В каком веке жил руаль амундсен. Руаль Амундсен — Покорение Северо-Западного прохода

Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в городе Борге в семье капитана, владельца судоверфи Вервен Йенса Амундсена.

С детства Руаль Амундсен мечтал стать полярным исследователем , зачитывался книгами об экспедиции британского полярника Джона Франклина, который в 1845 году не вернулся из экспедиции по поиску Северо‑Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами.

В 1890‑1892 годах Амундсен по настоянию матери учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне ‑ Осло).

В 1893 году, после смерти матери, он оставил учебу и поступил младшим матросом на судно "Магдалена", совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. В 1895 году Амундсен сдал экзамен на штурмана, в 1900 году получил лицензию капитана судна.

В 1897‑1899 годах Амундсен в качестве первого помощника капитана корабля "Бельжика" совершил свою первую экспедицию в Антарктику. Возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш.

Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя сковал лед около острова Петра I. Прошло 13 месяцев, прежде чем судно освободилось из ледяного плена, и вышло в открытое море. По инициативе Амундсена, который во время дрейфа фактически принял командование на себя, чтобы выжить, команда занялась ловлей пингвинов и тюленей, изготовляя из кожи животных теплую одежду и употребляя их мясо в пищу.

17 июня 1903 года Амундсен отправился на судне "Йоа" в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются).

Амундсен пересек Атлантический океан, обогнул западную часть Гренландии, вошел в море Баффина, далее - в пролив Ланкастера. Через лабиринт островов канадского побережья судно медленно двигалось к цели сквозь плавучие льдины, сильные ветры, туман и мелководье. К концу лета экспедиция нашла естественную гавань на острове Короля Вильяма вблизи Северного полюса, что позволило произвести точные научные наблюдения. В гавани, названной "Йоа", Амундсен с командой пробыл два года, построив наблюдательные пункты, оборудованные точными измерительными приборами. Результаты изучений дали большую работу многим ученым на 20 лет вперед. В это время Амундсен изучил быт эскимосов и научился управлять собачьими упряжками.

В августе 1905 года научная работа закончилась, и судно "Йоа" продолжило свой путь между Атлантическим и Тихим океанами. Через три месяца следования экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из Сан‑Франциско, - Северо‑Западный проход был впервые пройден.

Вскоре после открытия морского пути судно вмерзло в лед и осталось на третью зимовку.

Чтобы сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с американским компаньоном в октябре 1905 года отправился на собачьих упряжках в 500‑мильное путешествие через 3‑километровые горы в Игл‑Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. 5 декабря мир узнал об открытии Северо‑Западного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.

Следующей целью Амундсена было первым достичь Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Пири, он решил первым достичь Южного полюса.

9 августа 1910 года Руаль Амундсен отправился в Антарктику на "Фраме" - знаменитом корабле норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Во время подготовки экспедиции стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовится к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен решил попасть на полюс первым, тщательно скрывая свой замысел и от норвежского правительства, так как он опасался, что из‑за экономической и политической зависимости Норвегии от Великобритании его экспедиция к Южному полюсу будет запрещена. Об экспедиции Амундсена к Южному полюсу, мир узнал, когда "Фрам" достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма об этом настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.

Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.

14 декабря 1911 года Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса . Скотт дошел до полюса только 18 января 1912 года.

15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне "Мод" Северо‑Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха.

11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь‑промышленник Линкольн Элсуорт, итальянский конструктор, капитан дирижабля Умберто Нобиле и штурман Ялмар Риисер‑Ларсон с командой из 12 человек стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле "Норье" ("Норвегия").

12 мая дирижабль достиг Северного полюса, а 14 мая - Аляски, где снизился и был разобран. Перелет протяженностью 5,3 тысячи километров продолжался 71 час. Во время перелета на Северный полюс были сброшены норвежский, американский и итальянский флаги. Маршрут "Норвегии" был проложен над неизвестными ранее территориями - последние белые пятна на карте мира были заполнены.

18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета "Латам" вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле "Италия". Через три часа "Латам" потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолета.

Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.

Руаль Амундсен никогда не был женат.

В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен‑Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.

2011 год в Норвегии Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.

14 декабря 2011 года, к 100‑летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер‑министром Норвегии Йенсом Столтенбергом норвежскому путешественнику.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Амундсен (Amundsen), Руаль – норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в Борге 16 июля 1872 г., с июня 1928 г. пропал без вести. Был величайшим открывателем новейшего времени. В течение почти 30 лет Амундсен достиг всех целей, к которым стремились полярные исследователи на протяжении более 300 лет.

В 1897-99 гг. Амундсен участвовал в качестве штурмана в антарктической экспедиции А. Жерлаша на судне «Бельжика». Экспедиция исследовала Землю Грейама.

Чтобы подготовить собственную экспедицию для определения точного местоположения Северного магнитного полюса, он совершенствовал свои знания в немецкой обсерватории.

После пробного плавания в Северном Ледовитом океане Амундсен в середине июня 1903 г. отправился в путь на судне «Йоа» водоизмещением 47 т с шестью спутниками-норвежцами и прошел в направлении канадско-арктических островов через проливы Ланкастер и Пил к юго-восточному побережью острова Кинг-Вильям. Там он провел две полярные зимовки и сделал ценные геомагнитные наблюдения. В 1904 г. он обследовал Северный магнитный полюс на западном побережье полуострова Бутия-Феликс и предпринял смелые поездки на лодках и санях через покрытые льдом морские проливы между Землями Кинг-Вильям и Виктории. При этом им и его спутниками были положены на карту свыше 100 островов. 13 августа 1905 г. «Йоа» наконец продолжила свое путешествие и через проливы между островами Кинг-Вильям, Виктории и канадской материковой сушей достигла моря Бофорта, а затем после вторичной зимовки во льдах вблизи устья Макензи 31 августа 1906 г. – Берингова пролива. Таким образом, впервые удалось пройти Северо-Западным проходом на одном корабле, но не теми проливами, которые исследовали экспедиции, искавшие Франклина.

Другим великим достижением Амундсена было открытие Южного полюса, которое ему удалось совершить с первой же попытки. В 1909 г. Амундсен готовился к длительному дрейфу во льдах Полярного бассейна и исследованию района Северного полюса на судне «Фрам», принадлежащем ранее Нансену, но, узнав об открытии Северного полюса американцем Робертом Пири, изменил свой план и поставил целью достижение Южного полюса. 13 января 1911 г. он высадился с «Фрама» в Китовой бухте в восточной части Ледяного барьера Росса, откуда следующим летом 20 октября выступил в сопровождении четырех человек на санях, запряженных собаками. После успешной поездки по ледяному плато, утомительного подъема через горные ледники на высоте около 3 тыс. м (Чертов Глетчер, ледник Аксель-Хейберг) и дальнейшего успешного продвижения по льду внутреннего плато Антарктиды Амундсен 15 декабря 1911 г. первым достиг Южного полюса, на четыре недели раньше менее удачной экспедиции Р. Ф. Скотта, пробивавшуюся к полюсу западнее пути Амундсена. На обратном пути, который начался 17 декабря, Амундсен открыл горы Королевы Мод высотой до 4500 м и 25 января 1912 г. после 99-дневного отсутствия снова вернулся к месту высадки.

По возвращении из Антарктики Амундсен пытался повторить дрейф через Северный Ледовитый океан, но гораздо севернее, возможно через Северный полюс, предварительно пройдя по северо-восточному проходу – вдоль северных берегов Евразии (но следующие его северные экспедиции были задержаны первой мировой войной). Для этой экспедиции было построено новое судно «Мод». Летом 1918 г. экспедиция вышла из Норвегии, но не смогла пройти вокруг Таймырского п-ова и зазимовала у мыса Челюскин. В навигацию 1919 г. Амундсену удалось пройти на восток до о. Айон, где судно «Мод» встало на вторую зимовку. В 1920 г. экспедиция вышла в Берингов пролив. В дальнейшем экспедиция производила работы в Северном Ледовитом океане, сам же Амундсен в течение ряда лет занимался сбором средств и подготовкой полетов к Северному полюсу.

Вторая попытка была предпринята на «Мод» в 1922 г. от мыса Хоп (Аляска), однако сам Амундсен не принимал участия в плавании своего корабля. После двухлетнего ледового дрейфа «Мод» дошла только до Новосибирских островов, исходного пункта «Фрама» в 1893 г. Так как дальнейшее направление дрейфа благодаря «Фраму» уже было известно, «Мод» освободилась от льдов и возвратилась на Аляску.

Между тем Амундсен пытался проложить путь к Северному полюсу на самолете, но при первом же испытательном полете в мае 1923 г. из Уэнрайта (Аляска) его машина испортилась. 21 мая 1925 г. он вместе с пятью спутниками, в т.ч. Элсуэртом стартовал на двух самолетах от Шпицбергена. И опять он не достиг цели. На 87 0 43 / с. ш. и 10 0 20 / з. д., в 250 км от полюса, ему пришлось сделать вынужденную посадку. Здесь участники экспедиции провели свыше 3 недель, готовя аэродром для взлета; в июне им удалось на одном самолете вернуться на Шпицберген.

В следующие годы Амундсену наконец удалось вместе с Элсуэртом и Нобиле на полужестком дирижабле «Норге» («Норвегия») пересечь все полярные области от Шпицбергена до Аляски, а также совершить перелет через Северный полюс. Дирижабль 11 мая стартовал со Шпицбергена, 12 мая был на Северном полюсе, а 14 мая 1926 г. достиг Аляски, где и снизился. Однако непосредственно перед этим, 9 мая, впервые перелетел через полюс и таким образом опередил Амундсена, так же как последний когда-то опередил Скотта на Южном полюсе. В июне 1928 г.

Амундсен погиб во время попытки разыскать и оказать помощь итальянской экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия», потерпевшей катастрофу во льдах Полярного бассейна; 18 июня 1928 г. Амундсен вылетел на север из Тромсё на гидроплане «Латам» и бесследно исчез со всем экипажем. Впоследствии находка поплавка и бака показала, что самолет погиб в Баренцевом море.

В упорном, целенаправленном труде, побуждаемый большим честолюбием, не отступающий при неудачах, Амундсен оказал величайшие услуги науке. Он написал ряд работ о своих путешествиях. В рус. пер. «Собрание сочинений», т. 1–5, Л, 1936-1939; «Моя жизнь», М., 1959, и ряд других изданий.

Амундсен на южном полюсе.

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1958. – 548 с.
  2. 300 путешественников и исследователей. Биографический словарь. – Москва: Мысль, 1966. – 271 с.


02.12.2014

Норвежский полярный исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса, один из пионеров применения авиации в арктических путешествиях. Первый путешественник, который совершил морской переход по проливам Канадского архипелага и вдоль берегов Сибири, впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.

Обучался на медицинском факультете Университета Осло, но через два года оставил учебу. Интерес Амундсена к полярным исследованиям появился после его знакомства с известным норвежским полярным путешественником Эйвином Аструпом. В 1895 году Амундсен успешно сдал экзамен на штурмана и прянял участие в промысловом плавании. В 1897–1899 был матросом и первым помощником капитана на корабле «Бельжика» во время бельгийской экспедиции в Антарктику под руководством морского офицера лейтенанта Адриена де Жерлаша.

В 1901 году на купленной яхте «Йоа» Амундсен отправился в полугодовое плавание в Баренцево море для проведения океанографических работ. В следующей экспедиции в 1903 году исследователь с экипажем из семи человек впервые в истории мореплавания прошел от Гренландии до Аляски по морям и проливам Канадского Арктического архипелага, открыв проход через Северо-Западный морской путь. Во время экспедиции мореплаватель провел ценные геомагнитные наблюдения в области Канадского Арктического архипелага, нанес на карту более 100 островов.

В 1910-1912 годах возглавил экспедицию в Антарктику с целью открытия Южного полюса на корабле «Фрам». Амундсен со спутниками высадился в Китовой бухте на ледник Росса, основал базу и стал готовиться к походу на Южный полюс. Команда из пяти человек стартовала на собачьих упряжках и 17 декабря 1911 года достигла своей цели, на месяц опередив экспедицию англичанина Р. Скотта.

В 1918-1921 годах на судне "Мод" Амундсен проплыл с запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на "Фраме". С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива, в который вошел в 1920 году.

В 1923-1925 годах несколько раз пытался достичь Северного полюса и решил исследовать Арктику с воздуха. В мае 1926 года возглавил первый трансатлантический перелет через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". 17 июня 1926 году Амундсен на французском двухмоторном гидроплане "Латам-47" вылетел из Тромсё на поиски экспедиции генерала У. Нобиле. Во время перелета из Норвегии на Шпицберген Руаль Амундсен потерпел аварию и погиб в Баренцевом море.

Именем Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная станция Амундсен-Скотт. На русский язык переведены его работы "Перелет через Ледовитый океан", "На корабле "Мод", "Экспедиция вдоль северного побережья Азии", "Южный полюс" и пятитомное собрание сочинений.

Руаль Амундсен - величайший норвежский полярник, который навсегда оставил свое имя в истории.

Амундсен - (16.07. 1872 - 18. 06. 1928) – один из самых известных мореплавателей Норвегии. Амундсен Руаль Энгельбрегт Гравнинг – именитый путешественник. Так же Руаль Амундсен известен как исследователь полярных земель.

Руаль Амундсен - первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага).

Из б иографии Руаля Амундсена:

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье потомственных мореплавателей и судостроителей. Руаль появился на свет младшим, четвертым сыном в семье. Его родители имели свои планы на младшего ребенка, решив не приобщать его к семейному ремеслу.

Мальчик рос в окружении братьев и соседей, много времени проводя в играх возле родительского дома. В семье много сил отдавалось спорту – были сооружены тренажеры и турники. Зимой их заменяли лужи.

В школе Руаль учился посредственно, но уже тогда многие отмечали его упорство и упрямство.

С детства его увлечением было чтение книг о путешествиях в далекие страны. Тогда же он прочитал практически все издания о путешествиях за полярный круг, которые ему удалось раздобыть.

Когда Руалю было 14 лет, умер отец, и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Его мать с детьми переехали поближе к королевскому двору. Мать старательно прочила Руалю место в интеллектуальной элите общества, отдав после гимназии на медицинский факультет.

В 15 лет ему в руки попадает книга Д. Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, которая определяет всю его последующую жизнь. Вся юность молодого человека была посвящена серьезной подготовке к будущей экспедиции. Тайком от матери Амундсен уже в ранние годы начал готовиться к экспедициям: он закалялся, делал физические упражнения, а также играл в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног. Будущий полярник приучал себя к холодным температурам. Он знал, что медицина - не дело его жизни.

Руаль Амундсен в детстве

Руаль по настоянию матери поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль тут же бросает университет. Он писал впоследствии: «С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».

Когда Амундсен ещё только поступил на медицинский факультет в Осло, он большую часть времени посвящал изучению иностранных языков, будучи уверенным, что их знание является необходимым для путешествия. То, что открыл впоследствии Руаль Амундсен в географии, во многом обусловлено его долголетней подготовкой в течение всей юности.

Еще с юных лет он мечтал о покорении холодных земель планеты. После прочтения книги о знаменитом путешественнике он стал готовить себя к лишениям, которые могли бы встретиться на пути. С подросткового возраста Амундсен испытывал себя диетами и изматывающими физическими нагрузками. Руаль даже нанялся на промысловый корабль, чтобы отточить навыки штурмана. Однако во время одного из тренировочных походов Руалю чудом удалось избежать смерти. После того, как закончилась еда, они с братом, потеряв ориентацию, бродили по плоскогорью недалеко от дома. Брату Руаля чудом удалось найти дорогу домой.

В 1893 году будущий путешественник Руаль Амундсен знакомится с норвежским исследователем Аструпом, и уже иной судьбы, чем быть полярным исследователем, даже не рассматривает. Он буквально стал одержим идеей покорения полюсов.

В 1896 году состоялось первое путешествие Руаля. Он нанялся в экспедицию на судно «Бельгике» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша. В одной команде с ним был знаменитый путешественник Фредерик Кук, который через 10 лет сразится в борьбе за право быть первооткрывателем Северного полюса с Робертом Пири. Судну не удалось пройти сквозь льды, и состоялась незапланированная зимовка всей команды без провизии и теплой одежды. Амуницию шили из теплых одеял, а питались пингвинами и тюленями. После болезни капитана, Руаль взял командование на себя и вывел судно изо льдов.

После возвращения Руаль немедленно стал готовиться уже к собственному походу. Финансирования не хватало, поэтому подготовка была постоянно под угрозой срыва. Он изучает основы геофизики, в 1901 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjoa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) переоборудует её и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л. с.

В 1903 году длительное путешествие началось. В нём Руаль Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф. Он отправился в плавание через Северо-Западный проход. За два года случилось многое – поиск и обнаружение магнитного полюса, знакомство с эскимосами, ссора всех членов команды между собой, путешествия на собаках в лютый мороз. Все это не испугало Руаля и он решил остаться зимовать третий год.

В 1906 году путешествие закончилось в Сан Франциско, был обнаружен и преодолен Северо-Западный проход. После возвращения в Европу, Руаль выступал с лекциями и сделал доклад для Королевского географического общества Англии. Ему удалось, наконец, рассчитаться с долгами, правда, при помощи нового норвежского правительства.

Пока Амундсен готовился покорить Северный полюс, был уже покорен. Им решено было покорять Южный. Снова в условиях жесточайшего дефицита денег исследователь готовит отплытие корабля «Фрам». Его соперник, британец Скотт, так же рассчитывает первым поставить британский флаг на полюсе.

Постепенно соперничество нарастало, методы достижения полюса были разные. Руаль взял с собой сотню ездовых собак и разборный дом для зимовки. Зимовка состоялась в 1911 году и длилась 4 месяца. В это время шел запас еды, укладка ее подготовка саней.

В октябре 1911 года четверо саней и полусотня собак, ведомые 5 людьми отправились покорять полюс. Через два месяца он был достигнут ценой неимоверных усилий. 13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена.

Полюс был тщательно размечен и в палатке было оставлено сообщение для Скотта. Возвращалась команда на базу в два раза быстрее. Команда как могла, срочно отправила телеграммы о покорении полюса королю Норвегии, а также Нансену и брату Амундсена.

Руаль остался в Аргентине, чтобы описать свои похождения и систематизировать информацию. После состоялись торжественные приемы в честь путешественника в столицах Европы. Затем состоялось чествование в Америке, когда пришло извести о гибели Скотта. Эта новость еще более повысило интерес публики к Руалю, ему удалось заработать гораздо больше, чем планировалось.

На эти деньги он купил самолет, так как считал, что будущие экспедиции не обойдутся без летательных аппаратов. После начала мировой войны Руаль принялся за подготовку своей новой экспедиции, так как в боевых действиях из-за нейтралитета Норвегии не участвовал.

Экспедиция корабля «Мод» в 1918 году не была слишком удачной – команда постоянно конфликтовала, часть моряков покинули судно, закончились деньги и провиант, сам Руаль отравился угарным газом и сломал руку. После последовала попытка авиаперелета пересечение Арктики на дирижабле.

После всех испытаний в конце 20-х годов все окружающие стали отмечать неадекватность Руаля. Хотя он продолжал выступать в Японии и России, писал мемуары. Свою миссию исследователя он считал выполненной.

Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей: «У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы». Но погиб Руаль Амундсен, пытаясь спасти экспедицию итальянца Умберто Нобиле в районе Баренцева моря.

Нобиле стал генералом при Муссолини. 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.

По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился над Баренцевым морем, радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. На следующий день стало очевидно, что «Латам-47» пропал. Длительные поиски не дали результатов. В последнем полученном сообщении от Амундсена была информация, что они находятся над островом Медвежий.

Комиссией было установлено, что самолет потерпел крушение, повлекшее за собой трагическую смерть команды. Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны. Разбившийся самолет так и не нашли. Только несколько месяцев спустя были обнаружены поплавок и вмятый бензобак гидросамолета.

Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.

Краткая хронология путешествий великого мореплавателя:

1.С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах.

2.Начиная с 1903 года Амундсен совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.

3. Впервые прошёл (1903-1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.

4. На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 года на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта.

5. Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.

6. В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

7. В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

40 интересных фактов из жизни великого путешественника Руаля Амундсена:

1.Руаль Амундсен был человеком большой судьбы. Он навечно остался в памяти людей как истинный покоритель Антарктики.

2.Главные достижения Руаля Амундсена: достиг Южного Полюса первым из людей и побывал на обоих полюсах Земли.

3.Южный полюс - не единственное, что открыл Руаль Амундсен.

4.Он первым совершил проход в 1903-1906 годах от Гренландии к Аляске Северо-Западным проходом на небольшом корабле «Йоа». Это было во многом рискованное предприятие, но Амундсен немало готовился, чем и объясняется его последующий успех.

5.Амундсен никогда не был женат, но удочерил двух чукотских девочек.

6. В 1918-1920 годах на судне «Мод» он проходит вдоль северных берегов Евразии.

7.Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: «Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть».

8.Люди прозвали его Последним викингом, и он вполне оправдал это прозвище.

10.Когда Руаль решил вступить в гонку за покорение Северного полюса, у него были серьезные соперники – Нансен с единственным в то время кораблем для дрейфа во льдах, американцы Кук, Пири, Шеклтон.

11.Руалю удалось получить судно Нансена, так как тот находился в гуще внутрисемейных разборок и предпочел семью новому путешествию.

12. Руаль модернизировал судно и начал изыскивать средства на подготовку экспедиции. Ему удалось заработать лекциями в США и получить дотацию от норвежского правительства.

13.Почему Руалю Амундсену в открытии Южного полюса удалось опередить Роберта Скотта? Главную ставку Скотт сделал на использование техники – мотосаней. Амундсен же, применяя опыт норвежцев, взял с собой большую команду собак для езды в упряжках. Кроме того, команда Амундсена состояла из прекрасных лыжников, а члены экипажа Скотта не уделили должного внимания лыжной подготовке.

14.Экспедиция Роберта Скотта выдвинулась в ноябре 1911 года и достигла Южного полюса 18 января 1912 года, но на обратном пути погибла. Причиной гибели стали грубейшие просчёты в организации экспедиции, в частности, подбора снаряжения и питания.

15. В феврале 1913 г. Амундсен писал: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».

16.Несмотря на жесткость характера, Руаль был достаточно справедливым человеком, и в первую очередь он требовал от себя самого дисциплины, отчетности и полной отдачи делу. В прессе часто публиковали нелестные отзывы о нем, выставляя полярника склочным и дотошным. Но кто может судить победителя, учитывая, что именно его команда сохранилась в полном составе, без смертей?

17.Главному открытию Амундсена предшествовало много испытаний. После смерти матери Амундсен принял решение стать штурманом дальнего плавания. Однако для того чтобы успешно сдать экзамены, необходимо было проработать как минимум три года в качестве матроса на шхуне.

18.Будущий полярник отправляется к берегам Шпицбергена на промышленном судне. Затем он переходит на другой корабль и отправляется к канадскому побережью.

19.Перед тем как стать великим путешественником, Амундсен служит матросом на нескольких суднах и посещает множество стран: Испанию, Мексику, Англию и Америку.

20. В 1896 году Амундсен сдает экзамены и получает диплом, который сделал его штурманом дальнего плавания.

21. После получения диплома Антарктида, наконец, становится местом, куда отправляется.

22. В Антарктиде главная цель – остаться в живых. Экспедиция, которая предназначалась для изучения земного магнетизма, едва не стала последней для всего экипажа. Сильнейшие вьюги, обжигающий мороз и длительная голодная зимовка – все это едва не погубило команду. Они спаслись только благодаря энергии отважного путешественника, который постоянно охотился на тюленей, чтобы прокормить умирающий от голода экипаж.

23.Переход до Южного полюса длился почти два месяца. Все это время путешественники шли при сильном штормовом ветре и морозе ниже -20 градусов. По пути им пришлось подняться на 1800 метров в высоту, чтобы преодолеть горы. В горах к морозу и ветрам прибавился недостаток кислорода, еще более усложнивший и без того трудную дорогу. Но, все же, преодолев все препятствия, 14 декабря Амундсен и четверо его товарищей успешно добрались до Южного полюса.

24.Чтобы точно определить, где находится Южный полюс, Амундсену пришлось несколько дней измерять высоту солнца – нужно было найти такую точку, где высота солнца все время одна и та же. В любых других точках, кроме полюса, солнце то чуть приближается к горизонту, то чуть отдаляется из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси. А полюс находится как раз на оси вращения Земли, поэтому солнце там в течение суток остается на одной и той же высоте, двигаясь в течение дня строго параллельно горизонту - вокруг наблюдателя.

25.Наконец, убедившись, что Южный полюс найден правильно, участники экспедиции установили на нем норвежский флаг (для надежности прикрепили флаг к палатке) и отправились в обратный путь.

26.Примерно через месяц они уже были на базе, где проходила зимовка. Путь туда и обратно занял 99 дней. За это время путешественники прошли около 3000 километров.

27.Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку.

28. 13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске. Позднее он вспоминал: «По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

29. 19 октября 1911 пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии.

30.Амундсену был оказан восторженный приём по возвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самый счастливый момент в его жизни.

31.Членом экспедиции Амундсена был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 года он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса.

32.В июле 1918 года на специально построенном судне «Мод» («Maud») Амундсен отправляется в экспедицию вдоль берегов Сибири (Северный морской путь).

33.Ко всему прочему, Руаль Амундсен является признанным пионером полярной авиации. Впоследствии увлечение авиацией стоило ему жизни.

34. На деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных гидросамолёта и 21 мая 1925 года отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. Из-за технических проблем самолёты приземлились на лёд в 150 километрах от Полюса. После ремонта экспедиция смогла вернуться к Шпицбергену. К тому времени её уже считали погибшей.

35. В 1926 году он совершает первый перелет на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс.

36.Амундсен награжден медалями множества стран мира.

37.Он совершил множество открытий, в его честь были названы географические объекты. В честь знаменитого путешественника названы: море, гора, американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер.

38.Антарктика не раз демонстрировала человеку «его место», пока перед ней не появился бесстрашный норвежец – Руаль Амундсен. Он открыл, что истинное мужество и героизм могут покорять льды и суровые морозы.

39.Сейчас рядом с самой южной точкой планеты находится полярная станция Амундсен-Скотт, названная в честь двух первопроходцев Южного полюса.

40.Через 100 лет после Амундсена в Антарктиде собрались несколько сотен полярных путешественников из разных стран, чтобы отпраздновать юбилейную дату. Большинство из них добрались до полярной станции на лыжах, в точности повторив маршрут Амундсена (только некоторых отстающих пришлось спасать при помощи самолета, иначе они не успели бы на праздник). Чтобы отметить юбилей, на Южный полюс прилетел даже премьер-министр Норвегии.

Краткая хронология

  • В - учился на медицинском факультете в университете г. Христиания .
  • С по плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
  • Впервые прошёл ( -) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске .
  • На судне «Фрам» отправился в Антарктику ; высадился в Китовой бухте и 14 декабря на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта .
  • Летом экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в достигла Берингова пролива .
  • В возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска .
  • В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле , потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море .

Жизнь

Юность и первые экспедиции

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни» .

Северо-западный морской путь

Карта арктических экспедиций Амундсена

В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с. Личный состав экспедиции включал:

  1. Руал Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
  2. Годфрид Хансен , датчанин по национальности - штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции. Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.
  3. Антон Лунд - шкипер и гарпунщик.
  4. Педер Ристведт - старший машинист и метеоролог.
  5. Хельмер Хансен - второй штурман.
  6. Густав Юл Вик - второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
  7. Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив , проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку

Последние годы и гибель

Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде , под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в году писал одному из своих друзей:

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле , которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Нобиле стал генералом при Муссолини . 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.

По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море , радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден поплавок «Латама-47». Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны.

Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:

«Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть».

Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.