Предадим же батько его честно земле. Богдан Ступка- гениальный актер современности!Клип, который разорвал весь интернет!!! Иуда решает предать Иисуса

27 августа народному артисту Украины, гениальному актеру современности Богдану Сильвестровичу Ступке исполнилось бы 74 года. По случаю дня рождения артиста Мизрах Игорь Аркадьевич посвятил свою творческую работу песню «Выбор есть!» Богдану Ступке, сняв музыкальный клип, в котором можно увидеть Богдана Ступку в одной из лучших мировых ролей — Тараса Бульбы.

Перед глазами всего за 4 минуты промелькнет жизни актера …

Это действительно смелый шаг, потому что это первая творческая работа, посвященная Богдану Ступке в таком музыкальном жанре.
Эксперты проанализировав сам клип оценили работу как высокохудожественную и профессиональную!
Творческая работа над клипом продолжается и по сегодняшний день, и это еще не конец.
Зритель сможет увидеть сцены, которые заставят задуматься над смыслом жизни, проанализировать взаимоотношения между людьми, повернуться лицом к вечной проблеме «отцы и дети» …
Последняя фраза героя фильма наталкивает на высокую философию: «… Отец! Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших ясных …»!

…. - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в сыну. Но ничего не умел на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

- Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.

- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Бледен, каг полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, всё еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. “Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою ! Пропал, пропал, бесславно, как подлая собака!”

- Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это время Остап.

- Я, сынку, - сказал Тарас, кивнувши головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата и проговорил он тут же:

- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тело хищные птицы.

- Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы!

Не напоминает все это вам, уважаемые соотечественники, то что происходит сегодня у нас в стране? Не напоминает ли это все вам сцены из нашей жизни сегодня? Опять брат пошел на брата, сын на отца с оружием в руках ….

Не следует ли нам задуматься над тем, что происходит между нами, между людьми, положить оружие и жить мирно?

Разве не для мира на земле боролись наши деды и прадеды в далекие прошлые времена?



…. Богдан Сильвестрович был человеком, который заслужил того, чтобы ему посвящали песни, стихи, фильмы и книги! И свою жизнь и творчество посвятил нам, своим потомкам.
Поэтому мы делаем выводы и должны учиться на чужих ошибках, изучать опыт предыдущих поколений!

Работа над клипом «Выбор есть!» Мизраха Игоря яркий пример тому.

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от
него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из
лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на
части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает
бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал,
как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только
страшного отца.
- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в
очи.
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв
перед Тарасом.
- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,
отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его
и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или
братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший
под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не
сказавши ни одного слова.
Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и
мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и
непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные
брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.
- Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и
чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал,
пропал бесславно, как подлая собака!
- Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это
время Остап.
Тарас кивнул головою.
Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и
проговорил он тут же:
- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним
враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.
- Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и
утешницы!
И минуты две думал он, кинуть ли его на расхищенье волкам-сыромахам или
пощадить в нем рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы
то ни было. Как видит, скачет к нему на коне Голокопытенко:
- Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..
Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко:
- Беда, атаман, новая валит еще сила!..
Не успел сказать Вовтузенко, Пысаренко бежит бегом, уже без коня:
- Где ты, батьку? Ищут тебя козаки. Уж убит куренной атаман Невылычкий,
Задорожний убит, Черевиченко убит. Но стоят козаки, не хотят умирать, не
увидев тебя в очи; хотят, чтобы взглянул ты на них перед смертным часом!
- На коня, Остап! - сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще козаков,
чтобы поглядеть еще на них и чтобы они взглянули перед смертью на своего
атамана.
Но не выехали они еще из лесу, а уж неприятельская сила окружила со
всех сторон лес, и меж деревьями везде показались всадники с саблями и
копьями. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." - кричал Тарас, а сам, схвативши
саблю наголо, начал честить первых попавшихся на все боки. А на Остапа уже
наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного
полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьем в ребро
третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в
конскую грудь горячая пуля, - вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и
задавил под собою всадника. "Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. - кричал Тарас.
- Вот я следом за тобою!.." А сам все отбивался от наступавших. Рубится и
бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит все
вперед на Остапа и видит, что уже вновь схватилось с Остапом мало не
восьмеро разом. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." Но уж одолевают Остапа;
уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа. "Эх, Остап,
Остап!.. - кричал Тарас, пробиваясь к нему, рубя в капусту встречных и
поперечных. - Эх, Остап, Остап!.." Но как тяжелым камнем хватило его самого
в ту же минуту. Все закружилось и перевернулось в глазах его. На миг
смешанно сверкнули пред ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с
древесными листьями, мелькнувшие ему в самые очи. И грохнулся он, как
подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи.

Рецензия на фильм «Тарас Бульба» режиссёра (сравнение с повестью) «В границах «дозволенного»?..»

ГБОУ СОШ № 000 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Руководитель:

Нам часто приходится слышать реплики: "Зачем читать книгу, если есть фильм? В фильме все более красочно, ярко!" Или наоборот: "Зачем смотреть фильм, если есть книга? Книга позволяет включить воображение, все представить самому!" Проблема серьёзная, ведь одному из нас легче всё увидеть глазами очевидца или режиссера, а другому больше по душе самому представить себе происходящее, быть режиссёром своей «постановки». Фильм и книга бывают очень непохожи. Иногда в фильме добавляют то, чего нет в книге, иногда бывает наоборот. Так что давайте сравним повесть и фильм о Тарасе Бульбе режиссёра.

Основные мотивы экранизации и самой повести едины: любовь к Родине, предательство, самоотверженность, отношения между людьми. Все это волновало людей во все времена и, конечно, сохраняет свою актуальность и по сей день. И в фильме, и в самой повести герои встают перед сложной проблемой нравственного выбора. Чувства и долг сталкиваются в остром конфликте.

Образ Тараса Бульбы – един: и в повести, и в ее экранизации перед нами предстает глубоко уважаемый всеми, гордый, храбрый казак – настоящий герой, защитник своей Родины, суровый, непреклонный. Свобода Отчизны и казацкая честь для него важнее любых других духовных ценностей. Поэтому, беспощадный ко всем изменникам и трусам, он даже в отношении собственного сына не отступил от своих жизненных принципов. Преодолевая отцовскую любовь, Тарас убивает своего младшего сына Андрия как предателя Родины и дезертира.

К достоинствам фильма можно отнести яркость, живописность пейзажей и красоту декораций и планов. Перед нами встают завораживающие виды Запорожья, Днепра, средневековых городов, полей, деревень. Но в повести, благодаря искусству слова, для нас открывается безграничный простор для нашего воображения: «Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием…» В фильме же наше воображение ограничено видеорядом.

Теперь о характерах. не осуждает Андрия резко и однозначно, он оставляет право оценить его поступок нам, читателям. Любовь, вспыхнувшая в душе Андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими близкими, товарищами и Родиной. Любовь утрачивает здесь обычно присущие ей светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. Это чувство не принесло Андрию счастья, оно отгородило его от товарищей, от Отчизны, вынудило совершить предательство и дезертирство. Но Андрий Гоголя делает шаг осознанный – не испугавшись смерти, он перешел на сторону противника. Внутренний конфликт завершился в пользу любви. И Гоголь талантливейшим образом показывает эту ожесточенную борьбу, битву с самим собой, столкновение чувства и долга в душе Андрия. Бортко же и актёр В. Петренко в отношении героя более категоричны: измену Родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. Здесь, видимо, сказалось влияние современной патриотической линии, дух сегодняшних времён. Но в данном случае эта позиция вполне оправдана, ведь в фильме изображен человек, нисколько не сомневающийся в своем решении, предающий Родину без зазрения совести, ведомый не возвышенными, светлыми чувствами, а простыми и несовершенными чертами человеческого характера, проще говоря – страстями.

В фильме Владимира Бортко польская панночка, дочь воеводы Мазовецкого, носит имя Эльжбета, между тем как в повести Гоголя она везде зовется просто «панночкой» (фамилии Мазовецкий вообще нет в книге). В повести Гоголя панночка в последний раз упоминается перед решающей битвой у крепости Дубно, дальнейшая её судьба не раскрывается, нет ни беременности , ни ребёнка.

В книге отсутствует нападение поляков на хутор Тараса и убийство ими его жены. Там лишь упоминается, что во время осады Дубно "есаулы привезли сыновьям Тараса благословенье от старухи матери", значит, мать была жива и здорова.
В фильм не вошли описания жестокостей казаков по отношению к полякам. Очевидно, тоже сказалась политическая конъюнктура. Нет и описания пыток, которым, наоборот, были подвергнуты казаки с Остапом.

Кроме того, в повести Н. В. Гоголя Тарас и его дети несколько младше своих киногероев.

Также Бортко «добавил» в фильм картину Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». В книге нет и эпизода рождения Андрия, ничего не сказано о церкви на территории Запорожской сечи, которая в фильме является фоном выборов кошевого.

Также авторские позиции Гоголя и Бортко не совсем сходятся в их видении характеров казаков. Режиссёр, по моему мнению, немного идеализировал запорожское казачество. В повести Гоголя изображены яркие, сильные, но живые, индивидуальные характеры, со своими достоинствами и недостатками. На экране же мы видим идеальных, очень похожих между собой и от того не всегда интересных персонажей. Исключение – персонаж М. Боярского.

У Гоголя искренний, неподдельный патриотизм пронизывает каждую строчку повести, на первый план выходят человеческие отношения, конфликт между чувством и долгом стоит остро, напряженно, он не разрешается и в финале, потому что, наверное, и невозможно найти однозначного ответа на вопрос, что сильнее – любовь или долг. В фильме же эти серьезные, острые проблемы заслоняют изображение многочисленных боев, жестокие сцены насилия, кровавые, беспощадные и излишне реалистичные, немного в стиле голливудских традиций. А битва за свободу отчизны Тараса Бульбы и остальных казаков в киноверсии превращается во многом в месть за убийство жены. И становится не совсем понятно, какую мысль этим хотел донести до нас режиссер. Ведь в повести Гоголя служению Отчизне и товариществу казаки отдавали себя безраздельно, их души были проникнуты лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа.

Возьмём для сравнения эпизод речи Тараса о товариществе. Место эпизода: в повести - 9 глава; В экранизации - первый эпизод (пролог фильма).

Эпизод с речью Тараса Бульбы Бортко перенес в начало фильма, делая, так сказать, предисловием, причем, в черно-белом варианте. Я думаю, что тем самым режиссёр хотел подчеркнуть, что речь Тараса Бульбы относится не только к запорожским казакам, но и к нам сегодняшним, должна напомнить нам о важности любви к Родине и ценности товарищества.

А вот сцена убийства Тарасом своего младшего сына. По моему мнению, в фильме эта сцена немного укорочена, теряется торжественность и характер содеянного. Также по киноверсии к Тарасу подъехал не Остап, как было в повести, а другой казак, говорящий о желании казаков «взглянуть на них перед смертным часом». Следовательно, нет диалога между Остапом и Тарасом:

«– Батько, что ты сделал? Это ты убил его? – сказал подъехавший в это время Остап.

Тарас кивнул головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

– Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

– Погребут его и без нас! – сказал Тарас, – будут у него плакальщики и утешницы!..»

Ещё один эпизод - пленение Тараса. В повести он звучал так:

«И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» – сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам.»

В фильме же Тарас после того, как поднял люльку, успел подняться и начать сражение с ляхами.

Эпизод смерти Тараса Бульбы и его помощь товарищам как будто совпадают с повестью, но концовка экранизации и книги различаются. В произведении Гоголя казаки уплывают на лодках, говоря о своем атамане, а в фильме также показаны казаки, но уже на лошадях, со звучащим закадровым голосом, говорящим о силе Руси и немного напоминающим речь Тараса о товариществе.

Если не обращать внимания на маленькие указанные несоответствия и недочеты, повесть и экранизация «Тараса Бульбы» в принципе схожи, ведь они поддерживают единую мысль, которая заключается в любви к Родине, готовности казаков к самопожертвованию, внутренних конфликтах души и долга и истинном патриотизме. Это актуально и по сей день, ведь это волнует и волновало людей во все времена.

Неважно, читаем мы книгу или смотрим фильм по мотивам повести, главное - понять смысл сюжета, извлечь уроки, узнать что-то большее, насладиться искусством. В этом нам в равной степени помогают и повесть, и экранизация.

Что же в итоге? Экранизация, похоже, не настолько разошлась с литературным первоисточником, чтобы получить низкую художественную оценку. Однако хотелось бы, чтобы индивидуальность характеров героев не терялась при экранизации и не упрощались те неразрешимые нравственные проблемы, которые поставлены в повести.

А вопрос о границах «дозволенного» при перенесении классики на кино - или телеэкран остаётся…

Конспект урока в 7 классе

Суд над Тарасом Бульбой

Цели:

Познавательные:

1.Разбудить в детях живой интерес к произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» через использование игровой формы судебного заседания;

2. Раскрыть образы главных героев, проанализировать их поступки посредством столкновения в судебном заседании противоположных мнений;

Развивающие:

3. Развивать речь учащихся, формировать умение выступать на публике;

4. Способствовать формированию активной личности, умеющей грамотно отстаивать свою точку зрения;

Воспитательные:

5. Способствовать развитию патриотических чувств через анализ поступков Андрия и Тараса.

Тип урока: урок-игра.

Оформление: кабинет оформляется как зал судебного заседания, соответствующе расставляется мебель, устанавливается трибуна для свидетелей, на столе судьи красная скатерть, молоток. На доске портреты Н.В. Гоголя.

Ход урока:

Секретарь: Встать, суд идёт!

Судья: В данном процессе слушается дело по обвинению Тараса Бульбы, героя одноимённого произведения Н.В. Гоголя, в убийстве собственного сына. Дело слушается под председательством федерального судьи – Тарановой Веры, прокурор – Леонов Кирилл, защищает подсудимого адвокат Тихонов Глеб, секретарь судебного заседания – Никонова Арина. Нам предстоит разобраться в непростом деле, а помогут нам независимые присяжные заседатели.

(перечисляются имена тех, кто придёт оценивать открытый урок). Для оглашения материалов дела слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд, уважаемые господа присяжные заседатели. Страшное убийство совершено Тарасом Бульбой – это убийство собственного сына. Имеет ли право один человек лишать жизни другого человека? Нет, не имеет. На странице 247 есть фраза, высказанная обвиняемым непосредственно перед убийством.

Обиняемый Тарас Бульба, вспомните эту фразу.

ТАРАС БУЛЬБА: « Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!

Прокурор:

- Да, именно: «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!»

- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье . Тарас Бульба лишил жизни собственного сына, но сын – не собственность отца. Тарас – убийца. Этот человек не заслуживает снисхождения. Он виновен, что сегодня мы и будем доказывать в суде.

Судья: У адвоката есть реплика?

Адвокат: Ваша честь, литературный герой, который сегодня находится на скамье подсудимых, совершил убийство, это факт. Но это тот случай, который заслуживает особого подхода. Ведь Тарас убил не сына, он убил предателя! В ходе судебного заседания мы это докажем.

Судья: Переходим к заслушиванию свидетельских показаний.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель обвинения – Ермолаева Мария

Прокурор : Свидетель Ермолаева, что Вам известно об отношениях Тараса Бульбы и его сына Андрия?

Свидетель1: В самом начале повествования перед нами предстаёт картина: Остап и Андрий, возвратившись домой, встречаются с отцом.

ИНСЦЕНИРОВКА ВСТРЕЧИ (Тарас- Сушко Ю., Остап – Пятыго Д., Андрий – Солдатенков Г.

Свидетель продолжает:

Вид семинаристов настроил отца на весёлый лад, он начал насмехаться над ними. Остап, старший сын, пригрозил поколотить отца за насмешки. Между ними завязался бой на кулаках, отцу было лестно, что он вырастил такого сына, который может за себя постоять. «Добрый будет казак!» - решил Тарас. А вот Андрия, который не стал лезть в драку с ним, он назвал балбесом: « А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? - говорил он, обращаясь к младшему, - что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?» кроме того назвал его мазунчиком . То есть уже в самом начале произведения мы видим разницу в отношении отца к своим сыновьям. А именно отрицательное отношение к Андрию.

Судья Бульбе: Что вы сделали по случаю приезда сыновей?

Бульба: Велел созвать своих сотников и весь полковой чин.

Судья: Какое решение приняли в день приезда?

БУЛЬБА: Я сначала решил отправить сыновей на Запорожье одних, а потом мало-помалу горячился. Горячился и наконец рассердился совсем, встал из-за стола, топнул ногой: «Завтра же едем!»

СУДЬЯ: Кем вы были?

ТАРАС: Я был один из коренных полковников, весь создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой нрава.

СУДЬЯ: Почему решили ехать с сыновьями?

ТАРАС: Я сначала хотел отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул дух мой, и я на другой день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля.

Прокурор: Ваша честь, а теперь давайте пригласим свидетеля обвинения, который представит нам картину этого страшного преступления:

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель –Плетнёва Полина

Свидетель 2 (Плетнёва) : Ваша честь, непосредственное событие преступления предстаёт перед нами в 9 главе. Позвольте представить Вам факты: Отворились ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков. (…) Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. (…) Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий.

Давайте посмотрим наглядно этот эпизод.

(Видеофрагмент убийство Андрия из к/ф «Тарас Бульба» (2009, реж. В.Бортко)

Это убийство видел Остап, старший сын Тараса, он предложил отцу предать Андрия земле. Но тот не согласился.

ИНСЦЕНИРОВКА ТАРАС И ОСТАП (СУШКО И ПЯТЫГО)

- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

- Погребут его и без нас! - будут у него плакальщики и утешницы!

СУДЬЯ: Остап, что чувствовали вы, увидев мёртвого Андрия?

ОСТАП: Мне стало жалко его, поэтому я предложил отцу похоронить брата.

СУДЬЯ: Что произошло в этот момент?

ОСТАП: Ляхи окрепли, на подмогу прибыла свежая сила. Мы ещё не выехали из леса, а уж неприятель окружил нас. На меня сначала наскочило шестеро. Потом восьмеро, накинули на шею аркан…

Адвокат: Ваша честь, позвольте теперь выслушать свидетелей защиты Тараса Бульбы. Потому что прокурор, по-моему, забыл главное – убит не сын – убит предатель!

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается Хлебников Максим.

Свидетель 3 (Хлебников): Ваша честь, из этого произведения я почерпнул для себя следующее: Тарас – истинный казак, он дома-то был два три раза в год, всё остальное время проводя на поле битвы. Такой же он представлял и жизнь своих детей. И он воспитал прекрасных воинов. Позвольте, я представлю вам момент из повести.

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

- И это добрый - враг бы не взял его! - вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!

Но никак не ожидал Тарас, что Андрий станет предателем.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель – Антипова Марина

Свидетель 4(Антипова.): В самом начале повествования, в сцене встречи Тарас предупреждает Андрия, что слушать баб – не достойно казака! Даже если баба эта твоя мать: - Не слушай, сынку, матери: она - баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!

Зная Андрия, Тарас предупреждает его. Вспомните сцену, когда Андрий пробирается по лагерю с татаркой, Тарас в полусне говорит сыну:

С тобою баба! Ей, отдеру тебя, вставши, на все бока! Не доведут тебя бабы к добру!

Адвокат: Ваша честь, позвольте пригласить следующего свидетеля, который представит нам самое начало этой истории – истории любви, доведшей до предательства.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель защиты – Валуева Ирина.

Свидетель 5 Валуева.): С самого начала обучения в Бурсе Андрий показал себя, он легко мог возглавить опасное предприятие, но, проявляя изобретательность, избегал наказания, ну а главной его слабостью был женский пол. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Во время обучения он знакомится с молодой полячкой и влюбляется в неё. Позвольте прочитать момент. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. Он оторопел.

И даже когда они с отцом и братом ехали в Запорожскую Сечь, голова Андрия была занята мыслями о прекрасной девушке. Тогда как мы знаем суровые законы Сечи, женщин в Сечи не было, там не было места женщинам!

И в итоге, эта любовь губит казака. В желании помочь полячке, он становится предателем.

ИНСЦЕНИРОВКА –АНДРИЙ И ПАНОЧКА (СОЛДАТЕНКОВ и Никонова)

Свидетель продолжает:

И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель – Свирид Александра

Свидетель 6 (Свирид): Ваша честь, позвольте, я представлю сцену, в которой Тарас узнаёт о предательстве сына. Когда в Сечи появляется Янкель, который побывал в осаждённом городе, Тарас начинает расспрашивать его о том, кого видел Янкель в городе.

Давайте посмотрим это фрагмент.

(Видеофрагмент Тарас и Янкель из к/ф «Тарас Бульба» (2009, реж. В.Бортко)

Янкель объяснил, что всё это Андрий сделал из- за любви.

Он для нее и сделал все и перешел. Коли человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни - она и согнется.

Судья: Есть ли дополнения к процессу? Переходим к прению сторон.

Прокурор: (выступление прокурора).

Адвокат :(выступление адвоката)

Последнее слово Тараса БУЛЬБЫ Речь Бульбы о товариществе

Судья просит секретаря раздать присяжным листочки с вопросами, присяжные отвечают. Затем судья зачитывает ответы и выносит решение.

Судья : (произносит приговор). Заседание суда объявляю закрытым!

Итог урока: Сегодня у нас был непростой урок. Благодаря необыкновенному таланту Н.В.Гоголя, мы сегодня попытались обвинить или оправдать одного из его героев. Наверняка, вы увидели параллели с нашей современностью?! Проблемы, поднятые автором повести, актуальны и сейчас. Проблемы отцов и детей… несмотря на то, что каждое поколение выбирает свою позицию, вечные ценности всегда остаются неизменными…

Спасибо за внимание.

«Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» – кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. И, поправив на себе высокие шапки, тут же пустились на конях прямо наперерез гусарам (крылатым гусарам легкие казаки - прим. den_fmj). Ударили сбоку на передних, сбили их, отделили от задних, дали по гостинцу тому и другому, а Голокопытенко хватил плашмя по спине Андрия, и в тот же час пустились бежать от них, сколько достало козацкой мочи. Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад, не видя, что позади всего только двадцать человек успело поспевать за ним. А козаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

– Ну, что ж теперь мы будем делать? – сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

– Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

– Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

– Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

– Чем бы не козак был? – сказал Тарас, – и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

– Батько, что ты сделал? Это ты убил его? – сказал подъехавший в это время Остап.

Тарас кивнул головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

– Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

– Погребут его и без нас! – сказал Тарас, – будут у него плакальщики и утешницы!..»