Преступление века! Как волшебный "Шерлок" в одночасье превратился в напыщенную чепуху. Правда о Шерлоке Холмсе

14 октября 1892 г., появился на свет уникальный человек, который скажет о себе впоследствии: «Таких, как я, чрезвычайно мало. Может быть, я такой один». И он был прав по всем статьям. Во-первых, он уже при рождении оказался взрослым: целых 27 лет. Во-вторых, родитель у него был только один: отец. С матерью сложнее, но будем считать, что ей стала вся викторианская Англия. В-третьих, несмотря на то, что он был абсолютно законным, отец-писатель ему своей фамилии по наследству не передал.

Тем, кто до сих пор пребывает в замешательстве, можно дать дополнительные приметы. Курит трубку. Часто пьёт бренди. Недолюбливает женщин. Употребляет опасные аддиктивные наркотики. Ну?

Ну это же элементарно. Его зовут Шерлок Холмс . Именно в тот осенний день вышла в свет первая книга Артура Конан Дойла о самом узнаваемом сыщике всех времён и народов.

Надо сказать, что данные к его описанию дополнительные приметы могут многих поставить в тупик. Во всяком случае, тех, кто успел позабыть классический книжный «канон» — 56 рассказов и 4 повести — и знает о Холмсе в основном по отечественному телепроекту с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях.

Из всех дополнительных примет там можно найти только непременную трубку и клубы табачного дыма. Всё остальное сведено до нуля. Ну разве что мелькнёт напёрсточек шерри в финале каждой серии у камина. С напёрсточков (как наиболее близкого русскому сердцу увлечения), пожалуй, и начнём.

Алкоголь

В рассказе «Знатный холостяк» Холмс заказывает на дом что-то вроде ужина. Он хоть и с претензией на французский манер, но по части объёма всё-таки скромен. «Парочка холодных вальдшнепов, фазан, фуа-гра». Для двух молодых здоровых мужчин откровенно мало. Но это компенсируется вот чем: «А также батарея древних и покрытых паутиной бутылок вина».

Знатоками вин ни Холмса, ни Ватсона назвать нельзя: здесь не упоминается даже название. Но впечатляет количество. «Батарея» — это не что иное, как дюжина бутылок. Стандартных, по 0,7 литра. На двоих. Желающие могут прикинуть, сколько получится на каждого. И представить, что после такого бывает наутро.

Впрочем, утренние муки продолжаютя недолго. В полдень Холмс и Ватсон, как правило, пьют портвейн или херес. Стаканами и без закуски. Ну почти. «Стакан портвейна с сухариком» — как это по-английски! Более того, поддать можно и в процессе работы. Скажем, в повести «Знак четырёх», планируя поимку преступников, — то есть погоню и возможную перестрелку — Холмс приглашает инспектора Джонса к себе. «Отобедать куропатками и белым вином».

А если совсем уже плохо придётся, то у Шерлока всегда (подчёркнём: всегда) имеется при себе фляжка размером в полпинты. Если перевести на привычные нам меры, то получится без малого 300 грамм. Во фляжке иногда бывает бренди, иногда - виски.

Конан Дойл обычно говорит о «глоточке бренди». Но если рассуждать логически, то Холмс с его непостоянным заработком должен был чаще носить с собой всё-таки виски. Причём ирландский, который стоил вдвое дешевле, чем бренди, встречался чаще, чем шотландский, и гораздо больше подходил в качестве расходного материала.

В общем, получается такой викторианский джентльмен на постоянном «подсосе». Современный нарколог, скорее всего, диагностирует алкоголизм. Не терминальной стадии, конечно, но всё-таки.

Табак

Это зелье отсутствует только в 4 из 60 произведённых им расследований. Холмс очень серьёзно погряз в этой вредной привычке и является настоящим рабом затяжки, что видно по рассказу «Шерлок Холмс при смерти»: после трёх дней вынужденного воздержания он набрасывается на курево с исключительной жадностью. Предлог, как и у всех курильщиков, высок и благороден. Сознаться в том, что это ему просто нравится, он не может. И потому заявляет: «Концентрация табачного дыма способствует концентрации мысли»

То, что Холмс является знатоком всех видов табака, которые только бывают в Британской империи и отчасти за её пределами, даже не подлежит обсуждению. Об этом говорит упоминание его монографии «Описание сортов табака по пеплу», где присутствует 140 сортов сигарного, сигаретного и трубочного табака. Есть все основания предполагать, что он лично перепробовал все эти сорта. На чём же остановился Холмс?

В самом первом рассказе («Этюд в багровых тонах») он, знакомясь с Ватсоном, спрашивает, не против ли тот крепкого табака. И получает ответ: «Я сам курю корабельный».

Во времена Холмса корабельным табаком назывался даже не табак как таковой, а растение Nicotiana rustica. То есть банальная махорка со всей её ураганной крепостью и уникальными свойствами горлодёра. Плюс ужасающе едкий запах.

А теперь вспомним рассказ «Палец инженера». Холмс с утра натощак набивает трубку. Но чем? «Эту трубку он обычно выкуривал до завтрака, набивая остатками всех табаков - они с особой тщательностью собирались и сушились на каминной доске». Недокуренные бычки, как правило, смердят невыносимо мерзко. Учитывая, что Холмс курил вонючую махорку, нетрудно представить, какой дух стоял в квартире на Бейкер-стрит.

К слову, современные заседания английских «Шерлокианских обществ», посвящённые самому известному в мире поклоннику табака, начинаются с того, что председатель напоминает участникам: «У нас курить не разрешается».

Наркотики

«Много лет я боролся с его пристрастием к наркотикам, которое одно время чуть было не погубило его поразительный талант», — заявляет доктор Ватсон. Честь и хвала почтенному эскулапу: он всё-таки одержал победу.

Но был ли Холмс настоящим наркоманом? Вот начало повести «Знак четырёх»:

- Что сегодня, - спросил я. - Морфий или кокаин?

- Кокаин, - ответил Холмс. - Семипроцентный. Хотите попробовать?

Он взял с камина пузырёк и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для инъекций. Нервными длинными белыми пальцами он закрепил в шприце иглу и завернул манжет левого рукава. Несколько времени, но недолго, он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещрённую бесчисленными точками прошлых инъекций...

На нынешнем полицейско-уголовном жаргоне вены знаменитого сыщика описали бы так: «Трубы шахтами обсажены». Те самые «бесчисленные точки прошлых инъекций». Учитывая, что кокаин внутривенно вызывает сильнейшее и очень быстрое привыкание, придётся признать: да. Мистер Шерлок Холмс (во всяком случае, в какой-то период жизни) был-таки самым настоящим наркоманом.

Как и все наркоманы, он находил любой предлог, чтобы сделать укол. Взять тот же «Знак четырёх». После инъекции он оправдывается, и блестяще: «Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне сложнейшую проблему, и я забуду про искусственные стимуляторы!»

Ну что ж, извольте. Проблема, да ещё какая, сама приходит к нему домой. Он её решает. Решает отлично, остроумно, напористо. А за счёт чего?

Подсчитано, что действие повести длится 82 часа. За всё это время Холмс не ложится спать. Вообще. Однако всё это время он полон энергии и не устаёт. Такое возможно только в том случае, если человек регулярно принимает сильнейшие стимуляторы. Иными словами, как минимум в этом произведении носится по Лондону насквозь прококаиненный, обшарабаненный Холмс.

А теперь посмотрим, каков финал это повести.

Как несправедливо распределился выигрыш! заметил я. Всё в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остаётся вам?

Мне? сказал Холмс. А мне ампула с кокаином.

И он протянул свою узкую белую руку к несессеру

Начало, середина и конец. И везде кокаин. Удивительно, что повесть ещё не запретили. Впрочем, вряд ли запретят. В конце концов, голос доктора Ватсона там звучит вполне трезво: «Это губительный процесс, который ведёт к перерождению клеток и в конце концов к слабоумию! Вы ведь очень хорошо знаете, какая потом наступает реакция! Я говорю с вами не только как приятель, но как врач, отвечающий за здоровье своего пациента».

Истинное лицо знаменитого сыщика сильно отличается от нашего представления. Мы знаем его в основном как человека глубокого и острого ума. На самом деле этот персонаж – вместилище тёмных страстей и ужасных привычек.

125 лет назад, 14 октября 1892 г. появился на свет уникальный человек, который скажет о себе впоследствии: «Таких как я чрезвычайно мало. Может быть, я такой один». И был прав по всем статьям. Во-первых, он уже при рождении оказался взрослым – целых 27 лет. Во-вторых, родитель у него был только один – отец. С матерью сложнее, но будем считать, что ею стала вся викторианская Англия. В-третьих, несмотря на то, что он был абсолютно законным, отец-писатель ему своей фамилии по наследству не передал.

Тем, кто до сих пор пребывает в замешательстве, можно дать дополнительные приметы. Курит трубку. Часто пьёт бренди. Недолюбливает женщин. Употребляет опасные аддиктивные наркотики. Ну?

Ну, это же элементарно. Его зовут Шерлок Холмс. Именно в тот осенний день вышла в свет первая книга Артура Конан Дойла о самом узнаваемом сыщике всех времён и народов.
Надо сказать, что данные к его описанию дополнительные приметы могут многих поставить в тупик. Во всяком случае тех, кто успел позабыть классический книжный «канон» - 56 рассказов и 4 повести – и знает о Холмсе в основном по отечественному телепроекту с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях.

Из всех дополнительных примет там можно найти только непременную трубку и клубы табачного дыма. Всё остальное сведено до нуля. Ну, разве что мелькнёт напёрсточек шерри в финале каждой серии у камина. С напёрсточков, как наиболее близкого русскому сердцу увлечения, пожалуй, и начнём.

Алкоголь

В рассказе «Знатный холостяк» Холмс заказывает на дом что-то вроде ужина. Он, хоть и с претензией на французский манер, но по части объёма всё-таки скромен. «Парочка холодных вальдшнепов, фазан, фуа-гра». Для двух молодых здоровых мужчин откровенно мало. Но это компенсируется вот чем: «А также батарея древних и покрытых паутиной бутылок вина».

Знатоками вин ни Холмса, ни Ватсона назвать нельзя – здесь не упоминается даже название. Но впечатляет количество. «Батарея» - не что иное, как дюжина бутылок. Стандартных, по 0,7 литра. На двоих. Желающие могут прикинуть, сколько получится на каждого. И представить, что после такого бывает наутро.

Впрочем, утренние муки продолжаютя недолго. В полдень Холмс и Ватсон, как правило, пьют портвейн или херес. Стаканами и без закуски. Ну, почти. «Стакан портвейна с сухариком» - как это по-английски! Более того – поддать можно и в процессе работы. Скажем, в повести «Знак четырёх», планируя поимку преступников – то есть погоню и возможную перестрелку – Холмс приглашает инспектора Джонса к себе. «Отобедать куропатками и белым вином».
А если совсем уже плохо придётся, то у Шерлока всегда, подчёркнём – всегда - имеется при себе фляжка размером в полпинты. Если перевести на привычные нам меры, то получится без малого 300 граммов. Во фляжке иногда бывает бренди, иногда – виски.

Конан Дойл обычно говорит о «глоточке бренди». Но если рассуждать логически, то Холмс с его непостоянным заработком, должен был чаще носить с собой всё-таки виски. Причём ирландский, который стоил вдвое дешевле, чем бренди, встречался чаще, чем шотландский и гораздо больше подходил в качестве расходного материала.

В общем, получается такой викторианский джентльмен на постоянном «подсосе». Современный нарколог, скорее всего, диагностирует алкоголизм. Не терминальной стадии, конечно, но всё-таки.

Это зелье отсутствует только в 4 из 60 произведённых им расследований. Холмс очень серьёзно погряз в этой вредной привычке и является настоящим рабом затяжки, что видно по рассказу «Шерлок Холмс при смерти» - после трёх дней вынужденного воздержания он набрасывается на курево с исключительной жадностью. Предлог, как и у всех курильщиков, высок и благороден. Сознаться в том, что это ему просто нравится, он не может. И потому заявляет: «Концентрация табачного дыма способствует концентрации мысли»

То, что Холмс является знатоком всех видов табака, который только бывает в Британской империи и отчасти за её пределами – даже не подлежит обсуждению. Об этом говорит упоминание его монографии «Описание сортов табака по пеплу», где присутствует 140 сортов сигарного, сигаретного и трубочного табака. Есть все основания предполагать, что он лично перепробовал все эти сорта. На чём же остановился Холмс?

В самом первом рассказе, «Этюд в багровых тонах», он, знакомясь с Ватсоном, спрашивает, не против ли тот крепкого табака. И получает ответ: «Я сам курю корабельный».

Во времена Холмса корабельным табаком назывался даже не табак как таковой, а растение Nicotiana rustica. То есть банальную махорку – со всей её ураганной крепостью и уникальными свойствами горлодёра. Плюс – ужасающе едкий запах.

А теперь вспомним рассказ «Палец инженера». Холмс с утра, натощак, набивает трубку. Но чем? «Эту трубку он обычно выкуривал до завтрака, набивая остатками всех табаков – они с особой тщательностью собирались и сушились на каминной доске». Недокуренные бычки, как правило, смердят невыносимо мерзко. Учитывая, что Холмс курил вонючую махорку, нетрудно представить, какой дух стоял в квартире на Бейкер-стрит.

К слову, современные заседания английских «Шерлокианских обществ», посвящённые самому известному в мире поклоннику табака, начинаются с того, что председатель напоминает участникам: «У нас курить не разрешается».

Наркотики

«Много лет я боролся с его пристрастием к наркотикам, которое одно время чуть было не погубило его поразительный талант», - заявляет доктор Ватсон. Честь и хвала почтенному эскулапу – он всё-таки одержал победу.

Но был ли Холмс настоящим наркоманом? Вот начало повести «Знак четырёх»:

– Что сегодня, – спросил я. – Морфий или кокаин?

– Кокаин, – ответил Холмс. – Семипроцентный. Хотите попробовать?

Он взял с камина пузырёк и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для инъекций. Нервными длинными белыми пальцами он закрепил в шприце иглу и завернул манжет левого рукава. Несколько времени, но недолго, он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещрённую бесчисленными точками прошлых инъекций...

На нынешнем полицейско-уголовном жаргоне вены знаменитого сыщика описали бы так: «Трубы шахтами обсажены». Те самые «бесчисленные точки прошлых инъекций». Учитывая, что кокаин внутривенно вызывает сильнейшее и очень быстрое привыкание, придётся признать – да. Мистер Шерлок Холмс, во всяком случае, в какой-то период жизни, был-таки самым настоящим наркоманом.
Как и все наркоманы, он находил любой предлог, чтобы сделать укол. Взять тот же «Знак четырёх». После инъекции он оправдывается, и блестяще: «Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне сложнейшую проблему, и я забуду про искусственные стимуляторы!»

Ну что ж, извольте. Проблема, да ещё какая, сама приходит к нему домой. Он её решает. Решает отлично, остроумно, напористо. А за счёт чего?

Подсчитано, что действие повести длится 82 часа. За всё это время Холмс не ложится спать. Вообще. Однако всё это время он полон энергии и не устаёт. Такое возможно только в том случае, если человек регулярно принимает сильнейшие стимуляторы. Иными словами, как минимум в этом произведении носится по Лондону насквозь прококаиненный, обшарабаненный Холмс.

А теперь посмотрим, каков финал это повести.
Как несправедливо распределился выигрыш! - заметил я. - Всё в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остаётся вам?

Мне? - сказал Холмс. - А мне - ампула с кокаином.

И он протянул свою узкую белую руку к несессеру

Начало, середина и конец. И везде – кокаин. Удивительно, что повесть ещё не запретили. Впрочем, вряд ли запретят. В конце концов, голос доктора Ватсона там звучит вполне трезво: «Это губительный процесс, который ведёт к перерождению клеток и в конце концов к слабоумию! Вы ведь очень хорошо знаете, какая потом наступает реакция! Я говорю с вами не только как приятель, но как врач, отвечающий за здоровье своего пациента».

1. Начнём с табака и его заменителей.

Вроде бы, тут всё понятно – Helps me think, говорит Шерлок, опуская руку с тремя никотиновыми пластырями на диван. “Дело на три трубки” – вторит ему откуда-то из-за клубов табачного дыма Холмс.
Не выпуская изо рта свою темную глиняную трубку, Холмс мысленно путешествует по дартмурским болотам в поисках таинственной собаки, Шерлок при помощи никотиновых пластырей находит путь в коммуникатору Дженнифер Уилсон. Никотин – не топливо, но машинное масло для двигателя – холмсовского мозга.

Да, я использую ту же аналогию, что сам Шерлок в начале “Собак Баскервиля”:

Ох, Джон, я так тебе завидую.
- Ты мне завидуешь?
- Твой мозг, он такой спокойный, так прямолинейно мыслит и так редко используется. Мой же как двигатель, вырвавшийся из-под контроля. Ракета, рвущаяся на части, застряв на пусковой платформе. Мне нужно дело!

Обратите внимание на это – “мне нужно дело!” То есть когда дела нет – двигатель перегревается на холостых оборотах от безделья и вот-вот разорвется на части.
Так зачем тогда Шерлок в этом эпизоде ищет по комнате свою сигаретную заначку? Что он собирается обдумывать? Дела-то нет!

Или Шерлок использует никотин не только для симуляции, но и для расслабления? Чтобы замедлить свой двигатель, спасти его от взрыва? Одно и то же средство – с двумя противоположными целями? Взбодрить мозг, усыпить мозг – решение одно – никотин? Курильщики, поясните, пожалуйста!

2. Кой-чего покрепче.

“Шерлок Холмс взял с камина пузырек и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для подкожных инъекций. Нервными длинными белыми пальцами он закрепил в шприце иглу и завернул манжет левого рукава. Несколько времени, но недолго он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещренную бесчисленными точками прошлых инъекций. Потом вонзил острие и откинулся на спинку плюшевого кресла, глубоко и удовлетворенно вздохнул.
Три раза в день в течение многих месяцев я был свидетелем одной и той же сцены, но не мог к ней привыкнуть. Наоборот, я с каждым днем чувствовал все большее раздражение и мучался, что у меня не хватает смелости протестовать. Снова и снова я давал себе клятву сказать моему другу, что я думаю о его привычке, но его холодная, бесстрастная натура пресекала всякие поползновения наставить его на путь истинный. Зная его выдающийся ум, властный характер и другие исключительные качества, я робел и язык прилипал у меня к гортани. Но в тот день, то ли благодаря кларету, выпитому за завтраком, то ли в порыве отчаяния, овладевшего мной при виде неисправимого упрямства Холмса, я не выдержал и взорвался.
- Что сегодня, – спросил я, – морфий или кокаин?
Холмс лениво отвел глаза от старой книги с готическим шрифтом. – Кокаин, – ответил он. – Семипроцентный. Хотите попробовать?
- Благодарю покорно! – отрезал я. – Мой организм еще не вполне оправился после афганской кампании. И я не хочу подвергать его лишней нагрузке.
Холмс улыбнулся моему возмущению.
- Возможно, вы правы, Уотсон, – сказал он. – И наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь.
- Но подумайте, – горячо воскликнул я, – какую цену вы за это платите! Я допускаю, что мозг ваш начинает интенсивно работать, но это губительный процесс, ведущий к перерождению нервных клеток и в конце концов к слабоумию. Вы ведь очень хорошо знаете, какая потом наступает реакция. Нет, Холмс, право же, игра не стоит свеч! Как можете вы ради каких-то нескольких минут возбуждения рисковать удивительным даром, каким природа наделила вас? Поймите, я говорю с вами не просто как приятель, а как врач, отвечающий за здоровье своего пациента.
Шерлок Холмс не обиделся. Наоборот, наш разговор, казалось, развлекал его.
- Мой мозг, – сказал он, опершись локтями о ручки кресла и соединив перед собой кончики растопыренных пальцев, – бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай – и я забуду про искусственные стимуляторы. Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности. Именно поэтому я и выбрал для себя свою уникальную профессию, точнее, создал ее, потому что второго Шерлока Холмса нет на свете.
это начало “Знака четырех”
“- Как несправедливо распределился выигрыш! […] Все в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остаётся вам?
- Мне? – сказал Холмс. – А мне – ампула с кокаином.
И он протянул свою узкую белую руку к несессеру.”
а это – финал “Знака четырех”

Холм объясняет причину приема наркотика тем, что его ум требует напряженной деятельности. Но если “дайте мне дело – и я забуду про искусственные стимуляторы” (и впрямь, стоит Генри Найту произнести “hound” – и сигареты летят в сторону) , значит кокаин используется как стимулятор? Стимулятор чего тогда во второй цитате? На что направляем стимулированную наркотиком напряженную умственную деятельность, когда дело только что закрыто? Внутрь себя? Лежим на диване и путешествуем по mind palace, ничего конкретно там не ища? В чем смысл таких путешествий? Я ничего не знаю о механизме действия морфия или кокаина и прошу помощи зала.
Или опять – и для стимуляции, и для расслабления? Принимаем одно и то же вещество с двумя противоположными целями?

Когда Лестрейд устраивает обыск в квартире Шерлока, он весело объявляет эту акцию именно поиском наркотиков – не оружия, не детской порнографии, не нелегального программного обеспечения:)
Он знает Шерлока вот уже пять лет… что такоего он о нем знает? Нечто такое, что позволяет ему предположить, что что-нибудь противозаконное может быть обнаружено?

Это перестанет быть притворством, если мы что-нибудь обнаружим.
- Я чист!
- А твоя квартира…? Вся ли?
- Даже не курю.
чудесный уход от прямого ответа про квартиру, вам не кажется? :)

Холмс принимал наркотики, это понятно. Вопрос всё же – с какой целью?

Шерлок принимал наркотики в прошлом? Весьма вероятно.
Если да – с какой целью? Какое действие на свой мозг он мог желать вызвать?

С какого момента все пошло вкривь и вкось ? Все так хорошо начиналось . Затем постепенно нас стали терзать смутные сомнения, и мы начали беспокоиться о том, что прежнее обещание останется невыполненным . Увы, мы оказались абсолютно правы . Нет, я не говорю о президентстве Барака Обамы . Я имею в виду новую версию Би-би-си "Шерлок".
Первый сезон был выше всяких похвал . Быстрый, ловкий, упоительно умный, и все это было сделано так, что мы тоже почувствовали себя умными . Бесконечная череда моментов " о, вижу " , когда все вставало на свои места и, как и бедный, не успевающий доктор Ватсон , мы зрители , наконец, понимали ход мысли Великого Детектива. Головоломка складывалась, когда последний хитрый маленький кусочек попадал на свое место .
Все это было так, как и должно быть. К ак в великолепных, вечных , оригинальных книгах сэра Артура Конан Дойла .

И Бенедикт Камбербэтч был великолепен. Его, конечно, не перепутать с Грегори Пеком даже в лондонском тумане. Его можно вежливо охарактеризовать как "нестандартный красавец".
Он идеально подошел для этой роли , и в скором времени обрел армию обожателей " Cumberbitches " которые следовали за каждым его шагом.

И вот теперь мы хромаем через невнятный четвертый сезон, где все пошло ужасно неправильно. Адаптация Гэтисса и Моффата о великом сыщике начинает выглядеть такой же неумной, каким Шерлок Холмс видит себя в "Желтом лице". (Единственный оригинальный рассказ, в котором Холмс не может решить загадку).
Упорный, харизматичный, вызывающе модный, немного отчужденный, своенравный гений. Это был чудесный образ с какой стороны ни посмотри, и вряд ли найдется кто-то, кому бы он не понравился.
Есть моменты, которые цепляют даже сейчас.
Турист, загадочно убитый в пустом поле, без очевидного орудия убийства в поле зрения? Его ударил по голове собственный бумеранг. Конечно, все так и было.
Надо признать, что в оказалось первым предупреждением.

Сериал превратился из умного в заумный, из интеллектуального в хитровыдуманный . После б лестящих головоломок , мы наблюдаем нечто странное на экране и даже совершенно неправдоподобное. Неговоря уже о мелодраматичности и чрезмерности, как в плохих мыльных операх.
Последний эпизод с ужасным серийным убийцей Калвертоном Смитом тому блестящий пример.
Все это дело оказалось вызвано необходимостью вытряхнуть Джона Ватсона из его глубокого горя после смерти жены и от его отчуждения от Шерлока Холмса, которого он винит в ее смерти. Миссис Ватсон прыгнула перед предназначенной Шерлоку пулей, что было явно "неправдоподобно".
Замысел таков , что Шерлока должны были почти убить , а Ватсон должен был со всех ног броситься ему на помощь , и они опять стали бы лучшими друзьями . Это даже не "неправдоподобно", это просто глупо. Можно почти услышать сэра Артура Конан Дойла, гневно возмущающегося из викторианской Англии . Что же касается внезапного появления сестры Шерлока , о которой никто раньше не упоминал...

Что еще хуже , персонаж Шерлока начал и поганить. Блестящий , хладнокровный, слегка устрашающий детектив, созданный в оригинальных историях, постепенно превратился в невнятную, одурманенную наркотиками развалину , хотя до сих пор он ходит в дизайнерском пальто за £ 1000 . Наркоманы гламурны , как видите .
Вы всегда знали, что создатели собирались уделить большое внимание наркотическому пристрастию Шерлока . В рассказах Дойля мы видим немного больше, чем мимолетное упоминание кокаина для стимуляции работы мозга в особо трудных случаях , мы знаем, что он плюет на сон в положенное время . Это не такая большая угроза здоровой жизни (Зигмунд Фрейд тоже принимал кокаин ).
Но главное, когда это было? Это было в 1890-е, когда кокаин в Великобритании не был вне закона. Его запретили только в 1920 году. Но сейчас, когда вы делаете адаптированного Шерлока Холмса с аддикцией к внутривенным наркотикам (это видно по его руке), вы целиком и полностью меняете персонаж.
Вы делаете его жалким наркоманом, "героинщиком", как говорит доктор Ватсон, или "обдолбанным торчком", как прекрасно выразился сам Шерлок. Разумеется, сериал становится очень современным. И великий детектив, как результат, потерял свое кристально чистое достоинство. Что еще хуже, он стал обычным преступником в угоду собственной прихоти, чего оригинальный Шерлок Холмс никогда не делал.

При всей своей склонности к инакомыслию, он глубоко чтил закон, игнорируя правила только тогда, когда было необходимо раскрыть преступление. Теперь же он превратился в немытого распускающего слюни балбеса.
Выраженных в модной манере и вызывающих смешки отсылок к теме наркотиков было ещё больше в связи с тем, что сама миссис Хадсон в действительности оказалась вдовой крупного наркоторговца.
Миссис Хадсон! Отсюда и тот факт, что она водит «Астон Мартин» и за рулём лихачит не хуже гонщика Стига из «Top Gear». Очень правдоподобно, да? Хотя не знаю, возможно, нам рассказывают о расширении женских возможностей в 21 веке.
Наряду с «Астон Мартин» у нас были вертолёты, террористы, бомбы, сцены пыток… И все должны стрелять друг в друга по той или иной причине. Всё это гораздо больше напоминает бондиану, а не уютный и одновременно увлекательный мир оригинальных историй о Холмсе.
Может быть, создатели «Шерлока» настраивают зрителей на свой следующий проект? В недавнем интервью Гэтисс сказал: «Я бы очень хотел поработать над Бондом. Мы как-то раз ходили в паб со Стивеном Моффатом, условившись не говорить о «Докторе Кто» или «Шерлоке». Закончилось тем, что мы весь вечер обсуждали Джеймса Бонда. Придумали по-настоящему хорошую историю».

Наконец, мы увидели, как этот новый, потакающий своим прихотям Шерлок оказался тем, кем был на самом деле — самым сентиментальным героем тысячелетия, дарящим своему другу Уотсону щедрые душещипательные объятия в сцене, которая заставила бы Бэзила Рэтбоуна бежать без оглядки.
Холмс из оригинальных рассказов был достойным восхищения символом викторианской Англии, со всей самоуверенностью и сложностью.
Но, возможно, каждое поколение получает того Холмса, которого заслуживает. Холмс Бенедикта Камбербэтча, как мы узнали, начал даже пользоваться Твиттером, по поводу чего и Уотсон вздохнул: «Он и вправду двинулся».
Камбербэтч остаётся убедительным актёром — хотя сейчас, должно быть, ему и Мартину Фриману не терпится перейти на новое пастбище, поскольку из этого уже выжали всё до капли.
Тоби Джонс в роли мерзопакостного Калвертона Смита был едва ли не самым гипнотически ужасным экранным злодеем, которого мы видели — как и ожидалось от такого замечательного актёра.
Само воплощение зла, он, кажется, мог передать омерзительность персонажа одними маленькими кривыми зубами. Его улыбка будет сниться в кошмарах.
Конечно же, за основу его образа был взят Джимми Сэвил — однако, поскольку сериал «Шерлок» является продуктом ВВС, очевидно, что показывать, как многочисленные преступления совершаются под прикрытием корпорации, не стали.
Тем не менее, всё хорошее заканчивается, это верно для многих телесериалов. Шерлоку в самом деле пора отложить иглу, сделать себе чашку какао и отправиться в постель.
Или, в качестве поклона в сторону оригинала, удалиться на покой в Сассекс и заняться разведением пчёл.

11/10/2013

Сегодня поговорим о так называемых вертикально-горизонтальных сериалах. Не знаю, используется ли этот термин на Западе, но наши продюсеры его вовсю применяют. Хороший вертикально-горизонтальный сериал - мечта любого канала, в том числе потому, что в теории такой сериал может быть бесконечным.


Э то сериалы, в которых, с одной стороны, каждая серия имеет законченный сюжет, а с другой стороны, есть сквозная история с участием основных героев. Эта бесконечная история одновременно и слабое звено таких сериалов. Скажем, основа сквозного сюжета - зарождающая любовь между героями, и вот она все зарождается и зарождается и никак не может зародиться. С какой-то серии это начинает немного раздражать.

Такой сериал удается, когда в нем создается уютная атмосфера, когда он становится домом для зрителей, когда им приятно туда погружаться. Тут должны быть очень точно подобраны типажи основных персонажей.

Один из ярких примеров работ такого рода - американский сериал «Менталист», начатый Бруно Хеллером в 2008 года. Сериал жив до сих пор, он идет уже шестой сезон, в каждом сезоне от 22 до 24 серий (это обычный американский формат).

Главный герой этого сериала - психолог, полужулик, полугипнотизер, полуаналитик. И вот некий страшный злодей и убийца, называющий себя Красным Джоном, убивает его жену и дочь. Главный герой, пытаясь найти этого Красного Джона, вступает в вымышленную структуру - Калифорнийское бюро расследований, начинает помогать их работе, раскрывая разные загадочные случаи.

В сериале нет супердраматургии. Он держится на уникальном актере Саймоне Бейкере с замечательной внешностью и иронией. Вообще сериал очень целомудренный, голых дяденек и тетенек в нем нет, его спокойно можно смотреть детям. И это хорошее этнографическое пособие по жизни Юга Америки.

Второй вертикально-горизонтальный сериал, который я могу порекомендовать, называется «Касл». Я сначала думал, что только мне этот сериал нравится, потому что главный герой - писатель-детективщик Ричард Касл, который, увлекшись женщиной-полицейским, прилепился к отделу по расследованию убийств. И на протяжении всех серий между ними - писателем и детективом - разворачивается любовь. Но оказалось, что сериал нравится не только мне - в США он тоже очень популярен. Сейчас стартовал его шестой сезон. Там замечательные актеры - Натон Филлион, он играет писателя, и Стана Катич, которая играет полицейского детектива.

«Касл» более легкий и смешной, чем «Менталист», хотя и в «Менталисте» есть юмор, только несколько более черный. «Касл» можно смотреть всей семьей, поскольку он совершенно невинный, очень динамичный и хорошо снятый. Но главное - его создатели сумели создать атмосферу. Не знаю, сколько они еще продержатся, потому что это каторжная работа и невозможность для актеров сниматься в чем-нибудь другом. Хотя в сериале есть и звезда Бродвея Сьюзен Салливан, она играет маму Касла, бывшую актрису. Эта роль идеально ей подходит, и смотреть на нее одно удовольствие.

Я бы нашим сценаристам, режиссерам и продюсерам советовал бы на этих двух сериалах учиться. Просто можно технологии перенимать. Иногда, например, в «Касле» видно, что на изготовление серии не хватило то ли денег, то ли времени, а может, это и задумка такая. И тогда серия делается на основе воспоминаний героев, берутся куски из прошлых эпизодов. Из 48 минут серии даже 30 минут может быть снятым раньше. Но все равно - как здорово это у них получается.

Еще один такого рода американский сериал - новый. Прошел только один сезон, сейчас стартовал второй. Он называется «Элементарно», его даже показывали у нас на Первом канале.

Это очередной перепев историй про Шерлока Холмса. Американцы не вспоминают первоисточник. Дело происходит в наши дни в Америке. Их Шерлок Холмс - наркоман. У него есть компаньонка, бывшая врач - Джоан Ватсон. Она работает компаньонкой, которых приставляют к наркоманам, чтобы они не срывались.

Суперпроницательного англичанина Холмса играет известный английский актер Ли Миллер. Интересное решение Мориарти. Мне, кстати, всегда было страшно обидно за Мориарти. С ним обходились несправедливо. В СССР особенно. По Конан Дойлу, Мориарти - не уголовник, а марксист-анархист. Понятно, что у нас такой Мориарти был невозможен, и его в сериале Масленникова сделали королем уголовного мира. А в «Элементарно» Мориарти и вовсе становится женщиной со связями в террористических кругах.

Этот сериал не шедевр, но хорошая работа. Интереса к нему добавляет то, что в каждой серии обязательно присутствует небольшой ликбез из разных отраслей человеческой деятельности. И это еще одна иллюстрация того, что если неплохим писателем когда-то была придумана хорошая драматургическая история, то ее реинкарнация может происходить бесконечно.