Изучение истории в произведениях искусства. Факт влияния исторических событий на искусство на протяжении времен Произведения искусства которые повлияли на историю

Искусство появилось почти сразу же после появления человечества, и на протяжении веков было создано множество величайших произведений в живописи, скульптуре и других сферах искусства. Какие из них считать самыми лучшими, вопрос очень спорный, ведь даже эксперты расходятся во мнениях на этот счет. Мы же сегодня попробуем составить список десяти наиболее известных произведений искусства за все время.

10 ФОТО

1. «Звездная ночь», Ван Гог.

Картина, написанная голландским художником Винсентом Ван Гогом в 1889 году. Источником вдохновения для создания этого произведения искусства было ночное небо, которое он наблюдал из окна своей комнаты в приюте Святого Павла.


2. Рисунки в пещере Шове.

Доисторические наскальные рисунки животных, созданные примерно 30 тысяч лет назад. Пещера Шове находится на юге Франции.


3. Статуи Моаи.

Каменные монолитные статуи, расположенные на острове Пасхи в Тихом океане. Считается, что статуи были созданы аборигенами острова между 1250 и 1500 годами нашей эры.


4. «Мыслитель», Роден.

Самая известная работа французского скульптора Огюста Родена, созданная в 1880 году.


5. «Тайная вечеря», да Винчи.

Эта картина, написанная Леонардо да Винчи между 1494 и 1498 годами, представляет собой сцену последней трапезы Иисуса со своими учениками, описанную в библейском евангелии от Иоанна.


6. «Сотворение Адама» Микеланджело.

Одна из самых известных фресок Микеланджело, находится в Сикстинской капелле Апостольского дворца в Ватикане. Фреска иллюстрирует повествование о сотворении Адама из библейской книги Бытие.

7. «Венера Милосская», автор неизвестен.

Одна из наиболее известных древнегреческих скульптурных работ, созданная где-то между 130 и 100 годами до нашей эры. Мраморная скульптура была обнаружена в 1820 году на острове Милос.


8. «Рождение Венеры» Боттичелли.

На картине, написанной итальянским художником Сандро Боттичелли, изображена сцена появления богини Венеры из моря. Картина находится в Галерее Уффици во Флоренции, Италия. 10. «Мона Лиза», да Винчи.

Шедевр работы Леонардо да Винчи, созданный примерно между 1503 и 1506 годами. Картина находится в Луврском музее Парижа.

Люди любят все ранжировать, составляя своеобразные «хит-парады» в самых неожиданных номинациях. Даже столь тонкая материя, как искусство, не избежала этой участи, хотя сравнивать художественные произведения очень трудно. Информационный канал Би-Би-Си произвел оценку различных живописных полотен, определив десяток самых выдающихся из них. Безусловно, этот рейтинг весьма спорен, и у читателя может возникнуть вопрос, а где, собственно, Суриков, Левитан, Репин или Шагал, к примеру. Увы, британцы не любят вспоминать о российских достижениях, в том числе и в области изобразительного искусства. Впрочем, такая предвзятость отнюдь не помешает нам восхищаться этими замечательными картинами. Итак:

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», (конец 1490-х годов)

Сюжет воспроизводит наиболее драматический момент Страстной недели, когда Иисус, ужиная со своими учениками, сообщает им, что вскоре один из них его предаст, а другой отречется от своих убеждений. Иуда, сидящий за столом четвертым слева, всей своей позой выказывает смущение, остальные апостолы выражают удивление и возмущение. Картина написана на стене монастырской трапезной и, к сожалению, претерпела множество повреждений, в результате которых утратила большую часть оригинального авторского письма.

Джованни Беллини, «Праздник Богов» (1514 г.)

Банкет - распространенная тема итальянской живописи XVI века, ему посвящены многие произведения эпохи Возрождения. К примеру, художник Андреа дель Сарто даже изобразил церковь, изготовленную из колбасы и сыра пармезан. В основном картина написана Беллини, но помогал ему молодой Тициан, бывший в то время его учеником. Этот шедевр выполнен в мифологическом жанре. Персонажами стали бог плодородия Приап, нимфы, Юпитер и другие божества, пьющие вино. Новшеством техники стал китайский сине-белый фарфор, недавно завезенный в Европу.

Паоло Веронезе, «Свадьба в Кане» (1563 г.)

Эта яркая и красочная сцена массового праздника висит в итальянском крыле Лувра прямо напротив Моны Лизы, что, к сожалению, способствует репутации одного из самых игнорируемых шедевров всего западного искусства. Свадьба, на которой Христос только что превратил воду в вино, была перенесена из Каны в современную автору Венецию. Нарядно одетые гости, кажется, заняты десертом, но, если присмотреться, можно заметить, что никто из них не ест. Это объясняется тем, что на картине изображены представители высшего класса, которые, в отличие от простолюдинов, считали не очень приличным интересоваться угощениями.

Диего Веласкес, «Триумф Вакха» (1628 г.)

Белокожий, увенчанный листьями плюща, бог вина сидит в веселой компании. Как и положено ему по статусу, он пьян. Рядом с ним загорелые работники в испанских коричневых плащах, выглядящие куда более трезвыми. Художник изобразил мифологическую сцену, довольно редкую в его творчестве. Веласкес отошел от традиционного образа вакхического веселья, на котором, как правило, присутствуют нимфы, и обратился к более натуралистическому стилю, характерному для жанровых сцен (бодегонес).

Питер Пауль Рубенс, «Праздник Ирода» (1635-38гг.)

Крышка блюда приподнимается, а под ней - глава Иоанна Крестителя. Великолепная мрачная живопись Рубенса показывает момент, когда Саломея, станцевав для своего отчима Ирода, получает в награду смерть святого. Человеческая голова подается на праздничный стол вместе с лобстером и дичью. Иродиада, мать Саломеи, тычет в язык Иоанна вилкой, в то время как ее муж охвачен ужасом.

Ян Стен, «Беспутный дом» (1663-64 гг.)

Если в эпоху Высокого Возрождения художники изображали богов или аристократов, то голландские живописцы XVII века обратились к бытовым сценам, иногда насыщенным морально-сатирическим смыслом. Видно, что эти гуляки грешат привычно и обыденно. Человек в черном пытается соблазнить служанку, а женщина на переднем плане так увлечена выпивкой, что не замечает Библию под ногами. Большой окорок, ставший, очевидно, центром этого праздника, забыт на полу, и на него уже заинтересованно поглядывает кошка.

Джон Мартин, «Праздник Валтасара», (1821 г.)

Джон Мартин был одним из самых странных английских художников XIX века. Его манере свойственны апокалиптические видения, но чрезмерная пафосность иногда переходит в откровенный китч. На этой картине он изображает сцену из Книги Даниила, в которой царь вавилонский получает плохое предзнаменование. Грандиозные колоннады до бесконечности, страшные молнии на небе и все такое прочее…

Эдуард Мане, «Завтрак на траве» (1862 г.)

Картины вошла в историю западного искусства, как отвергнутая парижским Салоном и самим Наполеоном III, в ней нарушены все правила перспективы и иконографии. Непонятно также, почему мужчины одеты в современное платье, женщина голая, и при этом люди не глядят друг на друга. Впрочем, возможно, Мане вообще писал не пикник, несмотря на фрукты и булочки, выкатившиеся из корзины на траву. Скорее всего, никакого намека на многозначительную философию, мораль или мифологию нет, художник просто изобразил какой-то факт из современной жизни.

Джеймс Энсор, «Банкет голодающих» (1915 г.)

Когда в начале Первой мировой войны немецкие войска заняли Бельгию, Энсор написал эту горькую пародию на «Тайную Вечерю». На столе убогий обед, состоящий из двух морковок и лука, по всему этому ползают насекомые. Стены украшены ужасными картинами, а люди бесчинствуют. Ужасы войны проявляются не только на полях сражений, но в быту, о чем и повествует это живописное произведение.

Джуди Чикаго, «Ужин» (1974-79 гг.)

Нужно было быть большим поклонником американского феминистского искусства, чтобы занести эту картину в список десятки лучших работ всех времен и народов. На ней изображена сервировка стола для трех десятков великих женщин, имена которых нашим соотечественникам ничего не говорят (за исключением, возможно, Вирджинии Вулф). В центре композиции не еда, а крышки. Чикаго завершила эту работу с помощью 400 добровольцев.

Чтобы создать впечатляющее произведение искусства, необходимо обладать особенными навыками, которые будут отличать Ваши творения от работ других мастеров. В некоторых случаях художники сознательно или бессознательно включают в свои шедевры скрытые ключи, которые могут пролить свет на их личную жизнь, желания и технику. Многие из этих ключей спрятаны у всех на виду. Так что берите в руки кисти и вперед, творить...

1. Зеркала Рембрандта

Рембрандт прославился использованием игры света при создании своих великолепных картин. В то время многие художники прибегали к световым эффектам, подобно Рембрандту, однако никто из них не мог запечатлеть на холсте красоту окружающего мира так, как это делал великий мастер. На протяжении многих лет исследователи пытались раскрыть секрет техники Рембрандта, тщательно изучая детали его картин.

Для создания эффекта практически фотографической точности Рембрандт манипулировал окружающей средой при помощи зеркал и освещения - то, что, по сути, сейчас делают современные фотографы. При написании автопортретов Рембрандт использовал сложные сочетания плоских и вогнутых зеркал, наряду с камерой-обскурой, чтобы получить максимально возможное сходство. При жизни великий художник никому не раскрывал свою технику. И лишь опробовав систему зеркал, искусствоведы узнали о секрете его величия.

2. Музыка «Тайной вечери»

Леонардо да Винчи был талантлив не только в искусстве, но и других творческих областях, таких как музыка и писательство. Однажды он решил объединить свои таланты для того, чтобы создать очень любопытную «пасхалку» в одной из своих самых знаменитых картин.

«Тайная вечеря» содержит интересную особенность, а именно музыкально сопровождение. На картине хлеб, а также руки Христа и апостолов, сложены на столе таким образом, что они образуют пятистрочный нотный стан. Если прочитать ноты справа налево, как любил писать в своих дневниках сам Да Винчи, то можно получить цельную композицию, предвещающую страдания Иисуса Христа.

3. Потерянный портрет Эдгара Дега

В период между 1876 и 1880 годами Эдгар Дега работал над картиной, известной как «Портрет женщины». Название говорит само за себя. На картине действительно была изображена только женщина в чёрном одеянии, однако со временем на ней начал вырисовываться ещё один портрет.

В 1922 году работники парижского музея заметили, что с «Портретом женщины» происходит нечто странное. На нём появились обесцвеченные пятна и прочие странные детали. Однако об этом в скором времени забыли. И только при помощи современных рентгеновских технологий нам, наконец, удалось обнаружить то, что более века назад нарисовал Эдгар Дега.

В 2016 году в ходе экспертизы, которая длилась тридцать три часа, было установлено, что Дега нарисовал на своей загадочной картине ещё одну женщину, скорее всего, свою первую модель и музу Эмму Добиньи. Портрет, подобный тому, что нарисован под «Портретом женщины», на самом деле существует, однако находится в частной коллекции и редко выставляется. Эта картина, скорее всего, была другим наброском, который Дега позднее решил зарисовать.

4. Микеланджело и артрит

Микеланджело дожил до 89 лет и умер в 1564 году. Как стало известно, в пожилом возрасте он боролся с весьма распространённым на сегодняшний день заболеванием: остеоартритом.

За несколько лет до своей смерти Микеланджело перестал подписывать картины своим именем, доверив это дело другим людям. Также он прекратил рисовать (любым способом) и перешёл на молоток и зубило, чтобы удовлетворить свою тягу к искусству и стремление создавать прекрасное.

В письмах к племяннику Микеланджело жаловался на «подагру» и скованность движений рук. В то время подагра использовалась для описания дискомфорта практически во всех суставах тела, однако Микеланджело в частности упоминал о болях в руках. На портретах, где Микеланджело изображён в пожилом возрасте, видно, что художник страдал артритом.

5. Вакх и желтуха

В 1592 году известный художник Караваджо переехал в Рим. Здесь он серьёзно заболел, поэтому был вынужден провести шесть месяцев в больнице Санта-Мария делла Консолационе, где начал писать свою знаменитую картину «Больной Вакх» (или "Bacchino Malato"). На ней мы видим Вакха с кожей жёлтого цвета, что является симптомом желтухи. Видимо, именно из-за этой болезни Караваджо попал в больницу на столь долгое время.

Вакх, согласно римской мифологии, был богом вина. Зная, что симптомы хронического алкоголизма включали жёлтый цвет лица, Караваджо решил, что лучшим натурщиком для портрета бога, страдающего от алкоголизма, будет он сам.

То, что Караваджо решил использовать собственные страдания, чтобы изобразить Вакха, умирающего от пьянства, показывает преданность художника своему делу.

6. Эндрю Уайет и Хельга

В середине 1980-х годов американский художник Эндрю Уайет шокировал мир искусства, представив более 200 портретов одной и той же женщины, которые он создал в течение десятилетия. Эти картины и рисунки стали известны как «Портреты Хельги». Когда Уайет создавал их, он держал это в строжайшем секрете. Его жена также не знала об этих портретах.

Единственным человеком, которому Уайет рассказал о Хельге, была его подруга, Нэнси Ховинг. Она поклялась хранить тайну, доверенную ей.

По словам Ховинг, Уайет «любил создавать тайны… чтобы потом их раскрывать». На многих картинах Хельга изображена обнажённой.

Уайет говорил, что его жене не нравилось, когда он рисовал оголённых натурщиц, поэтому он, из уважения к ней, предпочёл не раскрывать существование картин с Хельгой до тех пор, пока не представил их публике.

7. Человек на картине Пикассо «Синяя комната»

Пикассо нарисовал картину «Синяя комната» в 1901 году во время так называемого «Голубого периода». В то время у Пикассо не было денег, и он постоянно пребывал в подавленном состоянии. Художник выражал свою меланхолию при помощи синих и голубых красок. Картина «Синяя комната» всегда привлекала искусствоведов из-за странных мазков, которые использовал Пикассо.

Когда исследователи изучили «Синюю комнату» при помощи инфракрасных технологий, они обнаружили на картине под слоем краски загадочного человека в галстуке-бабочке. Мы не знаем, кем он был и почему Пикассо нарисовал его. Вполне возможно, что это был Амбруаз Воллар, парижский торговец произведениями искусства, который помог Пикассо организовать его первую выставку. Все мы знаем, что Пикассо из-за плохого финансового положения не мог позволить себе покупать холсты, поэтому он решил нарисовать «Синюю комнату» поверх неоконченного портрета человека с галстуком-бабочкой.

8. Турбулентность и «Звёздная ночь»

Одной из самых ярких работ Ван Гога является картина «Звёздная ночь», которую он нарисовал в 1889 году, когда находился в психиатрической больнице. Это произошло во время одного из самых худших психотических эпизодов Ван Гога, однако, именно благодаря нему, он создал произведение искусства, которое, как выяснилось относительно недавно, содержало научный факт, обнаруженный лишь в 1940-х годах, спустя много лет после смерти великого художника.

Турбулентность и турбулентный поток труднее описать, чем квантовую механику. Однако на своей картине «Звёздная ночь» Ван Гог в действительности изобразил идеальную турбулентность. Другие его картины, написанные в данный период, также изображают идеальную турбулентность. Это навело искусствоведов на мысль о том, что во время пребывания в состоянии психической неуравновешенности Ван Гог чудным образом смог увидеть и нарисовать турбулентность за много десятилетий до того, как она это явление было описано впервые.

9. Катаракта Моне

Одной из отличительных черт импрессионизма являются туманные и размытые картины. Самым известным художником-импрессионистом считается Клод Моне, картины которого в последние годы его жизни становились всё более расплывчатыми и тусклыми. Это ухудшение в его творческой деятельности можно объяснить катарактой, которая появилась у него с возрастом.

Влияние плохого зрения отчётливо видно по картине Моне «Японский мостик» (1922 год), которая была написана в необычайно ярких цветах. Возможно, он нарисовал её по памяти, гиперкомпенсируя определённые цвета и оттенки, чтобы она получилась чёткой.

В 1923году Моне, наконец, согласился на операцию, после которой сжёг большинство своих старых картин, поскольку осознал, каким ужасным у него было зрение.

10. Гойя и Жозеф Бонапарт

В 1823 году художник Франсиско Гойя создал портрет дона Рамона Сатуэ, судью Верховного суда Испании. Однако под слоем краски, возможно, нарисована историческая фигура, которая была намного важнее и известнее, чем Сатуэ. Речь идёт о Жозефе Бонапарте, брате французского императора Наполеона. Жозеф Бонапарт был назначен своим братом королём Испании, которой он правил с 1809 по 1813 год.

При помощи рентгеновского излучения под портретом Сатуэ был обнаружен нарисованный Жозеф Бонапарт в мундире с медалями. Портрет был написан в период его правления, и Гойя всеми силами пытался скрыть это.

Гойя пережил много политических потрясений, которые коснулись Испании в начале 1880-х годов. После того как наполеоновские войска были выведены из страны, стало опасно хранить у себя вещи, которые ассоциировались с режимом. По этой причине Гойя решил нарисовать на портрете бывшего короля Испании судью Рамона Сатуэ. Его тайна была раскрыта лишь спустя 200 лет.

Сегодняшние самые инновационные художники не берутся за кисть, а призывают науку, чтобы показать природу как синтез видимого и невидимого. Они создают произведения, радикально отличающиеся от всего, виденного когда-нибудь прежде, и что, возможно, изменит наше восприятие мира - поистине новый авангард.
Как говорит известный видео художник Петер Вайбель: "Сегодня искусство является потомком науки и техники" Это необычная мысль, но он прав.

Одно из самых ранних инновационных произведений, показанных человечеству, было хирургически выращенное, "третье ухо" художника Стеларка, это было 13 апреля 2009 года — на выставке на Эдинбургском международном фестивале науки. План таков: установить микрофон в руке, что позволяет веб-пользователям "слышать" через руки.

Художник Стеларк, известный сторонник "модифицированного улучшения тела", на самом деле выращивал левое ухо на левой руке. Ухо состояло из собственных стволовых клеток Стеларка и вплетено в биоразлагаемый полимер.


Альба Эдуардо Каца - белый кролик генной модификации, его сделали светящимся зеленым, используя ген зеленого белка медузы. Таким образом, Альба стал существом, которого не существует в природе, что привело к оживленной дискуссии по этике генной модификации.

Скульптура Джозайи McElheny из выдувного стекла, "Острова Вселенных" - это стихотворение о создании неимоверного пространства под названием - вселенная. Каждая вселенная является гигантским звездообразованием, и у него около 1000 стекольных шаров и 5000 стержней; около 14 футов в поперечнике и 12 футов в длину.

Длина стержней пропорциональна продолжительности времени, и символизирует Большой взрыв.

Стеклянные сферы представляют галактики в соответствующий момент, и лампочки представляют квазары. McElheny сотрудничал с космологом, чтобы гарантировать, что эти модели являются научно обоснованными. Законченное в 2006 году, это произведение особенно актуально сегодня в связи с последними данными, которые вроде бы, подтверждают гипотезу о мультивселенной - ошеломляющие предположение, что вселенные постоянно создаются.

Физик и художник Джулиан Восс-Андреа создал скульптуру - "Квантовый Человек" она более восьми футов в высоту и состоит из более ста параллельных стальных листов.

С фронта, это человек, но, когда вы идете к ней, человек становится невидимым. Она изображает неоднозначную двойственность волн - частиц квантовой физики, которые - невообразимо - как волны и частицы одновременно. Электрон может проявиться в экспериментах либо как волна либо как частица.

«Шаблоны полетов» - Аарона Коблина, еще одно произведение искусства, которое состоит из конкретных данных. Коблин собрал данные о 250 000 рейсах, которые пересекли США на 12 августа 2008 года.

Еще одно из творений Коблина - "Этот Изысканный Лес", создан при помощи краудсорсинга. Это параллельное игры сюрреалистов "Изысканный труп, в котором игроки добавляют чертеж или предложения, не зная, что происходит перед ним. Для этого изысканного леса, зрители добавили анимации с использованием программного обеспечения, поставляемого Google.

План реферата

I. Искусство дореволюционной России

II. Влияние исторических событий на развитие советского искусства

1. Революционное творчество

а. Плакатная агитация

б. Советское батальное искусство

3. Военное искусство

а. «Боевой карандаш»

б. Военные характеры

4. Хрущевская «оттепель»

5. Брежневский бюрократизм в искусстве

III. Творческое наследие будущим поколениям

I. Искусство дореволюционной России

Конец XIX - начало XX в. - важный период в развитии русского искусства. Оно совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И. Ленин назвал пролетарским. Это было время ожесточенных классовых боев, трех революций - 1905-1907 гг., февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий.

В искусстве 1890-х годов обнаружилась следующая тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзаж. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П. Рябушкин, Б.М. Кустодиев и В. М. Нестеров. В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество «Мир искусства» во главе с А.Н. Бенуа и С. П. Дягилевым, оказавшее большое влияние на художественную жизнь страны.

Перемены в русском искусстве на рубеже двух веков с большей отчетливостью сказались в архитектуре. Подгоняемое развитием капитализма, бурно растет градостроительство. Возводятся банки, различные промышленные здания, строится много доходных домов, ведутся поиски новых типов жилых комплексов. На рубеже XIX - XX вв. И в течение всего первого десятилетия ХХ столетия в русской архитектуре, ровно как и в ряде европейских стран, формируется так называемый стиль модерн (от фр. Современный). В России у его истоков стояли архитекторы Ф. Шехтель, Л. Кекушев, И. Фомин, художники Е. Поленова, М. Якунчикова, С. Малютин.

Следующий этап в истории русского искусства -период XIX - начало XX века (вплоть до 1917 года) -характеризуется, с одной стороны, деятельностью выдающихся мастеров, как В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В. Э. Борисов-Мусатов, и многих других. по своему продолжавших и развивавших реалистические традиции русской культуры, а с другой стороны -активным проявлением, особенно в начале ХХ века, неких новых тенденций, основанных по большей части на отрицании этих традиций, тенденций, сфокусировавшихся в 1910-х годах в получившем мировую известность движении русского авангардизма.

Русскому искусству 1910-х годов пришлось перетерпеть болезни времени. Оно прошло через влияние формалистических течений -кубизма, футуризма, даже беспредметного искусства. Многое из всего этого сейчас лишь достояние истории.

В России 1913-1916 годах получили настоящее теоретическое обоснование формальные поиски и предчувствия парижских живописцев, дорогу к которому открыл Париж, не отважившись, однако, взвалить на себя тяжесть дальнего пути. Движение получившее в России наименование «Футуризм», было формально гораздо богаче и многообразнее того, что последовало за социо -патриотическими словопрениями клуба Маринетти. Русская художественная среда сумела соединить новаторские тенденции кубизма и футуризма, то есть добиться такого синтеза, который оказался недостижим в Париже. Русский синтез был прежде всего концептуальным. Он явился результатом творчества многочисленных группировок художников, объединившихся в петербургской ассоциации «Союз Молодежи». В процессе публичных дебатов, выступлений в печати и театральных постановок в 1913 году под эгидой «Союз молодежи» вырабатывается общая платформа для революционных концепций, которые приведут многих участников к беспредметному искусству.

Ведущие художники начала века правдиво изображали существующую действительность, их искусство направлено против угнетения человека, также оно было пронизано свободолюбием.

II. Влияние исторических событий на развитие советского искусства

2. Революционное творчество

С появлением первого в мире государства рабочих и крестьян перед художниками открылись неведомые прежде горизонты. Советское государство рассматривает явления окружающей жизни с позиции марксистко-лениниского мировоззрения, коммунистической партийности. Глубоко анализируя и изображая события прошлого и настоящего, оно рисует перспективу революционного развития. Успешное развитие искусства после Октября было бы неосуществимо без руководящей и направляющей деятельности Коммунистической партии.

Естественно, что не в один миг осознали художники всю грандиозность задач, вставших перед искусством после революции. Большинство мастеров искусства сразу активно включились в художественную жизнь страны, безоговорочно отдали свое творчество служению Родине.

Закономерно, сто в первые годы Советской власти на первый план вышло Монументальное искусство, которое самым непосредственным образом откликалось на зов времени.

2. Искусство сталинского периода

«1920 - Гражданская война, грязь окопов, обозы с умершими от тифа не смогли убить в народе любовь к искусству. На завьюженных площадях ветер порушил первые панно, ставились монументы рабочих, ученым, идеям труда и свободы. Голод. Люди в страшном напряжении бьются за свои права и за свою жизнь».(Ал. Денейка «Жизнь, Искусство, Время» стр 227).

В период 20-х власть прибирает к рукам всю культурную сферу. Острая необходимость в изображениях способных наглядно разъяснить народу политику Советской власти.

Ленинский план монументальной пропаганды поставил перед художниками большие задачи - они должны были создать образы замечательных людей прошлого: революционеров, философов, писателей, художников, композиторов, артистов. В.И. Ленин указывал, что эти памятники следует ставить вместо старых памятников царей, реакционерам.

Среди художников можно отметить видных представителей Ассоциации Художников революции (АХР) И. Бродского, К. Юона, В. Машкова и других., «Общества художников станковистов»: А. Денейка, Ю. Пименова и других. В 20-е-30-е творят также М. Греков, П. Кончаловский.

Знакомство с советским искусством 20--30-х дает возможность увидеть, с каким воодушевлением стремились художники отразить новое в советской действительности, и среди них мастера старшего поколения, начавшие свой творческий путь задолго до революции. Примером могут служить произведения Б. М. Кустодиева (1878-1927). Его всегда привлекала жизнь толпы, улицы, праздники, ярмарки, базары провинциальных городов и столицы. Он рисует красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия "Ярмарки"). Мастер портрета ("Шаляпин", 1922), театральный художник.