Рыцарь на час кому посвящен. «Рыцарь на час» Н

Стихотворение А. Н. Некрасова «Рыцарь на час» состоит из двух логических частей, каждая из которых объединена общей темой.

Первая часть даёт нам описание природы и чувств лирического героя, таких как глубокое раскаяние: «Совесть песню свою запевает…» Перед нами предстают картины живой природы: «По широкому полю иду…/… Разбудил я гусей на пруду…» Они переплетаются с описанием чувств и ощущений лирического героя: «Сила юности, мужество, страсть/И великое чувство свободы/Наполняет ожившую грудь;»

Подобное продолжается до наступление второй части, ознаменованного мыслями героя о его покойной матери.

Перед ней он хочет раскаяться и излить ей душу: «Я кручину мою многолетнюю/На родимую грудь изолью, /Я тебе мою песню последнюю, /Мою горькую песню спою.»

На две части стихотворение можно разделить, основываясь на идеях, которые они несут.

В первой части лирический герой испытывает различные приятные чувства, такие как чувство свободы. Морозная зимняя ночь придаёт ему физических и духовных сил, он восхищается всем, что видит вокруг.

Во второй части хорошее настроение персонажа начинает ухудшаться, он всё больше чувствует раскаяние и собственную ничтожность, что в конце выливается в такие строки: «Вы ещё не в могиле, вы живы, /Но для дела вы мёртвы давно./Суждены вам благие порывы, /Но свершить ничего не дано…»

Лирический герой хотел измениться, стать лучше, но так ничего не сделал. Этим и строками, приведёнными в предыдущем абзаце, объясняется смысл названия стихотворения «рыцарь на час».

Творчество литератора часто вводят в определенные рамки и неоправданно ограничивают в их области созидания мысли и создания произведений. Для многих читателей Николай Алексеевич Некрасов – поэт-революционер, поэт-гражданин и поэт для народа. Но существует и другой Некрасов, который, возможно, всю жизнь прятался под революционным пылом.

Поздний Некрасов тщательно скрывает в себе молодые философские размышления и целиком посвящает себя народной поэзии. Несмотря на это, ему не удается полностью отойти от своего раннего творчества времен сборника «Мечты и звуки» (1840). Каждое его произведение содержит размышления о себе и о сущности жизни. Революционные стихи поэта содержат призыв к борьбе не на поверхности слов, а в самой природе произведения.

Философское стихотворение «Рыцарь на час» 1862 года можно назвать откровением, отражающим суть понимания личности поэта. Глубокие потрясения того времени, разрыв с друзьями, не поддерживающими его идеи, в частности с И.С.Тургеневым, легли в его основу.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Главная мысль

Описание миража было лишь предисловием к главному мотиву стихотворения — обращение героя к матери. Нежные слова произносит путник своей умершей матушке: «Повидайся со мною, родимая!». Под маской лирического героя оказывается сам Некрасов. Отец поэта был деспотичным, жестоким и крайне безудержным в своих действиях. Мать, напротив, была кроткой, но забитой. В воспоминаниях поэта она осталась несчастной мученицей и идеалом терпимости и нежности. Во многих произведениях можно отыскать ее образ: в женщине-крестьянке, в его музе, в милой девушке и в горячо любимой России. Смерть матери жестоко поразила его и вселила в него мысль, что он так и не смог отблагодарить ее за любовь.

Ее тяжелая судьба, борьба ради своих детей – все соединилось в душе героя, вся его молитва – о свидании с ней. Сын жаждет ее присутствия, но лишь ради себя. Жестокой болью пронизано его обращение – это кульминация и обострение всех его чувств. Он умоляет ее лишь о взгляде, который бы смыл всю тяжесть горя. Настолько проникновенны его мольбы к матери, что лишь целостная конструкция речи способна передать эмоции героя. Именно здесь проступает вся открытость принятия страдания.

Герой признается, что именно мать поставила его на путь правды, и ее идеал вдохновлял его всю жизнь. Воспоминание о ней наполнено светлыми эпитетами, а ее описание напоминает образ ангела. Рассказчик ищет моральной поддержки у матери, раскрывает ей свое естество и внутренние страдания:

Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Смысл финала

Высокие и эмоциональные порывы героя выражают мысленный апофеоз идей и стремлений. Но как быстро он рушится! Наступает утро, и вся жертвенность героя проходит. Такое удивительное разрушение последних слов завершает кульминацию произведения. Все возвышенные мысли остались – но лишь в голове. Нет больше силы и мужества что-то делать. Желание пожертвовать собой во имя цели осталось, но только в мечтах. Теперь героя пугает могила матери, а, следовательно, и сама смерть за идею.

Последним идет монолог «насмешливого внутреннего голоса» героя:

Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…

В нем данном отрывке воплотились все жестокие чувства лирического героя по отношение к себе и к своей судьбе. Именно неподготовленность к переменам во времена Некрасова отражается в его горьких сетованиях. Поэт выносит вердикт самому себе и русскому обществу своей эпохи. Он утверждает бессмысленность возвышенных речей и обличает бездействие после пламенного мысленного апофеоза.

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию. Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений. Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Н. А Некрасов вырос в селе Грешнево Ярославской губернии, в бассейне великой русской реки Волги. С раннего детства он проводил много времени на природе: на полях, в лесах – и очень сильно любил её (именно русскую природу). Он жил в ней, дышал ей и не мог представить своей жизни без неё. Его отец очень эгоистично и жестоко относился к членам своей семьи, в том числе и к его матери. Елена Андреевна (его мать) очень терпимо относилась ко всему и, чтобы сгладить печаль, отдавала всю свою любовь детям. Не выдержав жизненных лишений, она рано скончалась. Это было настоящим ударом для Некрасова: Он потерял самого близкого ему человека.

Его стихотворение написано так же, как и вышеописанные события жизни: оно тоже состоит из двух логических частей, первая часть рассказывает про природу, вторая – про мать. Первая часть начинается грустным описанием осенней природы: «Если пасмурен день, если ночь не светла, / Если ветер осенний бушует, / … / Ум, бездействуя, вяло тоскует», контрастно переходящим в радость от рассматриваемой им красоты природы: «Слава богу! морозная ночь – / Я сегодня не буду томиться. / По широкому полю иду, / Раздаются шаги мои звонко…». Автор очень увлекается описанием природы, своей любви к ней и нескончаемости этой любви, он показывает, насколько природа ему дорога. Здесь в нём просыпается романтика: причудливые тени, видения, лунный свет будят в нём воображение, заставляют мечтать о чём-то высоком. Он ободряется, молодеет, на некоторое время его посещает чувство счастья: «Отдаёшься невольно во власть / Окружающей бодрой природы; / … / И великое чувство свободы / Наполняет отжившую грудь…». Постепенно автор переходит к теме русской деревни, которая красива, даже несмотря на свою бедность: «Не видна её бедность нагая! / Запаслася скирдами, родная, / … / Пожелай ей покойного сна – / Утомилась кормилица наша!..».

Недавно шли восклицательные предложения, автор писал про природу, как тут на него набрели грустные воспоминания, о них автору некуда было деться (они имели очень серьёзные последствия и не могли не придти на ум ему при наличии стольких намёков): «Спи, кто может, – я спать не могу, / Я стою потихоньку, без шуму, / … / И невольную думаю думу…», «В эту ночь я хотел бы рыдать / На могиле далёкой, / Где лежит моя бедная мать…». Автору нужна помощь, главным образом от матери, и он хочет с ней поговорить, хочет попросить Бога обеспечить это: ему в голову пришёл образ церкви: «За селом, на горе невысокой, / Вся бела, вся видна при луне, / Церковь старая чудится мне…». Так началась вторая часть стихотворения. В ней автор говорит о своей бесконечной любви к матери, а также стыде перед матерью, просит её прийти к нему из того мира и помочь: «Повидайся со мной, родимая! / Появись лёгкой тенью на миг! / Всю ты жизнь прожила нелюбимая, / Всю ты жизнь прожила для других…». Автор использует приём антитезы, чтобы подчеркнуть сложность жизни своей матери, что на каждое её доброе дело отвечали (в том числе и Бог) несправедливостью. Он описывает её как «чистейшей воды божество», очень уважая и любя её: «С неземным выраженьем в очах, / Русокудрая, голубоокая, / С тихой грустью на бледных устах, / Под грозой величаво безгласная…». Автору нужна помощь; он осознаёт, что её только может предоставить ему мать, что ни сожалеющие друзья, ни враги-клеветники не заменят ему её в этом; она ему нужна, она его самый близкий человек. Он воззывает к ней на небеса за помощью: «…я гибну – и ради спасения / Я твою призываю любовь! / Я пою тебе песнь покаяния, / Чтобы кроткие очи твои / Смыли жаркой слезою страданья, / Все позорные пятна мои!..». Некрасов хочет встретиться со своей матерью после смерти на том свете, потому что другого способа пообщаться с ней он не находит: «Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, / Может смертью ещё доказать, / Что в нём сердце не робкое билося, / Что умел он любить…».

Наступает третья, заключительная часть, и автор просыпается от ночных видений, раздумий, понимает, что он «ребёнок слабый», что он очень сильный, но не может применить свою силу, массовое высвобождение силы закончилось, он вырос: «Всё, что в сердце кипело, боролось, / Все луч бледного сердца спугнул, / И насмешливый внутренний голос / Злую песню свою затянул…». В стихотворении поэт сожалеет о несбывшихся мечтах, о потерянном времени, о безысходности его положения, о невозможности изменить мир в лучшую сторону. Стихотворение написано анапестом, придающим стихотворению длительности и горечи. Мне очень нравится это стихотворение, потому что оно написано очень искренне и просто, с полной передачей чувств и переживаний автора.

Особое место в лирике Некрасова занимает образ женщины-матери, судьба которой оказывается не менее драматичной, чем доля девушек-крестьянок или сирот. Это и горестное сострадание святым «слезам бедных матерей» в стихотворении «Внимая ужасам войны...» (1859), Орина, «мать солдатская» из одноименной поэмы (1863), переживающая трагическую судьбу: рекрутский набор отнял её единственного сына. Это героиня стихотворения «Мать» (1868), которая испытывает чувство безнадежности, поскольку её юным сыновьям «судьбы своей не избежать»; это страдалица из стихотворения «Затворница» (1877), «чужим скорбям бессильная помочь»; далее это «Баюшки-баю» (1877), где мать утешает тех, кому «вчера людская злоба» боль и «обиду нанесла»; незаконченная поэма «Мать» (1877), героиня которой вынуждена столкнуться с ужасными условиями жизни в усадьбе мужа и с его жестоким Необыкновенной выразительностью отличается образ женщины-матери в лирической поэме 1862 года «Рыцарь на час» (Некрасов), анализ которой мы проведем.

Лирическим героем произведения является человек 60-х годов, который осознаёт трагическое противоречие между своим стремлением к самоотверженному служению народу, благим душевным порывом к идеалу — и слабостью воли, приводящей к отказу от практического действия, ошибочности поступков, неверным шагам. Обостренная совестливость рождает рефлексию героя, его покаяние, лирический монолог оправдания:

Не умел я с собой совладать,

Не осилил с думы жестокой...

На миг лирический герой осознаёт даже ложность своего поведения, измельчание личности:

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

Он предпринимает попытку высвободиться из этой тины, преодолеть свою слабость, выйти на широкую и истинно верную дорогу жизни.

Но быт, чувство вины и угасания, слабость продолжают держать героя в своём цепком плену. И тогда в соответствии с этим настроением в поэме появляется осенний пейзаж, отмеченный необычайной живописностью и красочностью. Мы начинаем сознавать, что этот осенний пейзаж — не просто аккомпанемент психологическому состоянию героя, но и отражение тех ценностей, которые ещё остаются в жизни и способны исцелить больную душу. Такую же бесконечную радость вливает в неё жизнь деревни, столь же прекрасной в лунном освещении, как и красота дубровы. Высшими духовными ценностями оказываются Божий дом («церковь старая» в лунном сиянье) и витающая здесь же душа матери, почивающей под одиноким крестом. Так в поэме о «рыцаре на час» возникает врачующий образ матери, призванный смягчить страдания и терзания героя.

Но и она — вечная страдалица, чьи годы были отмечены постоянной мукой:

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других...

...Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты...

Самый облик матери, воскрешаемый поэтом, свидетельствует о её горестях:

Русокудрая, голубоглазая,

С тихой грустью на бледных устах,

Под грозой величаво-безгласная —

Молода умерла ты, прекрасная...

Поэт наделяет образ матери чертами возвышенного божества чистейшей любви. Только она, испытавшая столько терзаний, может облегчить кручину героя, исцелить его душу, наставить на истинный путь, вывести «на дорогу тернистую». И тогда он проникновенно обращается к своей матери, способной его понять и воскресить:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Строки эти приобретают патетику, ораторские интонации, романтическую взволнованность, выраженную в обилии восклицаний и вопросов, нагнетении однородных членов, синонимов и антонимов.

Образ матери лирического героя (и одновременно — матери поэта) вырастает в образ родины-матери, которая требовательно и благожелательно всматривается в лицо своего совестливого сына, судит его, прощает и ободряюще наставляет. Правда, в финале стихотворения «Рыцарь на час» (Некрасов), анализ которого нас интересует, звучит язвительный и насмешливый внутренний голос, упрекающий не только лирического героя, но и всё «ничтожное племя» современников в неспособности к конкретному делу. Вы, — словно бы нашептывает этот голос, — увы! не «вечные» рыцари деяний и борьбы, как незабвенный пламенный Дон Кихот, а всего лишь «рыцари на час». Но хочется думать, что в сознании героя поэмы воображаемый голос матери невольно подавляет и заглушает эту «злую песню», вселяя надежду.

Рыцарь на час — одна из главных ипостасей лирического героя Некрасова. Томимый бессонницей, Р. ночью выходит из дому и отдается «во власть / Окружающей бодрой природы». Созерцание ее красоты пробуждает в его душе совесть и «жажду дела». Его взору открываются величественные пейзажи, слуху — торжественные звуки деревенского колокола, памяти — мельчайшие детали прошлого («все, чего не видал столько лет, от чего я пространством огромным отделен»). Он полон вины перед своей безвременно умершей матерью, образ которой сливается

Для него с образами Родины, многострадальной деревни. Он поет «последнюю песнь»: «Я пою тебе песнь покаяния, / Чтобы кроткие очи твои / Смыли жаркой слезою страдания / Все позорные пятна мои… От ликующих, праздно болтающих, / Обагряющих руки в крови / Уведи меня в стан погибающих / За великое дело любви!» Утром же прозрение героя оказывается лишь «мечтой», «сном», «благими порывами», а «насмешливый внутренний голос» изрекает жестокий приговор, выносимый всему поколению «людей слова», к которому, несомненно, принадлежит Р.: «Вы еще не в могиле, вы живы, / Но для дела вы мертвы давно». Отразившиеся в патетическом монологе героя конфликт «слова» и «дела», пафос сомнения и искреннего раскаяния принципиальны как для некрасовской лирики, так и для характеристики эпохи в целом: цитаты из стихотворения были включены Н. Г. Чернышевским в его поздний роман — «Отблески сияния» (1882).


  1. СЦЕНА ПЕРВАЯ В башне. Альбер и Иван Альбер во что бы то ни стало хочет попасть на рыцарский турнир. Рассмотрев...
  2. Начало 80-х гг. В Ленинграде живут трое неразлучных друзей: Сашка Куницын, Роман Крылов и Ашот Никогосян. Всем троим — до...
  3. КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ. Поэма в двух частях (1826) Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь....
  4. Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных...
  5. Часть 1. ЮБИЛЯРЫ И ТРИУМФАТОРЫ «Бывали хуже времена, / Но не было подлей», — читает автор о 70-х гг. XIX...
  6. В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище,...
  7. Пролог В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой...
  8. Дедушка Мазай и зайцы Каждое лето рассказчик приезжал на неделю в деревню Малые Вежи, чтобы погостить у старого охотника Мазая...
  9. Мне кажется, основной смысл данного стихотворения заключен в самом названии. Некрасов обвинял себя и своих современников в недостаточной преданности делу...
  10. Стихотворения «Ангел-хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего....
  11. Еще в 1860 году поэт Некрасов задумал большую автобиографическую поэму «Рыцарь на час» с главным героем Валежниковым. Но в печати...
  12. Н. А Некрасов вырос в селе Грешнево Ярославской губернии, в бассейне великой русской реки Волги. С раннего детства он проводил...
  13. Герой-рассказчик славится своим чувством юмора. Природная находчивость удачно сочетается с тренированностью, шутки носят, как правило, безобидный характер, и он становится...
  14. Эпоха средневековья — это благородный и возвышенный мир рыцарских турниров, освященный прекрасными ритуалами культ дамы сердца, прекрасной и недостижимой, как...
  15. Начиналась Троянская война. Троянский царевич Парис обольстил и похитил Елену, жену спартанского царя Менелая. Греки собрались на них огромным войском,...
  16. БАРОН — герой трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» (1830), вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный под редакторским названием...
  17. Исполненный живописных контрастов колорит «Гяура» отличает и следующее произведение Байрона «восточного» цикла — более обширную по объему поэму «Корсар», написанную...
  18. Действие происходит в XIII в. во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойев, против которых папа организует крестовый...
  19. Герой поэмы — она написана от первого лица — рабочий; он приходит в часы отлива к морю, чтобы тяжелым трудом...
  20. Кремль В том году, когда великий князь Иван III повелел воздвигнуть Московский Кремль, удельный князь Никита, что владел городом Подзол...
  21. В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает...
  22. Ермил Гирин — один из положительных крестьянских образов поэмы. Появляется в главе «Счастливые». Из рассказа седоволосого попа мы узнаем, что...
  23. Чудесный доктор Основан на реальных событиях. 2 мальчика рассматривают богатую витрину гастрономии, потом бегут домой — в сырой и грязный...
  24. На день рождения принцессы пригласили семеро фей, а одну обошли приглашением, так как думали, что ее уже нет в живых....