Анализ стихотворения С. А

Одно из всемирно известных произведений творчества С. Есенина «Поет зима - аукает» не имеет острого сюжета. Однако в нем автор глубоко, ярко, красочно воссоздал образ несравнимой русской зимы. Он представил ее именно как неугомонную, шумную, привлекательную стихию, которая имеет место и в его душе.

О том, что для зимы характерно присутствие множества звуков, читатель узнает из первых строк: «поет», «аукает». Метелица, которая сопровождает ее повсюду, также имеет своеобразные шумы. Это треск, гул и завывание ветра. «Ревом бешеным» подтверждает картину зимняя вьюга, которая то «стучит», то «злится все сильней».

Автор сталкивает между собой непредсказуемые явления зимы – вьюгу, метели, с беззащитными представителями мира птиц, которые не в силах противостоять им: «воробышки…прижались», «озябли», «жмутся». Авторское отношение к обитателям живой природы нежное. Он с огромным сочувствием говорит о птицах, употребляя неоднократно уменьшительно-ласкательные слова: «как детки сиротливые», «пташки малые», «пташки нежные», вызывая желание их приласкать, защитить от стужи.

В стихотворении представлена борьба сильного и слабого представителя природы, которые живут и подчиняются ее жестким законам. Здесь выживает сильнейший. Именно такой и описывает автор зимнюю пору («больно холодна»).

Однако в конце стихотворения С. Есенин предупреждает, что после агрессивных нападений зимы будет все хорошо, так как «красавица весна» не заставит себя ждать.

Образ надменной и суровой зимы, беззащитных, маленьких птиц позволяют более точно и ярко передать использованные автором художественные средства. За счет сравнений «стелется ковром», воробьи «как детки» изображаемое время года получает четкие смысловые оттенки. Уподобление живому с помощью неоднократного использования олицетворений («поет зима», «плывут облака», «вьюга стучит», воробьям «снится им») помогает встать на один уровень с природой, проявив тем самым неравнодушие к ней, увидеть красоту, которая ранее была повседневностью. Они помогают узнать их особенности. Необыкновенной эмоциональности подвергается стихотворения благодаря красочным эпитетам: «с тоской глубокою», «седые облака», «ясная весна».

Несмотря на агрессивность зимы, на которую указывает поэт в стихотворении, он с любовью относится к природе, к любому ее проявлению. Он с уважением относится и к тому, что вьюга ведет себя по-хозяйски, когда бешено стучит по ставням, пугая пташек. Поэт согласен, что все в мире имеет свое место.

Вариант 2

Произведение относится к раннему творчеству поэта. В этом стихотворении Есенин продемонстрировал одну их характерных особенностей своего творчество – олицетворение природы, наделение ее объектов человеческими качествами.

По форме произведение очень напоминает сказку. Это видно даже из названия «Поет зима – аукает», где виден видоизмененный глагол, скорее подходящий для общение с маленькими детьми. На протяжении всего стихотворения использованы слова в уменьшительно-ласкательной форме, такие как, например, «пташки». Употребляемые вместе с ними прилагательные, также создают впечатление, что разговор ведется с ребенком, причем в стиле, принятом до революции подчеркнуто мягком и умильном стиле. Есенин, скорее всего, используя именно эти формы, написал стихотворение, предназначенное специально для детей, а стремился создать ощущение волшебного леса.

Выбор в качестве главных героев маленьких беззащитных птичек – воробьев также делает стихотворение похожим на сказку. Как и настоящие сказочные герои, они не обладают индивидуальными качествами. Здесь они просто страдают от холода, вызывая сочувствие читателя.

Метель, выступающая здесь в качестве отрицательного персонажа, также не изображена в качестве представителя чего-то однозначно злого. Шелковый ковер, которым она покрывает землю – не орудие убийства или мучений, хотя и причиняет страдания. Природные явления у Есенина просто выполняют свою функцию.

Вьюга представлена в качестве живого существа, способного выражать эмоции, в данном случае злиться. Сама зима изображена в образе матери, баюкающей свой лес.

Употребляемые поэтом эпитеты делают стихотворение похожим на произведения устного народного творчества. Есенин не использует здесь образы, присущие его более позднему творчеству, такие как «желтый ворон» и подобные, которые ломают шаблоны восприятия. Стихотворение плавно разворачивается в картину зимней природы. Даже его конец не нарушает течения повествования. Как и в сказке, все заканчивается хорошо, но только во сне. Автор не пожелал разрушать созданный им образ холодной зимы, погружающей все вокруг в глубокий сон.

Анализ 3

Это одна из первых работ поэта, созданная в 1910г, когда С. Есенину исполнилось всего пятнадцать лет. Но опубликовано было намного позже, поскольку считал свою работу не серьезной, детской. Тем не менее, поэтому очень хорошо получилось описать образ зимы, и является одним из лучших произведений С. Есенина, где описывается природа.

В первых строках сообщается, что зима «поет», «мохнатый лес баюкает». Благодаря этому образуется впечатлением какого-то умиротворения, за счет красивых белоснежной природы и белых туманов, «плывут в страну далекую». Погодка переменчива, и тут «по двору метелица ковром шелковым стелется». Явление того, что скоро начнется вьюга, собирающиеся истребить все, что дышит, оставив за собой лишь снежные пески. Ощущая подобное, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», надеясь подобным образом оградить себя от предстоящих невзгод. А снежная красавица, лишь только пуще прежнего начинает серчать, зная, что у нее есть власть над всем живым, и она может делать все, что ей заблагорассудится. Из доброй и ласковой хозяйки окружающего мира, становится злобной теткой, «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Но эта метель вовсе не страшит маленьких птичек, жмущихся плотнее, чтобы попытаться согреться и тихо спят под звуки страшного ветра. И видят они хорошие сновидения, о предстоящей теплой погоде «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Не обращая внимания, что эта одна из первых работ поэта, С. Есенин уже хорошо умел олицетворять неодушевленные предметы.

  • Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

    Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро

  • Анализ стихотворения Дума Некрасова

    Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

  • Сергей Есенин

    Поет зима - аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далекую
    Седые облака.

    А по двору метелица
    Ковром шелковым стелется,
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.

    Озябли пташки малые,
    Голодные, усталые,
    И жмутся поплотней.
    А вьюга с ревом бешеным
    Стучит по ставням свешенным
    И злится все сильней.

    И дремлют пташки нежные
    Под эти вихри снежные
    У мерзлого окна.
    И снится им прекрасная,
    В улыбках солнца ясная
    Красавица весна.

    «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

    Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

    Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

    Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает», об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

    Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

    Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

    Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

    Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора. Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

    Эпитеты, в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

    Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

    Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

    Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

    «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский город царской России времен Николая II, город, чьих «близнецов» встречали мы во мно

    Жодного великого митця не оминуло його кохання. Та й хіба тільки митця? Людині взагалі властиво любити. А кохання - це вінець любові. Просто кохання простої людини проходить непомітно для оточення, а ко­хання неординарної особистості уособлює вічність і безсмертя. Тож при- родньо, що кохання Йоганна Вольфганга Ґете не пройшло непомітно, а ви­лилось у творчості. А оскільки трагедія «Фауст» створювалася протягом тривалого часу, то її автор переживав у ці роки багато потрясінь, він знаходив і зрікався, любив і страждав. І невідомо, чи існувала б сама трагедія, якби її автор не пережив першого

    Видатний український письменник В. К. Винниченко почав художню творчість в епоху соціальних бур і потрясінь - на початку ХХ століття. У літературі того часу теж ішли активні пошуки нового шляху до художньо­го осмислення дійсності. Реалізм уже не задовольняв вимогливого читача. «.Імпресіонізм, примітивізм, натуралізм, чорт-біс, все, що може найкраще обкреслити людину, давайте все сюди!» - устами свого героя Олафа Сте- фензона заявляє В. Винниченко. І справді, ознаки всіх цих стилів наявні у творах письменника, а найголовніша з них, - психологізм. Автор намагається проникнути в найглибші зак

    Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

    Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

    Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает» , об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

    Действительно, образ зимы , появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый» : наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи , которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

    Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» , но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» , своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.

    Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна , который видят несчастные замерзшие воробышки.

    Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора . Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

    Эпитеты , в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

    Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

    Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает» , «метелица ковром шелковым стелется» , а «вьюга злится все сильней» . Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

    Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

    • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
    • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
    Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)

    3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

    4)Синтаксис и пунктуация предложений

    5)Звукопись

    6)Рифма, ритм, размер

    Анализ стихотворения:
    1) В.Лебедева-Кумача:

    Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С фашистской силой темною,
    С проклятою ордой!

    Пусть ярость благородная
    Вскипает, как волна,-
    Идет война народная,
    Священная война!

    Как два различных полюса,
    Во всем враждебны мы:
    За свет и мир мы боремся,
    Они - за царство тьмы.

    Дадим отпор душителям
    Всех пламенных идей,
    Насильникам, грабителям,
    Мучителям людей!

    Найдите в стихотворение слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Поет зима аукает. Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далекую
    Седые облака.

    А по двору метелица
    Ковром шелковым стелется,
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.

    Озябли пташки малые,
    Голодные, усталые,
    И жмутся поплотней.
    А вьюга с ревом бешеным
    Стучит по ставням свешенным
    И злится все сильней.

    И дремлют пташки нежные
    Под эти вихри снежные
    У мерзлого окна.
    И снится им прекрасная,
    В улыбках солнца ясная
    Красавица весна.

    Ты запой мне ту песню, что прежде
    Напевала нам старая мать,
    Не жалея о сгибшей надежде,
    Я сумею тебе подпевать.

    Я ведь знаю, и мне знакомо,
    Потому и волнуй и тревожь,
    Будто я из родимого дома
    Слышу в голосе нежную дрожь.

    Ты мне пой, ну а я с такою,
    Вот с такою же песней, как ты,
    Лишь немного глаза прикрою,
    Вижу вновь дорогие черты.

    Ты мне пой, ведь моя отрада -
    Что вовек я любил не один
    И калитку осеннего сада,
    И опавшие листья с рябин.

    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение

    2) Взгляды, убеждения
    3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
    СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
    СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
    УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

    В пустыне чахлой и скупой,
    На почве, зноем раскаленной,
    Анчар, как грозный часовой,
    Стоит - один во всей вселенной.

    Природа жаждущих степей
    Его в день гнева породила,
    И зелень мертвую ветвей
    И корни ядом напоила.

    Яд каплет сквозь его кору,
    К полудню растопясь от зною,
    И застывает ввечеру
    Густой прозрачною смолою.

    К нему и птица не летит,
    И тигр нейдет: лишь вихорь черный
    На древо смерти набежит -
    И мчится прочь, уже тлетворный.

    И если туча оросит,
    Блуждая, лист его дремучий,
    С его ветвей, уж ядовит,
    Стекает дождь в песок горючий.

    Но человека человек
    Послал к анчару властным взглядом,
    И тот послушно в путь потек
    И к утру возвратился с ядом.

    Принес он смертную смолу
    Да ветвь с увядшими листами,
    И пот по бледному челу
    Струился хладными ручьями;

    Принес - и ослабел и лег
    Под сводом шалаша на лыки,
    И умер бедный раб у ног
    Непобедимого владыки.

    А царь тем ядом напитал
    Свои послушливые стрелы
    И с ними гибель разослал
    К соседям в чуждые пределы.

    (Иллюстрация: Сона Адалян )

    Анализ стихотворения "Поет зима - аукает"

    Мастерски владея словом, гениальный поэт Сергей Есенин передает в скупых, но красочных мазках всю прелесть и в то же время ужас суровой русской зимы. Ведь людям, жившим в России в то время, неоднократно приходилось слышать, как путники, заблудившись в метели, садились и засыпали, чтобы уже никогда не проснуться. Эту смертельную песню, которую вьюга, насвистывает зима, лирик передает мелодикой колыбельной, используя ритмику двухсложного четырехстопного ямба: «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает…». Опасные объятия снегового покрывала передают звуки веток сосняка, которые карильоном звенят под порывами ледяного ветра. Драматический настрой подчеркивают тяжелые тучи, которые «с тоской глубокою» плывут в дальние края.

    Но поэт показывает и иную, прекрасную, сторону буйства этой опасной для жизни стихии. Он сравнивает метель с шелковистым ковром, и всякий, кто хоть раз в жизни видел стелющуюся по земле порошу, может представить себе это подвижное, прям как змея, снежное покрывало. Чтобы еще больше «перенести» читателя в реалии произведения, Есенин добавляет: «Но больно холодна». Да, вьюгой лучше всего любоваться из окна теплого жилья. А вот и оно - жилье. Следующий образ Есенина - это именно окно. Наверняка из него льется ровный, теплый свет, за ним тепло и уютно.

    Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.

    Есенин, усиливая напряженность, придает стихиям человеческий образ. Вьюга не просто разгулялась - она пытается убить все живое, злится «с ревом бешеным». В своем стремлении добраться и до обитателей избы, она стучит по ставням, чуть ли не срывает крышу. Что могут противопоставить этой «Снежной королеве» люди и воробьи? Лишь надежду на скорый приход весны. Стихотворение заканчивается на оптимистической ноте: даже если пташки нежные и замерзнут насмерть под колыбельную песню вьюги, последнее, что им приснится, будет «прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».

    Мелодика этого произведения как будто просится, чтобы его положили на музыку. Наверное, именно по этой причине вдохновленный колыбельной, которую напевает вьюга, композитор Георгий Свиридов создал кантату «Поёт зима - аукает».