыночная экономика».

Дэн Сяопин обозначил несколько этапов реформ. Однако жесткой схемы не было. «Переходя реку, ощупываем камни», - говорил Дэн. Реформы развивались с учетом насущных проблем и возникающих при их решении обстоятельств. И опирались не только на решения пекинских мудрецов, но и учитывали инициативу снизу. Многие методы эффективного хозяйствования были разработаны и реализованы провинциальными руководителями. Если метод доказывал свою эффективность на практике, его внедряли в более крупных регионах, а затем использовали и в общегосударственном масштабе.

На первом этапе, до 1984 года, наиболее радикальные изменения коснулись сельского хозяйства. На смену коммунам пришел «подворный подряд», позволявший каждой семье работать на себя, а не сразу на всех. Но частная собственность на землю не вводилась: земля осталась коллективной, закрепленной за сельскими общинами.

На промышленных предприятиях директорам предоставили большую свободу в принятии решений. Успешные заводы и фабрики поощрялись не только морально, как прежде, но и материально. Расширялся частный сектор - прежде всего в легкой промышленности, которая сейчас одевает и обувает половину земного шара.

На втором этапе реформ, помимо несомненных экономических успехов, проявились и негативные процессы: коррупция, инфляция, расслоение общества, рост преступности. То есть «социализм с китайским лицом» приобрел черты капитализма периода начального накопления. Дэн Сяопину пришлось искусно маневрировать, чтобы противники реформ из левого крыла КПК не вернули страну в прошлое.

В частную собственность переходили уже и крупные промышленные предприятия, рудники, нефтяные месторождения. Хлынул поток иностранных инвестиций. Создавались особые экономические зоны. В страну пришли высокие технологии.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Реформаторам во главе с Дэн Сяопином даже пришлось немного притормаживать, чтобы не допустить «перегрева». Дэн приложил значительные усилия на международной арене, чтобы КНР перестала быть «коммунистическим пугалом», чтобы страну приняли в благородном семействе так называемых «цивилизованных стран». Добился соглашений с Великобританией и Португалией о возвращении в состав КНР Гонконга и Макао.

В Китае быстро сформировался средний класс. И возжелал политических свобод. В 1989 году на столичной площади Тяньаньмэнь развернулись масштабные акции против всевластия КПК. Дэн Сяопин воспринял это как реальную угрозу существованию государства, поскольку европейский социалистический лагерь буквально трещал по швам. 20 мая на площадь двинулись танки. Сопротивление было быстро подавлено. Погибло по разным оценкам от 400 до 2500 человек.

Дэн ушел в отставку с поста председателя Центрального военного совета. А в 1992 году навсегда покинул политическую сцену. Однако за полгода до этого он совершил свое знаменитое «южное турне», посетив Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай и Шанхай. Словно культовый рок-музыкант, он выступал перед огромными аудиториями, говоря о необходимости экономических преобразований и критикуя противников политики экономических реформ и открытости. А затем опубликовал серию громких статей в центральной газете. Его идеи получили всенародную поддержку. И тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь, прежде колебавшийся относительно курса страны, полностью перешел на сторону отца реформ.

Дэн Сяопин ушел из жизни 19 февраля 1997 года в возрасте 92 лет. Но дело его живет и побеждает. В данном случае эта формулировка вовсе не пропагандистское клише. Так все и есть на самом деле, в чем легко убедиться, взглянув на экономические показатели КНР.

Дэн Сяопин – китайский политик, знаменит тем, что соединил совершенно полярные понятия – коммунизм и рыночную экономику. Биография мужчины полна взлетов и падений. Трижды терял должности, отправляясь в изгнание, но неизменно появлялся на политической арене. Тем самым оправдывал прозвище, полученное еще в студенчестве. Сяопином называется дорожная бутылка для водки, которую, как и русскую игрушку ваньку-встаньку, невозможно «положить на лопатки».

Детство и юность

Китайский реформатор родился в зажиточной семье мелкого помещика и до школы носил имя Дэн Сяньшэн. Родители были парой контрастной: отец – образованный, политически подкованный, а мама – неграмотная женщина из бедной семьи.

Когда мальчику исполнилось четыре года, мать умерла, оставив мужу четырех детей. Отец пытался наладить личную жизнь, женившись во второй раз. Мачеха приняла наследников супруга как родных, у Сяньшэна с ней сложились теплые отношения.

Мальчик учился в частной гимназии. В школе преподаватель настоял, чтобы ученик «переименовался»: Сяньшэн переводится как «обогнавший мудреца», поэтому будущий политик превратился в Дэна Сисяня.


1920 год Дэн встретил во Франции. В эту страну подросток уехал вместе с 80 студентами частной школы набираться знаний у заграничных преподавателей. Вдали от родительского дома пришлось не сладко. Мизерной стипендии катастрофически не хватало, поэтому юноша много работал – официантом, пожарным, разнорабочим на каучуковом заводе, даже добывал железную руду.

Домой Дэн вернулся только спустя шесть лет после отъезда. Во Франции молодого человека увлекли идеи марксизма, он влился в ряды Коммунистического союза молодежи Китая, а затем и в компартию. Очень скоро возглавил европейское отделение молодежного союза. В это время и получил партийную кличку Сяопин.


Зимой 1926 года Дэн в спешке покинул французскую землю и оказался в Москве. Интересный факт – жил в столице России под фамилией Дозоров (в части источниках Дроздов, но исследователи указывают на ошибку). Снова сел за парту, на сей раз университета трудящихся Востока им. . А спустя еще год, подкрепившись в СССР опытом смены капитализма на социализм, вернулся в Китай, где с головой ушел в политику.

Политика

Политическую карьеру Дэн Сяопин начинал в глубоком подполье, но на руководящих должностях. Был начальником политотдела Военно-политического училища, генеральным секретарем ЦК КПК, лидером отделения ЦК в Шанхае, агитировал военных Красной армии. Под его началом вспыхнуло антиправительственное восстание на юге Китая, впрочем, неудачное. После подавления бунта Сяопин бежал в Цзянси, ставшей советской республикой.


Нарастали разногласия между ЦК партии в Шанхае и теми, кто правил бал в селах районов, называвших уже себя советскими. Лидером «городской» группировки был Ван Минь, вторым же направлением руководил , чью сторону принимал Сяопин. В 1933 году Дэна лишили всех должностей.

Во время гражданской войны молодой человек участвовал в Великом походе – такое название получил побег потесненных коммунистов с завоеванных баз на юге Китая. Дэну вернули должность руководителя секретариата ЦК, и он оправдал доверие.


Новая власть завоевывала позиции, Сяопин играл в развернувшейся борьбе за власть не последнюю роль, мужчина в должности военного комиссара организовал несколько военных операций. В том числе и против японских агрессоров, пытающихся захватить страну в конце 30-х годов. В этих кампаниях Дэн завоевал славу умного полководца.

Когда, наконец, родилась Китайская Народная Республика, Дэн Сяопин отправился по приказу партии контролировать юго-запад страны в качестве первого секретаря комитета.

Реформы

В конце 50-х годов в результате политики «Большого скачка», провозглашенной Мао Цзэдуном, в стране погибло от голода около 30 млн населения. Разгребать последствия неудачных реформ пришлось Дэну Сяопину, который к 1956 году занимал должность генерального секретаря ЦК КПК.


Впрочем, с , правящим в то время Советским Союзом, одинаковое звание не роднило. В отличие от Леонида Ильича Сяопин стоял на 5-6 месте в иерархии китайского правительства. Перед началом реформ мужчина произнес свое знаменитое высказывание:

«Не важно, какого цвета кошка - белая или черная, лишь бы она хорошо ловила мышей. Не важно, социализм или капитализм, главное, чтобы люди жили хорошо».

Экономические преобразования дали плоды: голод прекратился, Дэн стал приобретать популярность у населения, за что и поплатился. В середине 60-х годов в Китае разразилась «культурная революция». Первым врагом объявили председателя КНР Лю Шаоци, а за ним в опалу попал и Дэн Сяопин. Лишенный всех званий и регалий, мужчина два года провел под следствием, а затем работал слесарем на тракторном заводе.


Вернуться в политику помог давний друг и соратник, премьер КНР Чжоу Эньлай, который уговорил Мао дать шанс Дэну. Сяопин снова взялся за реформирование, но после смерти Эньлая вновь попал в немилость верхушки власти. Правда, ненадолго. После смерти Мао Цзэдуна политик становится руководителем страны, хотя по факту у руля остался преемник бывшего лидера, премьер Хуа Гофэн.

К началу 80-х годов Дэн сместил Гофэна, разделил ключевые должности между единомышленниками и приступил к изменению хозяйства Китая. Так называемая реформа «четырех модернизаций» коснулась сельского хозяйства, науки, оборонной промышленности и промышленного производства.


Главное, что сделал новый лидер, так это разделил земли между крестьянами – по сути, случилась деколлективизация. Люди должны были сдавать государству продуктовую «норму», но за фиксированную цену. В результате аграрной реформы за десятилетие страна нарастила производство продовольствия в 1,5 раза.

Члены народных коммун получили также право заниматься бизнесом, нанимая рабочих. С тех пор мировой рынок наполнился дешевой китайской одеждой и другими товарами. Американский синолог Эван Солсбери описывал вклад Сяопина в развитие Китая так:

«Дэн отдал землю обратно крестьянам, разрушил систему коммун и наблюдал, как их мешки переполняются рисом. Он наполнил карманы людей деньгами - деньгами, которые они сами заработали».

Значимой задачей внутренней политики стало и развитие крупной промышленности, в начале реформ внимание было обращено в сторону новых технологий. Архитектору китайских реформ, как называют Дэна Сяопина, удалось привлечь в страну крупнейших иностранных инвесторов.

Документальный фильм о Дэне Сяопине «Эпоха перемен»

Сначала, правда, граждане США, Германии, ОАЭ, Японии боялись вкладываться в Китай. Но китайские бизнесмены, проживающие в Гонконге и Сингапуре, доказали – в самую многонаселенную страну инвестировать не только не страшно, но и нужно. За годы правления Дэна в Китай вложили $650 млрд.

Модернизация устоев страны ничего общего не имела с политикой , хотя, по сути, тоже была перестройкой. Идеи важных изменений поступали не сверху, а были взяты из реальных потребностей населения, диктовались с низов.


Политика реформ и открытости отразилась на взаимоотношениях с другими странами. Китай подружился с Америкой, КНР и Японией. Страну восходящего солнца считали самой перспективной в плане сотрудничества. Яркой победой во внешней политике стало соглашение с Великобританией о возврате Китаю Гонконга, который больше века жил под английским флагом.

Дэн Сяопин сохранил монополию власти коммунистов. И спустя десятилетие его реформ в стране образовалось гражданское либеральное движение. Летом 1989 года толпы народа вышли на площадь Пекина. Несколько недель шли протесты, в итоге Дэн приказал силой подавать бунт. Тогда погибли тысячи граждан. Чуть позже Сяопин отказался от всех постов, а спустя еще три года навсегда покинул политическую арену.

Личная жизнь

За длинную жизнь Дэн Сяопин успел трижды жениться. Впервые поставил штамп в паспорте в 23 года. Избранницей стала однокурсница московского вуза Чжан Сиюань. Девушка умерла вскоре после родов дочери, спустя два года после бракосочетания. Наследница тоже не выжила.


Вторая жена Цзинь Вэйин предпочла будущему политику, который прославится такими громкими достижениями, другого коммунистического деятеля.

Третья супруга прожила с Сяопином до конца жизни и родила пять детей: три дочери и два сына. Трагично сложилась судьба старшего наследника Дэна Пуфана. Юноша пострадал в огне «культурной революции» - его пытали, а потом сбросили с третьего этажа университета хунвейбины, в результате чего остался на всю жизнь прикованным к инвалидной коляске. А младшая дочь Дэн Жун написала книги о судьбе отца.


Описывая характер китайского политика, сам Мао говорил:

«Он – острая игла, упакованная в вату».

Прозвище «Сяопин» получил также из-за личных черт: Дэн был очень маленького роста – всего 152 см, но мужественный, с непреклонным нравом, перековать который было невозможно.

Будущий политик увлекался футболом, плаванием, играл в бильярд и особенно уважал бридж, страсть к которому привез из Франции. Там же юноша стал заядлым курильщиком, любовь к табаку пронес по всей жизни.

Смерть

Сяопин страдал от болезни Паркинсона, скончался в феврале 1997 года. Причина смерти - инфекция легких, осложненная хроническим недугом. Похороны проходили по правилам ЦК партии, которые не предусматривают прощания с телом.


Урну с прахом выставили в зале Всекитайского собрания народных представителей. В траурном митинге участвовали 10 тыс. человек, получивших официальное приглашение. Прах развеяли над океаном.

Цитаты

«Если вы откроете окно в мир слишком широко, туда обязательно залетят мухи»
«Надо больше делать, а меньше разговаривать»
«Наблюдайте хладнокровно; будьте готовы реагировать; стойте твердо; не показывайте свои возможности и ожидайте подходящего момента; никогда не пытайтесь забежать вперед; будьте способны довести дело до конца»
«Никаких дискуссий!» – это одно из моих изобретений»

Память

  • Книга «Мой отец - Дэн Сяопин».
  • Памятник Дэн Сяопину в городе Шэньчжэне в парке Ляньхуашань.
  • Еще один памятник партийному лидеру воздвигнут в четь его 100-летия в городе Гуанъань (Юго-западный Китай).
  • Восковая фигура Дэн Сяопин – экспонат музея мадам Тюссо.
  • В 2014 году в Китае вышел документальный фильм «Дэн Сяопин на перекрестках истории».