Синквейн воспитание. Вопрос: синквейн к слову воспитание

Нетрадиционный педагогический опыт

Синквейн – это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание его – это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

Первая строчка стихотворения – это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна . Их количество равно трем.

Четвертая строка – это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка – всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, скудностью словарного запаса, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения.

Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты.

В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн , как метод обучения, универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн – это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

Можно использовать его на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна – это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов.

Примеры синквейна

Свет

Ответьте, используя прилагательные, какой он?

Расскажите, используя глаголы, что он делает?

Составьте предложение или словосочетание, которое

выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом.

Подведите итог, выразив его одним словом

Свет

Яркий, теплый

Горит, озаряет, мерцает.

Необходим людям.

Сияние.

Синквейн про времена года.

Лето

Жаркое, веселое

Гулять, играть, отдыхать.

Ждем с нетерпением.

Каникулы!

Весна

Теплая, яркая

Расцветает, зеленеет, радует.

Природа просыпается.

Здорово!

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн , с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн . Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь.

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

Повышается интерес к изучаемому материалу;

Развивается образное мышление;

Развиваются творческие способности учащихся;

Совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

Развивается мышление и воображение;

Вырабатывается способность к анализу;

Уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

Расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Синквейн – это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн , как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.


СХЕМА СИНКВЕЙНА :

1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА

4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

(КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ СТРОКАХ)

5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – «ЭМОЦИЯ!»

Синквейн как приём обучения и воспитания, применяемый в практике внеурочной деятельности в начальных классах «Родное слово».

Статья кратко знакомит с одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный характер обучения. Данный приём используется на этапе рефлексии, в частности, по сингапурской методике. Информация будет полезна учителям ОУ, педагогам дополнительного образования заинтересованным в развитии творческих способностей детей.

Цель : познакомить учителей, педагогов дополнительного образования с одним из эффективных приёмов обучения (на этапе рефлексии)
Задача : совершенствовать педагогическое мастерство через знакомство с многообразием приёмов обучения и воспитания, применением их в практике внеурочной деятельности в начальных классах «Родное слово».

Из опыта работы

Введение федеральных государственных образовательных стандартов в системе школьного образования ориентирует нас, педагогов, на достижение трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Одним из этапов современного урока является этап рефлексии , на котором организуется самооценка учениками деятельности на уроке, в завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности (соотнесение цели урока и его результатов, самооценка выполненной работы на уроке, осознание получения нового знания).
Одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный подход в обучении на этапе рефлексии, является синквейн.

В переводе с французского слово «синквейн»(от фр. cinquains, англ. Cinquain) означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн с точки зрения педагогики

А когда было замечено его позитивное влияние на развитие интеллектуальных и аналитических способностей, образной речи, синквейн начал применяться и в педагогических и образовательных целях.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы, практикуется и использование синквейна, как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины. В процессе обсуждения учитель может определить уровень усвоения учебного материала по активности участия школьников: понял, разобрался – предлагает нужные слова.
Интересно составление синквейна в групповом взаимодействии: каждая группа может представить свой синквейн на заданную тему, например, на повторительно-обобщающем уроке. Обсуждение результатов работы групп активизирует внимание на учебном материале, способствует повышению уровня мотивации.

Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Синквейн в России.

В России после положительного опыта использование синквейна в других странах, например Америке, и многочисленных отечественных педагогических публикаций указывающих на эффективность синквейна в образовании, синквейн начал применяться с 1993 года.

А на сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей младшего возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов. Поэтому синквейн прочно вошел в систему российского образования, и стал использоваться даже при работе с детьми дошкольного возраста, не говоря уже об учащихся старших школ

Алгоритм написания синквейна.

    1-я строка. Кто? Что? (обычно1 существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    2-я строка. Какой? 2 прилагательных(они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта)

    3-я строка. Что делает? 3 глагола (описывающими характерные действия объект

    5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Наши работы.

    Мама

    Любимая, добрая.

    Воспитывает, одевает, понимает.

    Мама – самый дорогой мой человек.

(Оксана А.)

1.Сказка

2.Народная, литературная.

3.Учит, воспитывает, помогает.

4.Я люблю сказки.

5.Добрая ночь.

(Оксана А.)

1.Ключ

2.Железный, золотой.

3.Окрывает, запирает, теряется.

4.Никогда не теряй клчи.

(Оксана А.)

1.Вода.

2.Вкусная, прозрачная.

3.Пить, поливать, наливать.

4.Вода – природный дар.

(Оксана А.)

1.Огурец.

2.Зеленый, хрустящий, вкусный.

3.Растет, созревает, желтеет.

4. Люблю кушать огурцы.

(Оксана А.)

1.Машина.

2.грузовая, легковая.

3.едет, стоит, перевозит.

4.стану взрослой – куплю машину.

5. Средство передвижения.

1. Пушкин.

2. великий, родной.

3.жил, писал, творил.

4. Влюблена в его сказки.

1. Осень.

2.золотая, багряная.

3. раскрашивает, радует, кормит.

4.красив ее наряд.

1.Сказка.

2.Добрая, интересная.

3.веселит, смешит, поучает.

4.сказка – ложь, да в ней намек.

1.Радуга.

2. Разноцветная, красивая.

3. Радует, удивляет, изумляет.

4. Радуга – сказочный мостик в небе.

5. чудо природы

1. Няня.

2.Добрая, ласковая.

3.Ухаживает, кормит, укладывает спать.

4.Няня есть не у всех.

5. Арина Родионовна.

1. Гусь.

2.Серый, белый.

3. Летает, бегает, шипит.

4. Гусь – важная птица.

5. Домашняя птица.

1) Гром.

2. Громкий, майский.

3. Гремит, пугает, раскатывается.

4. Гром – природное явление.

1. Малина.

2. Вкусная, спелая.

3. Растёт, цветёт, спеет.

4. Малина похожа на землянику.

5.Варенье.

1.Воробей.

2. Серый, маленький.

3) Летает, чирикает, озорует.

4) Воробей – маленький задира.

1.Новый год

2.радостный, весёлый.

3.радует,веселит, осуществляет мечты.

4.мы становимся старше.

5. Волшебство.

1. Арбуз.

2. круглый, большой.

3. растёт, созревает, разбивается.

4. Люблю арбузами полакомиться.

1.Весна.

2.холодная, чудесная.

3. оттаивает, влюбляет, побуждает.

4.самое милое время года.

1. Дождь.

2. Проливной, грибной.

3. Моросит, поливает, заливает.

4. После дождя грязь.

5.Осадки. (Настя)

Заключение.

Я считаю, что умение составлять синквейны поможет в дальнейшем обучении в среднем звене. У нас есть уже небольшой опыт. Наши работы показали, что составление синквейна:

    Обогащает словарный запас;

    Подготавливает к краткому пересказу;

    Учит формулировать идею (ключевую фразу);

    Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

    Получается у всех.

Разделы: Иностранные языки

Переход к информационному обществу сопровождается глобальными изменениями во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В большой степени эти изменения касаются системы образования, главной задачей которой является переход на обучение на основе компетентностного, деятельностного подхода. В настоящее время необходим такой выпускник, который способен максимально самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, мыслить творчески.

Чтобы добиться успешности в обучении учащихся, преподаватель должен постоянно совершенствоваться сам и совершенствовать свой урок. Современные педагогические подходы, приемы обучения учащихся позволяют повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний.

Выбор и дальнейшее применение любого обучающего приёма должно основываться на принципах гуманизации, дифференциации и индивидуализации, демократизации. Необходимо придерживаться тенденции перехода от информационных форм к активным формам и методам обучения, которые предполагают элементы проблемности, научного поиска, использование резервов самостоятельной работы обучающихся. Одним из таких приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания дидактического синквейна.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. Текст данного жанра основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн интересен как одна из форм творческой рефлексии. Сочинение синквейнов позволяет развивать умение синтезировать и анализировать полученную информацию.

Также данный приём помогает мне решать сразу множество важнейших задач:

Изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску,

Значительно активизируется словарный запас учащихся,

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

Активизируется и развивается мыслительная деятельность,

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Происхождение синквейна и его особенности.

Слово синквейн происходит от французского “пять”. В вольном переводе это слово означает (“пять вдохновений’ или “пять удач”)

Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на японские миниатюры – хокку.

Синквейн используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, как инструмент для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Особенности синквейна заключаются в том, что он является формой свободного творчества, синквейн прост в построении, а главное он полезен для развития способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и лично-ориентированной.

Правила составления синквейна

  1. Первая строка – это тема синквейна, заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (обычно этим словом является существительное или местоимение).
  2. Вторая строка состоит из двух слов, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (как правило, используются прилагательные или причастия).
  3. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка содержит слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Схема синквейна:

1 строка – тема синквейна - существительное

2 строка – описание признаков и свойств объекта – два прилагательных

3 строка – характерные действия объекта – три глагола

4 строка – фраза, выражающая личное отношение автора к объекту

5 строка – слово = резюме, характеризующее суть объекта – существительное

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат.

Алгоритм работы над синквейном, варианты синквейна.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учащихся.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого ученика и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного составления нового синквейна, (Приложение 1) возможны следующие варианты:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (использование слов и фраз, входящих в состав синквейна);

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, ученик должен на основе существующих ее определить).

чтобы составить синквейн необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.

Кроме “классического” варианта написания синквейна мною используются следующие варианты:

а) составление краткого рассказа по готовому синквейну, анализ неполного синквейна. (Приложение 2) При данном виде работы можно увидеть в полной мере не только лексический объём знаний обучающихся, но и коррекцию, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов. Предложенная “калька” в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.

б) коррекция и совершенствование готового синквейна. (Приложение 3) По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае, можно подобрать более верно фразу в четвертой строке.

Заключение.

Прием составления синквейна, на первый взгляд кажущийся простым, скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто. Но эта работа является одновременно сложной и плодотворной, как для преподавателя, так и для учащихся.

Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов учащихся – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.

Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый ученик получает на уроке положительные оценки. Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу преподавателя на уроке самыми высокими баллами.

Литература.

  1. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. - М.: ИНТУИТ. РУ, 2007. - С. 105.
  2. Написание синквейнов и работа с ними . Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетикиКГМУ).
  3. СПО: журнал: Российская академия образования, 2013 , №7.

Синквейн как приём реализации личностно-деятельного подхода в обучении

Автор : Николаева Елена Владимировна, учитель математики
Место работы : МБОУ СШ №2, г.Починок, Смоленская область
Описание : Введение ФГОС ставит педагогов перед необходимостью совершенствования урока как основного способа обучения, перехода к широкому использованию личностно-деятельностного подхода. Статья кратко знакомит с одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный характер обучения. Данный приём используется на этапе рефлексии, в частности, по сингапурской методике. Информация будет полезна учителям ОУ, воспитателям, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических ОУ, родителям, заинтересованным в развитии творческих способностей детей.
Цель : познакомить учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования с одним из эффективных приёмов обучения (на этапе рефлексии)
Задача : совершенствовать педагогическое мастерство через знакомство с многообразием приёмов обучения и воспитания, применением их в практике преподавания математики

Из опыта работы

Введение федеральных государственных образовательных стандартов в системе школьного образования ориентирует нас, педагогов, на достижение трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Системно-деятельностный подход определяется как условие их достижения.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта нового поколения. Важной составляющей системно-деятельного подхода является собственная учебная деятельность школьников, она реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития ребёнка, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Перед учителем стоит важная педагогическая задача : проектирование и организация условий, инициирующих действие ученика. В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов, одним из которых является принцип творчества, означающий ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Следует отметить, что деятельностным делает урок высокая активность обучающихся на всех его этапах, их заинтересованность в результатах обучения, ориентация на успех. Не существует никаких «обязательных для всех» приёмов обучения: их подбирает учитель, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся и классных коллективов.
Одним из этапов современного урока является этап рефлексии , на котором организуется самооценка учениками деятельности на уроке, в завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности (соотнесение цели урока и его результатов, самооценка выполненной работы на уроке, осознание получения нового знания).
Одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный подход в обучении на этапе рефлексии, является синквейн .
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа , которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное , выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза , несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например, как синквейн составлялся по теме «Проценты» (математика, 5 класс) показано в презентации.
При составлении синквейна обсуждается пройденная тема, анализируются изученные определения, выделяется главная мысль (тема синквейна). В процессе обсуждения учитель может определить уровень усвоения учебного материала по активности участия школьников: понял, разобрался – предлагает нужные слова.
Интересно составление синквейна в групповом взаимодействии: каждая группа может представить свой синквейн на заданную тему, например, на повторительно-обобщающем уроке. Обсуждение результатов работы групп активизирует внимание на учебном материале, способствует повышению уровня мотивации.
Составлять синквейн очень просто и интересно не только для школьников, но и для педагога. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает логическое и образное мышление, расширяет словарный запас, позволяет систематизировать собственные представления школьников о теме и содержании урока.
Также в презентации представлен синквейн, созданный перед днем 8 марта.
Попробуйте составлять синквейны сами и с детьми, понравится!
Спасибо!

Презентация на тему: Эффективные приёмы обучения. Синквейн

Современный человек перерабатывает огромные массивы информации. Однако зачастую нет никакой пользы от хранения отрывочных сведений.

Как научиться извлекать из информации то, что затем пригодится в профессиональной деятельности? И пригодится не только взрослому, но и ребёнку?

Ответ на эти вопросы есть! Образовательные технологии, например, такие как Технология развития критического мышления через чтение и письмо, помогают на основе анализа и синтеза информации сохранять в памяти то, без чего сложно обойтись, постигая азы разных наук.

Один из таких методов - синквейн (от французского пятистрочье ).

Синквейн - формализованное стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк.

Первая строка

Название из одного слова, обычно существительного.

Вторая строка

Два слова - прилагательные или причастия, характеризующие или описывающие заданную в первой строке тему.

Третья строка

Три слова - глаголы или глаголы с деепричастиями, рассказывающие о типичных действиях описываемого предмета.

Четвёртая строка

Словосочетание или предложение (идеально, если оно состоит из четырёх слов ), которое выражает личное мнение автора синквейна о предмете стихотворения. Возможно использование поговорок, пословиц, цитат, устойчивых выражений.

Пятая строка

Слово, подводящее итоги либо расширяющее содержание темы. Обычно это существительное, с помощью которого автор отражает собственные ассоциации и чувства. Но возможно использование и слов других частей речи: местоимений, наречий или междометий.

Упражнения в составлении синквейнов нравятся и педагогам, и учащимся. Вот 27 примеров. Их авторы - педагоги, директора и завучи школ, руководители профессиональных образовательных организаций, которые в ноябре прошлого года приняли участие во Всероссийском практическом семинаре «Образовательные технологии, рекомендованные для реализации ФГОС» .

Портфолио

Учебный, искусственный.
Отбирают, анализируют, оценивают.
Форма оценивания образовательных результатов.
Деятельность.

Исследование

Социологическое, научное.
Анализ, сбор, выборка.
Существует ложь, большая ложь и статистка.
Относительность.

Проект

Тематический, творческий.
Придумать, сделать, показать.
Проект - часть процесса образования.
Знание.

Портфолио

Форма оценивания, метод познания.
Отбирать, анализировать, учиться.
Важен процесс.
Учиться, учиться и учиться!

Тьютор

Профессиональный, грамотный.
Воспитывает, надзирает, заботится.
Выстраивает индивидуальный образовательный маршрут.
Специалист.

Доклад

Устный, научный.
Написать, выступить, находить.
Сообщение на актуальную тему.
Доклад.

Проект

Ученический, педагогический.
Делать, защитить, обучить.
Учащиеся самостоятельно выполняют и защищают.
Самостоятельность.

Траектория

Кривая, прямая.
Построить, отследить, уточнить.
Траектория шторма.
Найди свою траекторию!

Проект

Запланированный, творческий.
Сделать, оценить, презентовать.
Ограничен во времени.
Практичность.

Доклад

Устное сообщение обобщённого материала.
Сбор информации, анализ, обобщение.
Доклад - устное сообщение, проанализированной обобщённой информации.

Обучающийся

Активный, не пассивно следует,
А учится, изучает, исследует,
Став активным субъектом образования!
Радует!

Портфолио

Индивидуальное, грамотное.
Составляется, оценивается, представляется.
Необходимый элемент ФГОС.
На результат!

Компетенции

Юридические, правовые.
Действовать, выражать, позволяющие судить.
Опыт индивидуума в профессиональной деятельности.
Знание.

Проект

Учебный, социальный.
Задумал, спланировал, выполнил.
«Обучение посредством делания» Д. Дьюи
Продукт проекта.

Доклад

Устный, научный.
Подготовить, выступить, обсудить.
Подготовиться и выступить с научным сообщением.
Сообщение.

Технологии

Образовательные, интерактивные.
Изучила, осмыслила, выработала,
Чтобы учеников включить в деятельность, нужно овладеть этой деятельностью.
Результат - ФГОС.

Проект

Актуальный, реальный.
Планирует, двигает, достигает.
Мечту воплощает в жизнь.
Действие.

Отзывы-синквейны участников семинара

Схематичный синквейн

Семинар

Интересный, практический.


Спасибо!

Занятие

Эффективное, интересное.
Изучили, делали, достигли.
На интересных эффективных занятиях познали новое.
Семинар.

Семинар-практикум

Обучающий, практикоориентированный.
Пришёл, проработал, применил.
«Если хочешь сделать хорошо, сначала научись и сделай сам».
Новые знания.
Новые знакомые.

Семинар

Обучающий, эффективный.
Захотел, разъяснили, научили.
Век живи - век учись.
Поучительно.

Семинар

Интересный, практический.
Мотивирует, обучает, информирует.
Появилось много интересных идей.
Спасибо!

Курсы

Интересные, познавательные.
Научили, помогли, настроили.
Семинар удался.
Удовольствие от общения.

Семинар-практикум

Обучающий, уточняющий.
Помогают выстроить, систематизировать.
Взбудоражил мысль, вдохнул новую волну.
Спасибо!

Курсы

Полезные, доступные.
Получили, строили, исследовали.
Получили полезный материал для работы.
Оригинально!

Открытие

Активно, интересно.
Обучает, информирует, вдохновляет.
Современные технологии обучения руководителей.
Результат (max)!

Попробуйте и вы составить синквейн!

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне