Выделить окончание в слове можешь. Морфемика - это состав, строение слова

Наука, занимающаяся изучением законов образования слов, а также исследованием функций каждой из частей называется словообразованием. Интересно, что процесс словообразования - один из самых динамичных процессов в современном русском языке. Это значит, что и человеческое сознание не стоит на месте, открывая новые понятия и явления, а для объяснения их, соответственно, и новые слова.

Вам понадобится

  • Текст для работы, из которого можно выделить слова для работы, карандаш.

Инструкция

Выберите слово для разбора. Например, слово «стол». Для того, чтобы найти окончание в этом слове нужно разобраться с тем, что называется окончание м. «Окончание» (или «флексия») - это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении.» (справочник Д.Э. Розенталя).

окончание?" class="lightbx" data-lightbox="article-image">

Начните изменять слово «стол» - стола, столу, столом. Очевидно, что во время подбора разных форм данного слова у него остается неизменяемая часть - эта часть называется основой. Оставшаяся часть во всех формах и будет окончание м. стол-а, стол-у, стол-ом, на стол-е и т.д.

Проверьте себя и выделите окончания у следующих слов:
деревня, двор, пригласила, Байкал, чемодан, девушкой, березки, ямщик, паровоз, столбы, юг, пыль, окраина, чайник, птицы, купель, грузовичок.

Морфемика - это состав, строение слова

Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Надо запомнить : деепричастия , наречия, предлоги окончаний не имеют , т. к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь и сверкая , движутся полки (М. Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летом является наречием, а не существительным, т. к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жарко также является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи , окончания нет .)

Надо запомнить : изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) – зимой , о зиме .

Много птиц (0) – птиц а , о птиц е .

Слышал (0) – слышал а , слышал и .

Одевал (0) ся – одевал а сь, одевал и сь.

Прибежал (0) – прибежал а , прибежал и .

2) Корень общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными .

Как выделить корень в слове

1. Найти основу: для этого выделить окончание.

2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова.

3. Найти наименьшую общую часть родственных слов.

Пример: 1) вод а ; 2) вод яной, вод ный, вод янистый; 3) вод а

3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

4) Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Как выделить суффикс в слове

1. Найти основу (часть слова без окончания)

2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей).

3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово.

Пример: 1) руководитель(0) 2) руководи ть 3) руководитель - руководи ть

Надо запомнить : в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, - я-, - и-, - е-, - ну - и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгну л , прочита л .

2. В глаголах на –ся, - сь. Например: восторга ет ся , улыб а ю сь ;

3. В деепричастиях. Например: запек ая , вычист ив , сказ ав , возвращ ая сь .

4. В причастиях. Например: прочит анн ый, разыгр авш ий, избег ающ ий.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы

Формы слов

- е - (выш- е ); - ее /- ей (быстр- ее )

- ше (рань- ше ), - же (глуб- же )

простая сравнительная степень прилагательных и наречий

- ейш -/- айш -

(быстр- ейш -ий, высоч- айш -ий)

простая превосходная степень сравнения прилагательных

- л (чита- л )

прошедшее время глагола

- и (пиш- и )

повелительное наклонение глагола

- ть /- ти (писа- ть , пас- ти )

(часто этот суффикс рассматривается как окончание.)

неопределенная форма глаголов (инфинитив)

- ущ -/- ющ - (пиш- ущ -ий, рису- ющ -ий)

- ащ -/ ящ - (держ- ащ -ий, говор- ящ -ий)

- вш -/- ш - (держа- вш -ий, нес- ш -ий)

- ем -/-им -/-ом - (раздава-ем -ый, твор-им -мый, нес-ом -ый)

- енн -/-онн -/-нн - (принес-ённ -ый, разобра-нн -ый)

-т - (разби-т -ый)

действительные причастия

страдательные причастия

- а /-я (держ-а , нес-я )

-в /-вши /-ши (удержа-в , удержа-вши , принес-ши )

деепричастие

Практическая работа

Задание 1.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его

Учить -> учитель -> … -> учительствовать

ü учительский

ü учительница

ü учение

ü учительство

Новый -> обновить - > … -> возобновление

ü обновитель

ü обновка

ü возобновить

ü новизна

Общий -> обобщить -> … -> обобщенно

ü обобщенный

ü общество

ü приобщение

ü обобщение

Пар -> парить -> … -> испарение

ü парной

ü испарить

ü парильня

ü парник

Задание 2.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его

Свет -> светить -> … -> освещение

ü осветитель

ü светлый

ü осветить

ü просвет

Сказать -> предсказать -> … -> предсказательница

ü сказание

ü рассказывать

ü предсказывать

ü предсказатель

Ходить -> походить -> поход -> … -> по-походному

ü походка

ü похождение

ü походный

ü выход

Живой -> живить -> оживить ->… -> оживленность

ü оживление

ü оживленно

ü живительный

ü оживленный

Тьма -> темный -> темнеть -> … -> потемнение

ü темнота

ü затемнение

ü потемнеть

ü темноватый

Задание 3.

В конце задания из слов-ответов составить нумерованный список.

ü зачеркнув

ü возвращение

ü полосатый

ü отрезанный

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

ü безопасный, безотрывный

ü безоглядный, безотказный

ü безоружный, безобидный

ü безоблачный, безотрадный

В каком ряду расположены слова, расположенные суффиксальным способом?

ü сапожок, зубной, землянка

ü вбежать, красавец, глупыш

ü дипломник, циркач, предыстория

ü вредитель, баловень, прародина

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочным способом?

ü разбить, нерадостный, предгрозовой

ü перепрыгнуть, внеклассный, чернослив

ü навсегда, подземный, пылесос

ü побольше, хлебозавод , внучок

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочно-суффиксальным способом?

ü разрыдаться, привокзальный, наибольший

ü по-зимнему, сослуживец, наручник

ü наконечник, досрочный, премилый

ü закавказский, нахлебник, просмотреть

Задание 4.

Создать таблицу 2х2. Сгруппировать слова по значению корня МИР в разные столбцы. Дать названия столбцам таблицы. Миропонимание, мировоззрение, всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мирно, умиротворенный, мировосприятие, мир, мировидение, миролюбие, миросозерцание, миротворец, мироощущение, мирской.

Задание 5.

Внимательно прочтите слова и заполните таблицу.

Вся, кофе, шли, берет, пальто, насовсем, чтение, втроем, обе, течет, кенгуру, сестра, сжаться, снизу, снежный, мыть, лицевой, внизу, несут, строго, всерьез, кроме, поезд, этот, седьмой, метро, вдвоем, вчера, несли, быстро, зимой, рисовать, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, дочерний, сеяный, впятером, усеять, гусиный, реже, где.

Корень+окончание

Корень+суффикс+окончание

Корень+суффикс

Задание 6.

Внимательно прочитайте текст, разбейте слова на две колонки:

1) однокоренные слова

2) формы одного и того же слова

Осень – пора грибов. Идут и едут грибники в лес, ищут грибные места. Под берёзами, осинами и елями – всюду прячутся грибочки. Вон их сколько!

А ты хочешь, чтобы и в будущем году здесь было много грибов? Тогда срезай гриб осторожно, чтобы не повредить грибницу. Ведь из неё, из тоненьких белых нитей, спрятанных в земле, каждый год вырастают боровики и маслята, сыроежки и лисички, грузди и рыжики.

Задание 7.

Выберите слова, морфемное строение которых соответствует указанной схеме, и заполните таблицу.

Ø Ç

Ø Ç Ù

Ç Ù О Ç Ù

Всхлип, безопасный, единовластный, взрыв, безотрывный, златотканый, вспять, безоглядный, черноморский, стекловидный, вход, вскачь, встарь, безотказный, основоположник, всплеск, любознательный, взмах, безоружный, разнообразный, вскрик, безобидный, противотанковый, метростроитель, взгляд, безоблачный, вольнодумец, взнос , конноспортивный, безотрадный, вскользь, железнодорожный, жетончик, приоткрыть.

Русский язык на сегодняшний день является самым богатым, красивым и при этом очень сложным. Его грамматика и правописание включают в себя множество правил и одновременно исключений из них. Даже слова и предложения состоят из отдельных частей, которые неотделимо связаны друг с другом. К примеру, перед многими школьниками встает такой вопрос: что такое окончание? И, конечно же, это печально, что ответить на него может не каждый.

Что такое окончание слова?

Окончанием в русском языке называют изменяемую морфему, которая стоит в конце слова. Она выражает число, род, лицо и падеж. Также ее считают незаменимой частью слова, потому что окончание делает предложения связными, наполняя их смыслом.

Зачем нужно окончание в русском языке?

  • Род, число и падеж - у имени существительного, прилагательного, причастий, некоторых числительных и местоимений.
  • Падеж - у местоимений и числительных, правда, не у всех.
  • Лицо и число - у глаголов, которые стоят в будущем или настоящем времени.
  • Число и род - у глаголов в прошедшем времени.

2. Окончание делает предложение связным.

Как обозначается данная морфема?

На письме в школе окончание, как и любая другая часть слова, имеет свое обозначение. После того как ученик определил его, он обводит эту морфему квадратом.

Каким может быть окончание

Вообще, эту морфему имеют слова, относящиеся к любой части речи, кроме неизменяемых. Ярким примером этого может послужить наречие. Окончание может быть представлено по-разному: одним или несколькими звуками, а иногда даже может быть нулевым, то есть не иметь звуков. Но не нужно думать, что это обозначает отсутствие данной части слова, потому что такое окончание почти ничем не отличается от обычного. Чаще всего оно встречается у имен существительных мужского или женского рода, соответственно второго и третьего склонения.

Как выделить в слове окончание

На уроках русского языка есть такие упражнения, суть которых заключается в выделении морфем. Для начала необходимо просклонять слово по нескольким падежам, и та его часть, которая будет меняться, и есть окончание. После того как вы определили, что относится к искомой морфеме, нужно выделить данную область. Делается это следующим образом: обычно карандашом все нужные буквы обводятся в квадрат. В том случае, когда у вас нулевое окончание, после слова просто рисуется такая же геометрическая фигура.

Русский язык является величайшим во всем мире, но у многих иностранцев возникает масса проблем при его изучении. Множество правил и исключений, масса словарных элементов речи и непонятные русские фразеологизмы способны вывести из себя любого. Однако несмотря на все это, речь является не только набором букв, она позволяет людям общаться друг с другом. Именно поэтому каждая составляющая слова очень важна, из-за чего нельзя взять и просто так исключить одну из них. Поэтому, отвечая на вопрос, что такое окончание, можно смело сказать, что это одна из значимых частей, служащая для создания связных словосочетаний и предложений.


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Морфемика - это состав, строение слова

Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Надо запомнить : деепричастия, наречия, предлоги окончаний не имеют , т.к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь
и сверкая , движутся полки (М.Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летом является наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос ^ Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жарко также является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет .)

Надо запомнить : изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) – зимой , о зиме .

Много птиц (0) – птица , о птице .

Слышал (0) – слышала , слышали .

Одевал(0) ся – одевала сь, одевали сь.

Прибежал (0) – прибежала , прибежали .

2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными .

3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

^ 4) Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Надо запомнить : в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгну л , прочита л .

2. В глаголах на –ся, -сь. Например: восторга ется , улыба юсь ;

3. В деепричастиях. Например: запекая , вычистив , сказав , возвращая сь .

4. В причастиях. Например: прочитанн ый, разыгравш ий, избегающ ий.

Формообразующие суффиксы


Суффиксы

Формы слов

-е- (выш-е ); -ее /-ей (быстр-ее )

-ше (рань-ше ), -же (глуб-же )


простая сравнительная степень прилагательных и наречий

- ейш -/-айш -

(быстр-ейш -ий, высоч-айш -ий)


простая превосходная степень сравнения прилагательных

-л (чита-л )

прошедшее время глагола

-и (пиш-и )

повелительное наклонение глагола

-ть /-ти (писа-ть , пас-ти )

(часто этот суффикс рассматривается как окончание.)


неопределенная форма глаголов (инфинитив)

-ущ -/-ющ - (пиш-ущ -ий, рису-ющ -ий)

-ащ -/ящ - (держ-ащ -ий, говор-ящ -ий)

-вш -/-ш - (держа-вш -ий, нес-ш -ий)

-ем -/-им -/-ом - (раздава-ем -ый, твор-им -мый, нес-ом -ый)

-енн -/-онн -/-нн - (принес-ённ -ый, разобра-нн -ый)

-т - (разби-т -ый)


действительные причастия

страдательные причастия


-а /-я (держ-а , нес-я )

-в /-вши /-ши (удержа-в , удержа-вши , принес-ши )


деепричастие

Тема: Окончание

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык» 3 класс часть. Просвещение 2017

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 3

Цель: Развитие умений анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью; воспитание любви к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.

Задачи:

1.Познакомить с новой частью слова- окончанием.

2.Находить окончание слова, путём изменения его по числам.

3.Выявить значение окончания.

4.Находить нулевое окончание

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окон­чания.

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

III . Актуализация знаний

Словарный диктант.

Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, погода, понедельник, ракета, трактор.

IV . Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса)

- Измените форму слова лиса. Выделите окончания в словах.

Сформулируйте тему урока

V . Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Упр. 148 (с. 82).

(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.

Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)

Упр. 149 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа со словарными словами.

(Ужин- прием пищи, приуроченный к вечеру, в отличие от завтрака и обеда.)

(Обед-прием пищи в середине дня.)

Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

(В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называется нулевым.)

Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Ну­левое.)

- Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

Запомните написание этих слов.

VI . Физкультминутка.

- Если вы услышите слово с окончанием А, то приседаете, а если с другим окончанием, то хлопнете в ладоши. (леса, росу, лиса, осина, ветры, мамой, ворона)

VII . Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 150 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните на­писание слов с орфограммами.

Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это не­проверяемые орфограммы.)

Упр. 151 (с. 83).

Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

Как можно озаглавить этот текст?

Выполните письменное задание к упражнению.

Прочитайте текст.

Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных».

Что нового вы узнали о словах в русском языке?

Составьте предложение с любым из данных слов.

Какие части речи не имеют окончаний?

VIII . Рефлексия.

Карточки

Спиши, изменяя окончания слов, данных в скобках.

Над (цветы) около дома летали (пчела, шмель, стрекоза). Трепетали на солнышке крыльями (бабочка ).

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

IX . Подведение итогов урока.

Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание.