Что делать выселяют из служебного жилья. Выселение из служебного жилья

В российской трудовой практике в ряде ситуаций работодатель имеет право предоставить работникам не только условия для труда, но и служебные квартиры для постоянного проживания.

Работники, которые получают служебные жилые помещения, должны понимать, что на них возлагаются определенные обязанности и права по использованию жилья. Кроме того, не лишним будет знать о том, кого невозможно выселить из занимаемого им служебного помещения.

ВАЖНО если жилое помещение предоставляет своим работникам не государственное или муниципальное предприятие, то права и обязанности сторон (работодателя и работника, которому предоставляется в пользование служенное помещение) регулируются специальным документом-соглашением между сторонами.

Права и обязанности работника, использующего служебное помещение для проживания

Они будут различны в зависимости от принадлежности работодателя к государственным или коммерческим структурам.

Нормативно правовая база для выселения из служебного помещения

Нормативными документами, регулирующими вопросы пользования служебным жильем, и в частности вопросы выселения из служебных помещений, выступают:

  • Жилищный кодекс РФ,
  • Федеральный закон № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ»

Служебные дома и квартиры имеют ряд особенностей, так как они относятся к отдельному жилому фонду и имеют отличительное правовое положение. В статье 92 ЖК РФ выделены следующие особенности служебного жилья:

  • Относится к муниципальной или государственной собственности,
  • Распределение жилья происходит по распоряжению подразделений органов власти,
  • Жилье из служебного фона невозможно приватизировать,
  • Жилье из служебного фона предоставляется на основании договора социального найма без возможности перевода в частную собственность,
  • Продажа служебного жилья запрещена на законодательном уровне.

ВАЖНО к служебному жилью нельзя отнести коммунальные квартиры, даже при условии наличия в них изолированных комнат.

В статье 93 Жилищного Кодекса РФ указаны причины возникновения прав на использование служебного жилья. Прежде всего, такие права возникают в связи с характером трудовой деятельности и характером взаимоотношений с работодателем

  • Прохождение службы,
  • Назначение на государственные должности,
  • Избрание на должности в органах местной или государственной власти.

Сферы

Так служебное жилье может быть предоставлено представителям следующих профессиональных сфер:

  • Работники педагогической сферы,
  • Работники медицинской сферы,
  • Работники государственных предприятий,
  • Служащие государственных органов,
  • Военнослужащие,
  • Другие категории профессиональной деятельности.

Жилье выше перечисленным категориям граждан предоставляется по договору социального найма на основании положений статей 99 и 100 Жилищного кодекса РФ. Отношения между наймодателем и ответственным квартиросъемщиком так же будут регулироваться нормами и положениям ЖК РФ.

Расторжение договора найма служебного жилья

На практике трудовые контракты и соглашения о предоставлении служебных жилых помещений работникам заключаются в среднем на срок до 5 лет. По истечению срока, указанного в контракте или договоре социального найма граждане обязаны покинуть помещение, если они не имеют причин продолжать им пользоваться.

Основания

Существует несколько оснований для расторжения договора найма служебного жилья:

  • Завершение срока действия договора,
  • Соглашения сторон (по инициативе нанимателя в случае приобретения собственного жилья с лучшими условиями, или наймодателя в связи с нарушения обязанностей по договору)
  • По решению суда.

В случае достижения договоренности между сторонами выселение происходит в добровольном порядке и не требует обращения в судебные инстанции. В случае отказа выселить из служебного помещения в добровольном порядке нанимателя, осуществить выселение возможно только в по решению суда.

Расторжение договора социального найма служебного жилья в судебном подряде

Основанием для вынесения судебного решения о расторжении договора аренды служебного помещения выступает требование наймодателя в случае невыполнения условий по договору найма жилья самим нанимателем или членами его семьи. Кроме того основаниями для расторжения договора в судебном порядке могут стать причины, которые отражены в статье 83 Жилищного Кодекса РФ:

  • Игнорирование внесений оплаты за жилое помещение и/или за услуги ЖКХ более чем 6 месяцев подряд,

ВАЖНО если платежи в этот период вносились даже не большими частями, то по данному основанию выселить жильца будет невозможно.

  • Повреждение или разрушение жилого помещения сами нанимателем или членами его семьи, родственниками, друзьями или гостями жилья,
  • Нарушение прав и интересов соседей, которое делает невозможным дальнейшее совместное проживание,
  • Использование помещения для иных целей, кроме проживания. Например, использование жилья как помещения для ведения коммерческой деятельности (магазин, склад, офис и т.д.)

ВАЖНО Наймодатель, до обращения в судебные инстанции, обязан подготовить извещение или предписание для нанимателя жилья о необходимости устранения выявленных нарушений в установленный разумный срок.

Особое внимание стоит уделить подготовке документов для подачи искового заявления, а также подготовке и подаче самого иска. От качества подготовки документов и самого иска во многом зависит исход дела. Поэтому, если нет достаточной юридической практики, стоит обратиться к профессиональным юристам за консультацией и помощью.

Исковое заявление

В исковом заявлении необходимо отразить следующие моменты

  • Полное наименование судебной инстанции,
  • Персональные данные истца и ответчика,
  • Ключевые момента возникшего конфликта – основания проживания ответчика в служебном жилье, срок проживания, причины для выселения,
  • Ссылки на нормативные акты и нормы закона, которые подтверждают наличие законных оснований для выселения ответчика,
  • Требования истца – выселение ответчика из служебного жилья,
  • Список прилагаемых документов,
  • Дата составления документа, подпись заявителя и ее расшифровка.

Образец искового заявления на выселение из служебного помещения можно .

Исковое заявление готовится в количестве равном количеству участников судебного разбирательства.

При составлении иска важно избегать исправлений, помарок, опечаток или зачеркиваний.

Документы, прилагаемые к составленному иску

Список документов к исковому заявлению будет отличаться в зависимости от основания, по которому предполагается осуществить выселение гражданина из служебного помещения.

Приблизительный перечень документов, которые могут потребоваться к исковому заявлению:

  • Копия договора социального найма жилья,
  • Копия договора о трудоустройстве,
  • Копия документа о прекращении трудовых отношений или изменении места осуществления трудовых функций (приказ о переводе, приказ об увольнение или сокращении штата),
  • Копии документов административного характера, подтверждающих нарушение порядка в доме и прав соседей,
  • Документы об уплате/неуплате взносов за услуги ЖКХ,
  • Документ, подтверждающий регистрацию ответчика по адресу служебного жилья,
  • Другие документы по требованию в зависимости от ситуации.

Документы подаются в виде нотариально заверенных копий. Оригиналы могут потребоваться для проведения судебных заседаний, поэтому стоит их брать с собой.

Кто не может быть выселен из служебного жилья?


На основании статьи 103 Жилищного Кодекса РФ, в случае расторжения договора социального найма, наниматель подлежит выселению с занимаемой площади. В случае, если это невозможно сделать в добровольном порядке, допускается принудительное выселение.

В той же статье Жилищного Кодекса РФ указывается категории граждан, которые не могут быть выселены из жилья без предоставления другого места для проживания.

  • Члены семей военнослужащих, сотрудников ОВД, ФСБ, таможни, пожарной службы, отделов по контролю над оборотом наркотиков, органов уголовно-исполнительной системы, которые пропали без вести, погибли или умерли при исполнении служебных, должностных обязанностей или несении военной службы,
  • Граждане, вышедшие на пенсию по старости,
  • Члены семей умерших работников, которым было предоставлено жилье в общежитии,
  • Инвалиды труда первой и второй группы, имеющие инвалидность как следствие профессионального заболевания или по вине работодателя, военнослужащие, имеющие инвалидность первой или второй группы в результате ранений, увечий или контузий, полученных во время несения воинской службы, а также вследствие заболеваний, которые возникли в период службы.
  • Дети – сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей,
  • Проживающие в служебном жилье, которое ранее было отнесено к государственной собственности, и в данный момент времени находится в оперативном управлении предприятия. А сами проживающие должны иметь стаж работы на данном предприятии более десяти лет,
  • Проживающие в служебном жилье, которое было предоставлено до марта 2003 года, и нуждающиеся в улучшении условий жизни, находящиеся в очереди на жилье.

Выселение из служебного жилья несовершеннолетних

Несовершеннолетние дети подлежат выселению из служебных квартир на общих основаниях после истечения срока пользования служебным помещением. Исключением в данном случае являются дети – сироты, проживающие в квартире нанимателями которой были их родители. За ними сохраняется право проживания в служебном жилом помещении до момента наступления совершеннолетия.

Порядок действия работодателя при выселении из служебного жилья

Так как служебное жилое помещение предоставляется работникам на время исполнения трудовых обязанностей, то расторжение трудового договора или прекращения прав пользования жильем влечет за собой выселение проживающих. Права работника в таком случае не ущемляются, так как такой порядок действий предусмотрен действующим законодательством. Возможность работника требовать переселения в жилье с аналогичными характеристиками после завершения действия трудового договора не предусматривается ни жилищным законодательством, ни соглашением сторон.

В случае возникновения необходимости выселения из служебного жилья, работодатель направляет уведомление работнику не менее чем за три месяца до момента выселения, достаточное для того чтобы переехать в другое жилье. В случае принятия условий выселения проживающими гражданами, им предоставляется время для решения вопроса о выселении в добровольном порядке.

В случае отказа от добровольного выселения, работодатель имеет право решить вопрос о выселении в судебном порядке. После получения исполнительного листа вопросом выселения будет заниматься служба судебных приставов. Выселение судебными приставами может проходить с применением силовых методов, но в обязательном присутствии понятых и составлении описи имущества выселяемого гражданина.

Выселение из служебного жилья всегда сопровождается снятием всех прописанных в квартире лиц с регистрационного учета.

Судебная практика

Исковое заявление на выселение граждан из служебных жилых помещений подается по месту их расположения работодателем. В ходе рассмотрения судебного дела истцами могут быть соседи, если причиной выселения граждан является нарушение их прав и интересов. Иск может быть направлен от лица обсуживающей компании, если основанием выступает не оплата услуг ЖКХ.

При рассмотрении исков о выселении из служебных помещений по таким основаниям, как неоплата услуг ЖКХ или противоправные действия, в обязательном порядке судом будут оценены такие факторы, как

  • Финансовое состояние ответственного квартиросъемщика и членов его семьи,
  • Его возраст,
  • Физическое состояние, наличие увечий, физических недостатков, группы инвалидности,
  • Наличие длительно протекающего заболевания или болезни, снижающие работоспособность,
  • Увольнение с рабочего места при наличии сложной финансовой ситуации,
  • Отсутствие другого жилья, пригодного для проживания,
  • Наличие задержек, просрочек в выплате заработной платы, иных социальных пособий.

При рассмотрении дел о выселении на основании нарушений требований законодательства или соглашения о найме жилья судом будет учитываться наличие умысла в совершенных действиях, его вины и наличия возможности повлиять на обстоятельства, которые привели к ситуации выселения.

Важные моменты судебной практики

  • Иск от нового собственника жилья судом не принимается к рассмотрению. Выселить граждан из служебного жилья имеет право только прежний собственник, в лице органов государственной или местной власти,
  • В случае увольнения по статье или в результате совершения правонарушения выселение происходит без предоставления альтернативного жилья,
  • Судебное решение выносится с учетом финансового положения ответчика, например для матери-одиночки может быть предоставлена отсрочка во времени для поиска нового жилья.
  • Право на служебное жилье сохраняется для семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Подобные иски судом будут отклонены.

Сроки выселения

Выселение граждан из служебного жилья предполагает, кроме физического переезда, снятие с регистрационного учета. На это отводиться в случае добровольного выселения до 3 рабочих дней, в случае выселения по судебному решению – до 3 месяцев.

Затраты на принудительное выселение

К затратам на принудительное выселение из служебного жилья стоит прежде всего отнести судебные издержки:

  • Государственная пошлина при подаче иска – 300 рублей,
  • Дополнительные расходы на юридическое сопровождение, подготовку документов, нотариальное заверение.

Судебные издержки по итогам рассмотрения дела могут быть взысканы с проигравшей стороны, но это должно быть изначально заявлено в иске.

Проживающих в ней людей.

Соответственно, жильцов намного легче заставить покинуть помещение.

Во-первых, для того, что законно проживать там, нужно заключить договор найма , в котором должны быть регламентированы все спорные квартирные вопросы. Важно внимательно читать документ, где обычно указываются условия выселения.

Все вопросы служебного жилья, в том числе и выселения, регулируются законодательством: ст. 99-105 ЖК РФ (гл.19 Жилищного Кодекса РФ) и другими специальными актами, регулирующими вопросы соц. гарантий определенных категорий работников (Постановление Правительства №811, касающееся помещений для работников по производству хим. Оружия, ФЗ №247 «О соц. гарантиях сотрудников ОВД РФ», ФЗ «О статусе военнослужащих» и т.д.).

Уведомление о выселении из служебного жилья .

О том, как выписать из квартиры , а также о том, можно ли выгнать человека из жилого помещения, если он , можете узнать на нашем сайте. Читайте также об основаниях для из своей квартиры.

Основания

Жилищный кодекс РФ — общий законодательный акт, который регулирует все жилищные вопросы. Несмотря на договорные положения, в юридической и судебной практике известны следующие основания для выселения:

Выселять имеет право только судебный пристав в случае, если постановление суда вступило в законную силу.

Договор найма служебного помещения не тождественен созвучному ему соглашению соц.найма, так как в первом случае это не подразумевает приватизацию жильцами квартиры/дома.

Смена собственника помещения не влечет за собой сохранность условий предыдущего договора , как бывает при соц. найме согласно ст. и ст. ГК РФ.

Могут ли выселить из муниципальной недвижимости с несовершеннолетним ребенком? Что касается , то закон не предусматривает для них каких-то особых исключений , при одном условии, что они не входят в категорию лиц, которых нельзя выселять согласно п.1, 3 ч. 2 ст. .

Если на законных основаниях семья не может проживать в служебной квартире, то абсолютно все члены семьи должны освободить помещение, но имеются определенные нюансы, которые будут рассмотрены позже.

Предоставлять другую жилплощадь работодатель или собственник не всегда обязан . Однако, в любом случае нужно читать положения контракта, где содержатся ответы на многие вопросы.

Несовершеннолетних детей трудно выгнать из собственной недвижимости, но служебная квартира/дом является исключением и их также выселяют, как и взрослых, даже если им негде больше жить.

Дети-сироты сохраняют право проживания в такой недвижимости до своего совершеннолетия.

Что касается , то никто на это не обращает внимание, так как собственник во многих случаях не обязан обеспечивать бывших жильцов квартирой.

Как защитить свои права?

Что делать, если выселяют? Во-первых, нужно адекватно оценить ситуацию, прочитать контракт и если выселяют правомерно, то рано или поздно придется покинуть помещение.

Одно дело, что принудительно это может сделать только суд, а администрация или собственник не может никого выгнать силой или выселить принудительно . В любом случае можно и «потянуть» время до судебных разбирательств.

Если выселение неправомерно, то нужно обратиться к грамотному юристу и готовить документы в суд.

Таким образом, можно сказать, что ситуации по выселению из служебных помещений достаточно специфичны, так как они требуют детальных исследований обстоятельств дела .

Все зависит от условий договора, статуса нанимателя, занимаемой им должности и времени заселения.

О сроках исковой давности для выселения из служебного жилого помещения можете узнать из видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Квартир на всех не хватает – главная причина, по которой Министерство Обороны РФ инициирует выселение из служебного жилья не только в Москве и Московской области, но и по всей Росси. С 2018 года в Минооброны России действует так называемый "пилотный проект". Его суть очень проста, - зачем строить квартиры для военнослужащих, на что больше не выделяются денежные средства из бюджета, когда и проще, и дешевле обращаться в суды с исками о выселении из служебного жилья. Граждан не имеющих отношения к Минобороны России, - отставников оставшихся проживать в служебном жилье и бывших членов семей военнослужащих выселяют десятками ежедневно. В настоящее время особенно активно рассылаются уведомления об совобождении занимаемого жилья в Марфино и Софрино. Как быть, если вы получили уведомление об освобождении квартиры и что вам грозит в дальнейшем? Что делать, если вот-вот состоится заседание суда, на котором будет решаться вопрос, останетесь вы в привычных стенах или без «крыши над головой»?


Важно! Необходимо знать, что перед обращением в суды с подобными исками в ваш адрес направляется уведомление, в котором указывается, что жилые помещения используется вами без законных оснований, и вы должны их освободить в установленный срок, в течение 30 дней, в соответствии с ч.1 ст.35 Жилищного кодекса РФ. В противном случае вы будете выселены в судебном порядке.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫСЕЛЕНИИ ИЗ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛЬЯ

Если вы обнаружили в своем почтовом ящике уведомление об освобождении занимаемой вами служебной квартиры - позвоните нам! Или:

Во-первых . Если уже и подан иск о выселении, то в суде вам необходимо будет заявить, что иск в нарушении ч.1 ст.35 ЖК РФ подан без направления в ваш адрес уведомления об освобождении жилья и вы его не получали (письмо просто положили в почтовый ящик без уведомления...), следовательно нарушен досудебный порядок (абз.6 ст.132 ГПК РФ). Суд в этом случае оставит иск без рассмотрения (ч.1 ст.222 ГПК РФ) или откажет в нем. Вам в этом случае останется дожидаться повторного уведомления, дело времени.


Во-вторых . В случае, если письмо об освобождении квартирывам было направлено по почте с уведомлением, здесь сложнее, думаю вам понадобится адвокат. Поскольку в суде необходимо будет разбираться, как и кем осуществлялось предоставление служебного жилья (в бытность КЭЧей в нарушение Приказа МО РФ № 80 от 15 февраля 2000 года, квартиры часто предоставлялись командирами воинских частей "по блату" или за заслуги...). Суд учтет период времени, статус жилплощади (включение в число служебногодо распределения вамилипосле, когда стало об этом вамизвестно и.т.д.), эти обстоятельства однозначно будут устанавливаться в процессе судебного разбирательства. Сможете вы предоставить суду необходимые доказательства того, что предоставление служебного жилья военнослужащим было на законных основаниях, что вы имеете право в нем проживать? Это зависит от ваших знаний и умений. На кону квартира, решать вам. Но, в любом случае, ваше бездействие в этой ситуации недопустимо, так как освобождение служебного жилья военнослужащим – не страшилка на ночь, а реальность. Поверьте, про вас уже не забудут. Вас уже внесли в"базу выселяемых", следовательно есть все шансы оказаться "на улице"! Позвоните нам и мы бесплатно по телефону подскажем вам порядок действий в этой ситуации и дадим практический совет, как действовать дальше.

ВЫСЕЛЕНИЕ ИЗ СЛУЖЕБНОЙ КВАРТИРЫ – СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

У нас большой опыт участияв судах по данной категории дел,наработана положительная судебная практика, которуюмы готовывам предоставить. Обеспечение служебным жильем военнослужащих и нарушения в этой сфере, - ведущая специализация нашей компании. Вот один и последних примеров. В декабре 2017 года к нам обратился клиент (бывший военнослужащий), проживающий в военном городке Софрино-1. Накануне он обнаружил в почтовом ящике «письмо счастья», но дожидаться выселения не захотел. Мы обратились в суд со своим иском - о признании права собственности на квартиру.
Удалось выяснить, что данная квартира еще в 1990 году была исключена из перечня служебной жилплощади, также удалось найти и истребовать в Администрации г. Пушкин решение местного горсовета. Дело о выселении развалилось, суд признал право собственности на квартиру в порядке приватизации.


Это хороший пример, когда профессиональное сопровождение дела военадвокатом позволило одному из наших клиентов не просто сохранить, а получить право собственности на жилье. Но дела, когда бывшие военнослужащие пытаются самостоятельно убедить суд в законности проживания на спорной жилплощади, обычно рассматривают не в их пользу. Помощь опытного юриста (адвоката) здесь, поверьте, жизненно необходима. На кону квартира, бездействовать нельзя!

ВЫСЕЛЕНИЕ БЫВШИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ИЗ СЛУЖЕБНОЙ КВАРТИРЫ

Исходя из судебной практики, сегодня в суд с иском о выселении бывших членов семьи может обратиться и сам военнослужащий, при условии, что он зарегистрирован (прописан) в служебной квартире. При этом РУЖО (иной уолномоченный жилищный орган) привлекается в качестве "третьего лица". Если военнослужащий выписался из квартиры, то в суд с иском о выселении может обратиться само РУЖО (1-й отдел) или уполномоченный жилищный орган, а также прокурор. Как правило, к нам обращаются женщины (бывшие жены военнослужащих), в отношении которых судебное заседание уже состоялось, решение о выселении принято и бывший супруг поспешил снять с регистрационного учета. А все потому, что есть мнение: раз «бывшая» прописана в квартире, постоянное или служебное жилье в Москве и Московской области получить нереально.


Это утверждение не подкреплено ничем, кроме домыслов и советов делетантов - сослуживцев. При постановке в очередь на квартиру предоставлять справку о том, что жилье сдано, не требуется! Справка о сдаче понадобится непосредственно при предоставлении постоянной жилплощади, и никак не раньше.

Даже если бывшему супругу предоставляют постоянную жилплощадь, и Департамент на законных основаниях вроде бы требует справку о сдаче служебной, необходимости срочно бежать в суд для выселения бывших членов семьи нет. Объясните бывшему супругу, что квартиру «открепят» и ПИРО«Алушта» (програмное использование ресурсного обеспечения в Минобороны РФ), программа, которая в автоматическом режиме ведет учет и распределяет жилье, перераспределит квартиру другому очереднику, а процесс выселения не быстрый…


В данном случае мы рекомендуем "бывшему"срочно обращаться в военный суд с иском о наложении ареста на квартиру в порядке ст.85 КАС РФ и оспаривать решение жилищного органа об отказе в предоставлении жилья. Бездействие здесь недопустимо, поскольку высоки шансы оказаться на улице и вам, и вашему «бывшему».

ПОЧЕМУ ВАЖЕН ВОЕННЫЙ АДВОКАТ ПРИ ВЫСЕЛЕНИИ ИЗ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛЬЯ

Обычные «гражданские» адвокаты, при всем уважении, не знают военной специфики, порядок предоставления и освобождения служебного жилья военнослужащими, кто и как выдает справки о сдаче жилья. Не понимают как ПИРО "Алушта" и программа "СПС" ведет учет и распределяет жилье. Поэтому многие юристы неохотно берутся за дела о выселении из служебного жилья и не только. А если и берутся, то суд в лучшем случае выносит решение о выселении с отсрочкой (на 1-2 года, до наступления совершеннолетия детей и т.п.) или вовсе удовлетворяет требования о выселении.
Помощь таких адвокатов не конкретна, сохранить вам квартиру они не помогут. Вы лишь упустите время, потеряете служебное жилье для военнослужащих по контракту и возможность получения, например, жилищной субсидии или постоянного жилья. На кону стоит слишком много, чтобы экспериментировать, да и деньги за такие дела юристы берут немалые.
Мы предлагаем реальную, квалифицированную помощь, как специалисты в этой области права. Не гарантируем безосновательно благополучного исхода рассмотрения дела, но если шанс есть, используем все законные механизмы: инструкции и приказы, нормы жилищного законодательства для сохранения бессрочного права на пользование служебной квартирой.

Публикации я рассказал о ситуации, типичной для настоящего времени, когда чиновники МО РФ стараются освободить служебные квартиры от жильцов, которые, по их мнению, занимают жилые помещения незаконно.

Интересно, что довольно продолжительный срок МО РФ не волновала судьба служебных квартир. Активности по их освобождению Министерство не проявляло. Но в прошлом году, словно выйдя из затяжной спячки, Министерство внезапно вспомнило, что, имеются еще в наличии жилые помещения, которые занимают граждане, вдруг ставшие в одночасье захватчиками, незаконно владеющие чужой собственностью, которых нужно немедленно выселить вышвырнуть на улицу, естественно, без предоставления другого жилья.

На сегодняшний день судебная практика по этой категории дел кардинально изменилась, и не в лучшую для граждан сторону. Как сегодня обстоят дела в этой жизненно важной для многих граждан сфере, рассказывается в этой статье.

1. Кратко о предназначении служебных жилых помещений

«Служебное жилье - это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы» (Трофимова В. Выселение из служебного жилья // Жилищное право. 2016. № 4. С. 93)

Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда. Кроме того, в предоставлении служебного жилья может быть отказано, если гражданин, например, имеет иное жилое помещение на праве собственности или право проживания в качестве члена семьи в ином жилом помещении по месту прохождения службы или работы.

«Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения ()»

Закон не предполагает в силу особого статуса специализированного жилого помещения проживание граждан на постоянной основе в случае прекращения трудовых, служебных отношений с работодателем, собственником жилья, так как эти отношения носят временный, срочный характер.

2. Кто не подлежит выселению?

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 говорится, что «при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ)».

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что:

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами ()

и он действует в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Отечественное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ, а ранее и ЖК РСФСР, а также некоторые федеральные законы содержат исключения (гарантии), при наличии которых граждане после утраты оснований проживания в служебном помещении могут остаться в нём до предоставления жилых помещений для постоянного проживания.

Озвучим эти исключения.

Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4) семьи военнослужащих;

5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

Следует отметить, что п.п. 6 и 8 до вступления в силу 28.07.2004 Федерального закона от 20.07.2004 № 71-ФЗ оставались в другой редакции и не содержали такой оговорки: (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

Поэтому при определении начала возникновения жилищных правоотношений в отношении указанной категории лиц этот нюанс необходимо учитывать.

7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников. (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. (ст. 108 ЖК РСФСР)

«Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы». ( )

Общеправовой принцип действия закона во времени, а именно: «Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие ()» означает, что положения ЖК РСФСР могут применяться в настоящее время при условии возникновения жилищных отношений до принятия ЖК РФ.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» дополняет определенный п. 2 перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. т.е., ссылается на ст. 108 ЖК РСФСР.

«Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ , состоят в соответствии с п.1 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ».

И это положение постоянно упоминает в своих решениях ВС РФ. К примеру:

Эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете».
(Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 по делу № 32-КГ14-9) (1)

Невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются». (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 по делу N 32-КГ14-9) (1)

В п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14 „О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ“ также об этом упоминается.

«Судам следует учитывать, что ст.13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (), или имеющие право состоять на данном учете (), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.ст. 108 и 110 ЖК РСФСР». Отличие между гражданами, указанными в ст.108 ЖК РСФСР и гражданами, указанными в , в том что для первой группы достаточно лишь подтверждение права быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения. А для второй – уже обязательность документального подтверждения признания нуждающимися в получении жилого помещения.

Необходимо отметить особенность признания нуждающимися в получении жилого помещения военнослужащих и уволенных с военной службы. Военнослужащие признаются нуждающимися во время прохождения военной службы согласно действующему приказу МО РФ от 30.09.2010 г. № 1280 "«О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Уволенный военнослужащий по этому приказу нуждающимся признан быть не может. На подобные заявления как правило, от уполномоченных органов ДЖО МО РФ приходит отказ, в котором говорится, что они ставят на учет только военнослужащих.

Поэтому уволенные военнослужащие, оставшиеся проживать в служебных жилых помещениях, не признанные нуждающимися в период военной службы, в том числе уволенных по льготным основанием или с выслугой более 20 лет (абз. 3, 12 ч. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих») но которые также не были признаны нуждающимися в период прохождения военной службы, признаются нуждающимися в обычном порядке, т.е., согласно положений ст. ст. 49, 51 ЖК РФ.

Признание нуждающимся в получении жилого помещения или наличие такого права предполагает соблюдение требований п. 1 за весь период проживания в служебном жилом помещении, как самим нанимателем так и членами его семьи, проживающим совместно с ним и ведущими совместное хозяйство и бюджет. В противном случае они подлежат выселению после прекращения отношений с работодателем.

При этом нужно иметь в виду, что

Замена нанимателя жилого помещения в договоре не свидетельствует о возникновении новых правоотношений по пользованию жилым помещением (Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 № 94-КГПР14-2) (2 )

На сегодняшний день перевести, лицевой счет на другого члена семьи в служебном жилье стало практически невозможно, даже в случае смерти ответственного квартиросъемщика. Делать этого не позволяют, причину отказа внятно объяснить не могут В итоге - ответственными квартиросъемщиками, которые платят коммунальные платежи, значатся граждане, умершие несколько лет назад. Чем не Северная Корея в миниатюре? Сравнение так и напрашивается.

Также нужно учитывать, что в соответствии с состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в категории граждан, являющиеся малоимущими , или иные категории граждан, признанных нуждающимися в получении жилого помещения ().

Судебная коллегия Верховного суда РФ недавно высказалась по этому поводу:

Сам по себе факт необеспеченности гражданина жилым помещением, занимаемым по договору социального найма или на праве собственности, в соответствии с установленной нормой, не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в категории граждан являющиеся малоимущими (Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2017 № 59-КГ16-32) (3)

Таким образом, первоначальным этапом в построении возражений против требования о выселении необходимо выяснение:

  • времени начала возникновения жилищного правоотношения (до 01.03.2005 г. или после) и длящийся характер жилищного правоотношения.
  • принадлежность к одной из перечисленных категорий граждан;
  • наличие дополнительных гарантий;
  • нахождение на жилищном учете или наличие права состоять на учете;
  • признание малоимущими в установленном порядке.

Дополнительные гарантии должны быть в наличии на 01.03.2005 года, а не на момент предъявления иска, как это часто себе представляют потенциальные ответчики.

Кроме того, необходимо разрешить ещё один вопрос - как быть, если занимаемое служебное жилое помещение будет признано аварийным или непригодным для проживания, например, после пожара? Можно ли в таком случае требовать переселения в другое жилое помещение, опираясь на положения п. 2 ?

Ответ на это дает судебная практика, и это ответ - отрицательный.

В этом случае договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению ().

В подобных случаях закон не предусматривает обеспечение жилищных прав граждан, занимающих жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений (Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 85-КГ16-12). (4)

«Предоставление жилого помещения по договору социального найма обусловлено другими основаниями, а именно, гражданин должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилье, состоять в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма и предоставление такого жилья осуществляется только при наступлении очередности".

Единственное исключение, когда в подобной ситуации можно рассчитывать на получение другого жилья, указано в определении Свердловского областного суда:

»Переселение в другое жилое помещение возможно, при условии, что договор найма служебного жилого помещения между нанимателем с одной стороны и администрацией с другой стороны не расторгался в установленном законом порядке, истец и члены ее семьи также в установленном законом порядке утратившими право пользования спорной квартирой не признавались, а также к указанным лицам не предъявлялись требования о выселении из спорного жилого помещения по основаниям, предусмотренным законом, и данном случае наниматель и члены ее семьи не лишены возможности требовать от администрации предоставления им иного жилого помещения взамен снесенного жилья". (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 23.04.2015 по делу № 33-5881/2015) (5 )

3. Подтверждение права собственности и «служебного» статуса жилого помещения в момент его предоставления

Обязанность доказывать нахождение в собственности спорного служебного жилого помещения и его служебный статус возложена на истца.

Как правило, жилые помещения, расположенные на территории военных городков, находятся в собственности РФ. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

После вступления в силу ЖК РФ Распоряжениями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом жилищный фонд военных городков передавался в оперативное управление КЭЧ районов.
После реорганизации ФГУ КЭЧ районов путем их присоединения согласно приказу Министра обороны № 1871 от 17 декабря 2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за ФГКЭУ КЭЧ был передан по передаточным актам соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений ДИО МО РФ.

Например, по Ивановскому региону принадлежность спорного жилья подтверждается приказом МО РФ от 12.06.2012 года № 1714 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, а также выписками из Росреестра.

В период действия ЖК РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР). В этом случае подтверждением служебного статуса является наличие постановления главы администрации об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации, которым жилое помещение по адресу признается служебным.

Некоторое время назад судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда были вынесены решения по ряду дел о приватизации служебных жилых помещений в г. Буденновске в пользу граждан. Удовлетворяя иски, судебная коллегия указала, что местные Советы (соответствующие правопреемники) не имели права управлять и выдавать ордера на ведомственные жилые помещения в закрытых военных городках Министерства обороны РСФСР, потому что данные жилые помещения не находились в собственности, в хозяйственном введении или в оперативном управлении у этих административных органов.

В одном из решений суд указал, что постановление главы администрации г. Буденновска Ставропольского края от 03.12.2001 г. № 784-п о признании спорной квартиры служебным жилым помещением вынесено неуполномоченным лицом, вследствие чего не принял это постановление и ордер на служебное жилое помещение в качестве допустимых доказательств по делу (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 28.04.2015 по делу № 33-2251/15).

Верховный Суд РФ это судебное постановление отменил, указав в решении следующее:

Судом апелляционной инстанции не было учтено, что Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения местной администрации вне зависимости от вида жилищного фонда . С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у главы администрации города Буденновска компетенции по отнесению в 2001 году спорной квартиры к служебным жилым помещениям не основан на законе. (Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2016 № 19-КГ15-42) (6 )

Т. о. местные органы власти имели все полномочия признавать служебными любые жилые помещения, независимо от их ведомственной принадлежности, которые находились на территории этих муниципальных образований.

После открытия военных городков ведомственными приказами МО РФ их жилые фонды стали передаваться в собственность муниципальных образований, за исключением служебного жилья. В приказах о передаче имущества имеется перечень квартир, которые передаче не подлежат в связи с их служебным статусом. Поэтому при рассмотрении иска о выселении статус спорного жилого помещения подтверждается в том числе, таким приказом и суд на него в своем решении, как правило, ссылается. Отсутствие в приказе адреса спорного жилого помещения может означать его передачу в собственность муниципального образования и выбытие из специализированного фонда. Что в свою очередь, ведет к расторжению договора найма служебного жилого помещения ().

Кроме того, в ряде случаев при изучении Постановлений глав администраций, (местных исполкомов), копий протоколов заседаний комиссий по жилищным вопросам выясняется, что в них отсутствуют сведения о спорном жилом помещении. либо представлены их незаверенные копии.

Но это вовсе не означает, что суд признает жилищные отношения отношениями социального найма при наличии этого обстоятельства. Это всего лишь нарушение порядка отнесения жилого помещения к служебному фонду, которое никаких правовых последствий не несет. Хотя иногда бывает и обратное. Например, недавнее решение Тейковского районного суда по иску о выселении:

Стороной истца в обоснование заявленных исковых требований в качестве доказательства имеющегося у спорного жилого помещения статуса «служебное» представлена не заверенная надлежащим образом копия ходатайства начальника КЭЧ войсковой части 28173 к главе администрации г. Тейково от ДД.ММ.ГГГГ о признании квартир (в т.ч. спорной квартиры) служебными (л.д. 26), которая не может быть принята судом в качестве достоверного, допустимого доказательства по делу.

Кроме того, согласно архивной выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам (утвержденного постановлением главы администрации г, Тейково № от ДД.ММ.ГГГГ) списки квартир, переведенных в статус «служебные» в деле отсутствуют (л.д. 70), согласно архивной справке администрации г.о. Тейково документов, подтверждающих признание жилого помещения служебным по адресу: <адрес> не обнаружено (л.д. 151). Также в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р военный городок «Красные Сосны» исключен из перечня закрытых военных городков, в связи с чем суд приходит к выводу, что истцом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии у спорного жилого помещения статуса «служебное». (Решение Тейковского районного суда Ивановской области от 20.01.2017 г. № 2-12/2017) (7 )

Приведенное решение в настоящее время обжалуется истцом - МО РФ. Несмотря на благополучное для ответчика разрешение спора, впереди апелляция, да и кассация, скорее всего. И у автора статьи имеются большие сомнения в том, что при дальнейшем рассмотрении дела решение устоит в этой части. Почему? В этой уже говорилось, что нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду в силу позиции Верховного суда правовых последствий не несет. Кроме того, в деле имеются другие доказательства принадлежности этого жилого помещения к специализированному фонду и санкций за это нарушение закон не содержит.

После вступления в силу ЖК РФ решение об использовании жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения принимается органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом в соответствии с установленным порядком и требованиями (), которые определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом ВС РФ и подведомственных МО РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (пп. «м» п.2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053)

Порядок отнесения жилого помещения в Министерстве обороны определялся Указаниями начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ от 01.03.2006 года № 155/3/3241 «О порядке отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду », изданными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42. На основании этих Указаний, решение об отнесении жилья к специализированному жилищному фонду принималось начальниками КЭЧ и утверждалось по подчиненности квартирного органа соответствующим начальником управления строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования вида (рода) войск Вооруженных Сил РФ.

Указанием начальника службы расквартирования и обустройства от 24 апреля 2007 года № 155/4/694 (8) вышеуказанный документ признан утратившим силу и в настоящее время в МО РФ действует другой порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду.

Согласно действующим Указаниям, под участниками процедуры включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда понимались:

- «заявитель» - КЭЧ района, отделение морской инженерной службы, воинские части, обладающие правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления;
- «орган, осуществляющий управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны РФ»,
- Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ (УРЖП МО РФ).

Таким образом, после 01.03.2005 года подтверждением служебного статуса жилого помещения является наличие в материалах дела решения уполномоченного органа о включении его в специализированный жилищный фонд .

Решение о включении жилого помещения в специализированный жилой фонд, в течении 3 дней направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отсутствие регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного в Росреестре часто преподносится как доказательство того, что спорное жилое помещение не является служебным. Как правило, этот довод заявлялся в делах о приватизации служебного жилого помещения.

Но и в делах по искам о выселении неподтверждение регистрации тоже можно представить как доказательство отсутствия служебного статуса. В Интернете полно решений с такой формулировкой. Но сейчас все изменилось.

Если в процессе производства по делу о выселении выяснится отсутствие регистрации спорной квартиры в качестве специализированного жилого помещения, это ровным счетом ничего не меняет, так как, и я об этом писал выше, санкций за подобное нарушение не предусмотрено. Варианты непризнания нарушением отсутствия регистрации могут быть различны. К примеру, такой:

Неисполнение требований Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 №1301 «О государственном учете жилищного фонда в РФ», согласно которого служебные жилые помещения подлежат государственному учету, не свидетельствуют о том , что решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является недействительным либо незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает указанных правовых последствий.
В данном случае государственная регистрация и государственный учет выполняют функцию учета, но не являются основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 07.05.2015 по делу №11-4953/2015) (9)

Непосредственное управление жилищным фондом МО РФ осуществляют ФГУ - региональные управления (Западное, Южное, и пр.) жилищного обеспечения Минобороны РФ, у которых аккумулируются сведения о составе жилищного фонда, находящегося в ведении МО РФ, в том числе о наличии и использовании специализированного жилого фонда.

В связи с реорганизацией органов военного управления, упразднения КЭЧ и передаче имущества в оперативное управление территориальным управлениям Департамента имущественных отношений МО РФ не определены участники процедуры включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда.

Отсутствие в материалах дела решения уполномоченного органа об отнесении жилого помещения к специализированному фонду также не может являться доказательством, подтверждающим, что данное помещение имеет статус служебного. потому что:

В случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит (Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2015 N 16-КГ15-31) (9)

И хотя в этом решении рассматривается вопрос приватизации служебного жилого помещения, не сомневаюсь, что в споре по выселению из служебного жилья аргументация Верховного суда РФ по данному возражению будет аналогичной.

Такая недвижимость относится к специализированному жилищному фонду . Выселение из неё в случае необходимости возможно, но с рядом исключений. Причём их очень много.

Судебная практика по таким делам неоднозначна. Если дело спорное, а часто оно таковым и бывает, то выиграет его тот, кто проявит больше настойчивости. Множество нюансов в подобных разбирательствах приводят к тому, что при подаче заявлений в разные суды (например, в районный и Верховный) они могут вынести разные вердикты. И тому есть примеры.

Статья 109 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Наряду с ЖК до сих пор применяется предыдущий кодекс, времён СССР. Если какие-то статьи из него не противоречат современному варианту, то они используются для более верного решения по рассматриваемому делу.

Жилищный кодекс РФ в современном виде существует с 1 марта 2005 года. Некоторые моменты в нём не учтены совсем, т.е. невозможно по нему определить, как интерпретировать отдельные ситуации.

Выселить человека из служебного жилья могут:

  1. Владелец помещения – наймодатель. Как правило, это организация, которая предоставляла квартиру – работодатель, например. Случается, что происходит переход от одного собственника к другому, и жильца просят съехать.
  2. Формальный наниматель жилплощади. Человек или семья, проживающие в квартире, предоставленной организацией.

Следовательно, из служебного жилья невозможно выселить людей из соседней квартиры – можно только пожаловаться на них наймодателю. Сам наниматель может просить о выселении тех, с кем делит одну жилплощадь.

Кто подаёт в суд и на чью сторону он встанет, зависит от обстоятельств. В частности, от того, кого и по какой причине планируется выселить.

При вселении в служебную квартиру заключается . Часто он бывает составлен самостоятельно владельцем помещения. В дальнейшем организация может указывать на какие-либо пункты этого договора, согласно которым человек должен съехать. Но эти условия не могут противоречить статьям ЖК. Если это происходит, суд обязан признать их недействительными.

Выселить человека могут при условии, что ему:

  • есть куда переехать;
  • предоставили другое жильё;
  • давали срок на устранение причин претензий, если именно они стали причиной подачи в суд;
  • было дано достаточно времени для освобождения помещения и поиска другого места проживания.

C несовершеннолетним ребёнком?

В отличие от многих других ситуаций, для выселения из служебного жилья несовершеннолетнего ребенка возрастом до 18 лет не является строгим ограничением . Есть ряд лиц, выгнать которых из помещения невозможно, не несовершеннолетние не входят в этот список.

Если суд признает основания для принудительного освобождения помещения достаточными, то граждане до 18 лет не станут препятствием. Единственное, что может сделать ответчик в таком случае – попробовать оспорить решение.

Выселить же несовершеннолетнее лицо не из служебного, а из любого другого жилого помещения достаточно сложно, о чем мы подробно рассказываем .

Причины

По каким причинам выселяют из служебной квартиры? Причин для того, чтобы гражданина попросили освободить служебное помещение, немало.

Заинтересованным лицом может выступать как наймодатель, так и люди, проживающие в этой же квартире/комнате.

Основные причины, по которым обычно подают в суд для выселения (при условии отказа освободить помещение):

  • Вышел срок договора, согласно которому гражданин должен был пользоваться данным жильём.
  • Изменился состав семьи – например, пара развелась.
  • Расторжение договора по причине нарушения его условий нанимателем.
  • Жильё перешло во владение к другому собственнику.
  • Наниматель не оплачивал счета за пользование жилым помещением и коммунальными услугами (о том, как по этой же причине происходит выселение из муниципальной квартиры, узнаете ).
  • Прекращение деятельности, на время которой предоставлялось служебное жильё.
  • Если проживающий мешал соседям своим поведением, систематически нарушал их законные интересы и права.
  • Если изначальный договор о предоставлении жилплощади был признан недействительным.

Человек, которому мешает сосед из другого помещения (квартиры, комнаты общежития), не может подать в суд на выселение самостоятельно . Однако он может собрать подписи других жильцов, их показания и подтверждения, а затем пожаловаться наймодателю. И вопрос о лишении гражданина права проживания будет решаться уже через суд.

Варианты лишения жилья

Есть только два варианта лишения жилья:

  1. С предоставлением иного.
  2. Без предоставления.

В первом случае вся ответственность ложится на учреждение-собственника, во втором – на нанимателя.

Решение зависит от обстоятельств дела и от того, насколько реально для гражданина найти другое место проживания и оплачивать его.

В каких случаях по закону возможно выселение человека без предоставления ему другой жилплощади мы рассказывали в .

Отказ в праве проживания

Отказ в праве проживания в служебном помещении возможно только через суд, и таким способом наймодатель или наниматель часто добиваются желаемого результата. Но есть категории граждан, которых нельзя выселить без определённых условий.

Под защитой закона в этом плане находятся:


Этих людей можно выселить лишь при условии, что им будет предоставлено другое жильё взамен. Однако существуют исключения. Люди за данной категории могут быть лишены жилплощади, если у них имеется собственная недвижимость. Либо в том случае, если у их близких родственников есть квартира, где они «помещаются» по нормативам квадратных метров на человека. Это могут быть их родители или дети.

Также исключением являются ситуации, когда проживающие лица из вышеуказанной категории граждан не числятся нанимателями сами и никем не приходятся нанимателю. Например:

  1. Фактически у погибшего при исполнении есть семья – жена и ребёнок. Но формально брак не зарегистрирован, отец в свидетельстве о рождении не значится. В этом случае наймодатель имеет право выселить семью.
  2. Семейные отношения были прекращены.

Также есть другие категории людей, которых нельзя выселить , но лишь при условии, что они стали нанимателями до 1 марта 2005 года:

  1. Члены семей военнослужащих, либо приравненных к ним.
  2. Работают на наймодателя, но сменили должность.
  3. Попали под сокращение в организации, являющейся владельцем жилплощади, либо учреждение было ликвидировано.
  4. Являются военными ветеранами.
  5. Работают у наймодателя, являющегося собственником жилого помещения, более 10 лет.
  6. Живут с несовершеннолетними детьми.

Получается, что дети попадают под невозможность выселения только в случае, если семья арендовала помещение до начала марта 2005 года . На 2017 год это лица в возрасте не моложе 11 лет, и со временем данная часть закона просто уйдёт из-за несоответствия.

Даже если человека законодательно можно выселить при прекращении семейных отношений, и наймодатель пытается это сделать, слово нанимателя имеет большой вес. Если он не согласен, то человека можно оставить проживать в квартире дальше.

Порядок

Выселение из служебного жилья – одна из самых больных тем граждан, которые подверглись этой процедуре или находятся под её угрозой. В отличие от лишения права проживания в других квартирах, здесь веских причин порой не нужно – достаточно желания организации освободить помещение. Для достижения этой цели есть много вариантов: расторжение договора, смена назначения объекта, его продажа и так далее. Граждане имеют мало возможностей для защиты своих прав.

Но срок на выселение получается довольно большой. Это связано с немалым количеством действий, которые нужно совершить работодателю, прежде чем он добьётся своего:

  • Основания для лишения права проживания и необходимость их задокументировать.
  • Уведомление жильца.
  • Его отказ покинуть помещение, желательно в письменной форме.
  • Подача в суд.
  • Сам процесс.
  • Возможный пересмотр дела надзорной и кассационной инстанциями.

Если решение суда было принято в пользу истца, то наниматель получает уведомление о выселении , и на это даётся определённое время. Образец данного уведомления можно без труда найти в интернете. Срок может достигать нескольких месяцев, в зависимости от обстоятельств дела и финансового положения гражданина.

Нюансы и особенности

Есть определённые особенности, связанные с выселением или попытками выселить людей определённых категорий. Тем, кто к ним относится, полезно это знать.

Пенсионер МВД не может быть выселен из служебного жилья , если за время прохождения службы он так и не получил какую-либо жилплощадь в собственность. При попытке руководства лишить такого человека места проживания он может смело подавать встречный иск, указав там ст. 103 ЖК . На законных основаниях его могут заставить покинуть помещение только с предоставлением равноценного варианта.

К военнослужащим, не являющимся пенсионерами, требования строже. Их можно выселить на общих основаниях, если они нарушают правила пользования помещением или права соседей. При расторжении трудового договора такой гражданин также лишается права на жильё.

Несовершеннолетний ребёнок должен быть обеспечен другим помещением для проживания , только если он является сиротой или остался без опеки. Также его нельзя выселить без предоставления иного жилья, если заселение произошло до марта 2005 года. То же касается семей с несовершеннолетними детьми.

При лишении человека права проживания, если организация другую жилплощадь не предоставляет, она обязана дать время на поиск другой квартиры. Сколько будет длиться этот срок, решает суд. Многое зависит от финансовых, а иногда и территориальных возможностей. Увеличенный срок даётся малоимущим и семьям с детьми.

В отдельных случаях в суд на выселение могут подать соседи или лица, заинтересованные в освобождении помещения.

Это должно делаться через организацию-владельца, но если она данным вопросом не занимается, то суд может принять заявление от постороннего человека.

Что делать?

Подобные ситуации для семей часто катастрофичны, особенно если аренда жилья будет сильно бить по карману. Нередко такое решение организации бывает ещё и внезапным. Поэтому первый вопрос – можно ли бороться за свои права и стоит ли это делать?

Ответ однозначен: стоит. И судебная практика показывает, что самые настойчивые наймодатели смогли отстоять свои права через суд или хотя бы затянуть процесс выселения на несколько лет. Это возможно, если серьёзных нарушений со стороны гражданина не было, а требование организации связано исключительно с желанием освободить жилплощадь.

Что может сделать наниматель?


Практика показывает, что выселить из служебного жилья довольно просто, если гражданин не оказывает никакого сопротивления в законодательном плане. Этим часто пользуются организации. Но если человек берёт дело в свои руки, то во многих случаях он может остаться в квартире насовсем, либо ещё на несколько лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .