Средневековое СМС-сообщение. О чём писали на Руси на берестяных грамотах

Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.

В Древнем Вавилоне писали, выдавливая знаки острой палочкой на куске мягкой глины, которую затем сушили и обжигали в печи. Это было долговечно, но неудобно — глину можно было использовать только один раз.

Поэтому в разных концах земли стали искать более удобный материал для письма. И вот что придумали в Древнем Египте.

По берегам Нила в болотистых местах росло странного вида растение с длинным голым стеблем и кистью цветков наверху. Называется это растение папирус. Именно из него древние египтяне научились делать свой материал для письма.

Стебель папируса разделяли иглой на тонкие, но возможно более широкие полоски. Эти полоски приклеивали одну к другой так, чтобы получилась целая страничка. Работа велась на столах, смоченных илистой нильской водой: ил заменял в этом случае клей. Стол ставили наклонно, чтобы стекала лишняя вода.

Склеив один ряд полосок, обрезали цы и потом клали сверху другой ряд — поперек. Получалось что-то вроде ткани, в которой одни нитки идут вдоль, другие — поперек.

Сделав пачку листков, ее прессовали, положив сверху какую-нибудь тяжесть. Потом листки высушивали на Солнце и полировали клыком или раковиной. Этот материал так и назвали — папирус. Он не только является ближайшим предком бумаги, но и передал ей свое название. На многих языках бумага до сих пор называется папирусом: по-немецки - папир, по французски — папье, по-английски – «пэйпер».

Но папирус не отличался прочностью: сделанный из него лист нельзя было складывать или перегибать. Поэтому из него стали делать длинные ленты, которые наматывали на палочку с ручкой. Получались свитки, на которых переписывали книги и документы. Читали свиток таким образом: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали перед глазами текст.

Кроме папируса стали использовать стебли некоторых пальм. Из них также делали свитки и небольшие листки. На них писали в древней Индии и Тибете. Свитки складывали в специальные корзины. Любопытно, что древнейшая версия буддийских священных книг так и называется «Трипитака», что дословно означает «пять корзин».

Бумагу же изобрели в совсем другом месте — в Древнем Китае.

Около двух тысяч лет назад, когда в Европе греки и римляне еще писали на египетском папирусе, китайцы уже умели делать бумагу. Материалом для нее служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье.

Поместив материал в каменную ступку, ого растирали с водой в кашицу. Из этой кашицы и отливали бумагу. Формой служила рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шелковых нитей.

Налив в форму немного кашицы, ее трясли, чтобы волоконца переплелись и образовали войлок. Воду отжимали, и на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на Солнце. Затем бумагу выглаживали деревянными валиками, полировали и покрывали мелом — для белизны.

Из Китая секрет изготовления бумаги перешел к арабам, а от них распространился и в Европе.

Человечество не знало письма на протяжении большей части своей истории. По мере накопления опыта и знаний у человека появилась необходимость запоминать и передавать их. Делать это при непосредственном общении было просто, но многое утрачивалось из-за несовершенства человеческой памяти. Главным же препятствием стали пространство и время, преодолеть которые могло только запечатленное слово

Сейчас на нашей планете Земля в более чем двухстах государствах проживают десятки тысяч различных народов и народностей, у которых за прошедшие века и тысячелетия сформировалось великое множество языков, наречий и диалектов. Каждому из этих языков, наречий и диалектов требовалась своя система символов и знаков, которая позволяла бы записывать приобретенные знания для будущих поколений, вести учет хозяйства и т. д.

Шло время, менялись люди, переселялись с места на место; одни народы смешивались с другими народами. Вместе с этими процессами изменялись и языки, а вместе с языками изменялась и письменность; от наскальных рисунков древних людей, символов и иероглифов, до алфавитов.

В современном русском алфавите 33 буквы. Но откуда они взялись; всегда ли их столько было в алфавите; что было до букв; как и чем писали наши бабушки и дедушки; насколько трудно это было делать? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашей исследовательской работы.

Мы сами попробуем изготовить письменные принадлежности из различных материалов. Потренируемся писать углем и деревянными палочками на глиняных табличках, бересте и воске; воспользуемся чернилами, гусиными и стальными перьями, а также раскроем секрет производства китайской бумаги, сделав её в домашних условиях.

В результате нашего увлекательного путешествия во времени мы покажем, как изменялась письменность, а также проанализируем прошлое и постараемся заглянуть в будущее. Попытаемся спрогнозировать, чем и на чём будут писать наши потомки, а может и мы лет так через пятьдесят.

Интересно? Тогда давайте вместе окунемся в этот пока ещё неизведанный и неузнанный нами загадочный мир письменности. Но это только пока. Садимся в машину времени и отправляемся на поиски приключений и познания неизвестного.

ПРЕДМЕТНОЕ ПИСЬМО

Первым шагом к современному письму было использование предметов, как напоминательных. Они не передавали мысль, а только напоминали о ней. Потом за предметами стали закреплять конкретное значение:

Стрела – объявление войны;

Курительная трубка – символ войны или мира (принять её – значило принять дружбу и мир, отвергнуть – вступить на тропу войны);

Шнур, веревка – дорога.

Сейчас мы попробуем с помощью предметов рассказать немного о себе. Вот наше сообщение для Вас:

Если Вы не поняли, объясняем. В этом письме написано: «МАМА, ПАПА И МЫ (СЕСТРЁНКИ) –

НЕРАЗЛУЧНАЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. МЫ ОЧЕНЬ ЛЮБИМ ЖИВОТНЫХ

И У НАС ЕСТЬ КОШКА - ЦАРА. »

Ну, мама, папа, я, сестра и кошка – понятно. А

белый шарфик, опоясывающий нас всех, означает мир, дружбу и нашу сплоченность (мы всегда делаем всё

вместе и поддерживаем друг друга во всём).

Подобное предметное письмо встречается и сейчас – в нашей современной жизни. Вот, например, сапожник на своей вывеске подвешивает сапог, а на витринах магазинов выставляются товары, которые магазин продаёт. И каждый человек, проходя мимо, независимо от языка, на котором он говорит, понимает – что продаётся в этом магазине.

Кольцо на безымянном пальце правой руки является символом замужества.

Букеты цветов с нами тоже разговаривают:

Подсолнух говорит о тайной симпатии;

Красная роза – признаётся в любви;

Лилии – обещает искреннюю дружбу;

Тюльпан означает успех и славу, то есть кто-то желает тебе удачи;

Жёлтые нарциссы означают зависть и обман;

Фиалки - выражают надежду и скромность;

Маки - пытаются загладить ссору;

Ромашка – обещает быть тебе опорой

Даже обычный светофор на дороге – тоже разновидность предметного письма. В зависимости от горящего цвета все понимают, что нужно делать – идти, ждать или стоять.

Можно предположить, что этот вид письма очень удобен, ведь его должны понимать люди всей планеты (и русские, и немцы, и французы)! Но у такого предметного письма есть и недостатки. Вот, например, посылает мне мама такое сообщение:

Я, конечно, понимаю это, что мама приглашает меня на чашку чая. Бегу на кухню – там никого нет! Оказывается, я ошиблась – моя мамочка хотела таким письмом попросить меня, чтобы я заварила для неё чай. Вот такие недопонимания при чтении предметного письма и происходят, потому что есть возможность читать их по-разному.

Об одном таком предметном послании рассказал древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Он писал, что скифы отправили персам, с которыми воевали, необычные дары. Это были лягушка, мышь, птица и пять стрел. (Животные и птица были живые, настоящие.) Персы оказались в затруднении. Им предстояло понять символический смысл присланных даров.

Персидский царь Дарий I увидел (или хотел увидеть) в этом послании знак покорности своих врагов. Он решил, что таким образом скифы признают своё поражение: мышь и лягушка, живущие в земле и воде, символизируют земную и водную стихии, которые скифы отдают ему во владение. Птица, по мнению царя, могла быть символом быстрого бегства противника, а стрелы – отказ от сопротивления.

Совсем иначе расшифровал это живое послание один из приближённых царя: «Если вы, персы, не научитесь скакать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами». Придворный мудрец оказался прав. Скифы победили персов в этой войне.

Предметное «письмо» – это доступное средство общения для народов или племён, говорящих на разных языках. Для его создания используется простейший вид условной связи между предметом и понятием (лягушка – «прыгать», птица – «летать»). Однако всё равно прочитать, а вернее, правильно истолковать такое послание без специальных подсказок и дополнительных сведений невозможно

Необходимо иметь представление о культуре и мышлении авторов послания, учитывать конкретные события, связанные с его составлением. Не случайно персидский царь и придворный мудрец «прочитали» послание скифов противоположным образом. Вероятно, толкователю - слуге были хорошо известны храбрость и воинственность скифов, с которыми персы вступили в войну.

Ещё один вид предметного письма – запоминание чисел с помощью зарубок на деревьях и на жезлах, а также с помощью узелков на шнурах.

Интересным образцом предметного письма служит кипу древних инков. Империя инков, которая считается одной из великих мировых цивилизаций, просуществовала с 1400 года по 1532 год нашей эры. Древний народ жил в Андах, вдоль западного побережья Южной Америки.

Кипу - это толстая верёвка или палка, на которую нанизаны шнуры с узелками и сплетениями. Вес кипу достигал четырёх килограммов. У индейцев каждый цвет имел определённый смысл. Черный означал несчастье, фиолетовый – опасность или вражду, красный – войско или войну, белый – серебро или предложение мира, жёлтый – золото, зелёный – зерно. Простой узел передавал числительное 10, двойной – 100, тройной – 1000.

Располагая в различных сочетаниях цвета и узлы, индейцы передавали большое количество сообщений. Некоторые учёные считают, что на кипу могли быть записаны своды законов, хроники и даже стихи.

ЯЗЫК РИСУНКОВ (ПИКТОГРАФИЯ)

Первые рисунки человека, найденные учёными, сделаны 40-10 тысяч лет назад. Древний человек высекал на камне, вырезал на кости, наносил краской и углём на стены пещер контуры животных.

Люди каменного века, жившие около 15-20 тысяч лет назад, покрывали стены своих пещер удивительно реалистическими изображениями бизонов, мамонтов, лани, диких кабанов, горных козлов, носорогов, лошадей, оленей, людей.

Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществляемая самыми разными способами – распыление жидкой краски, нанесением её кисточкой, сочетание краски и резьбы на одном и том же изображении .

Для приготовления красок применялись различные минеральные красители. Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно из охры, чёрная и темно-бурая - из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина, различные оттенки жёлто-красного цвета - из лимонита и гематита, древесный уголь давал чернь. Вяжущим веществом в большинстве случаев была вода, реже жир.

Сейчас мы побываем в каменном веке, и постараемся научиться писать языком рисунков, как писали древние люди. Для этого нам понадобился уголь и обои (не будем же мы пачкать стены дома).

Представляем, что мы – охотники, которые вернулись домой после длительных поисков добычи. И выплёскиваем всё увиденное на стену своей пещеры. В рисунках мы расскажем где побывали, как выслеживали добычу и какие животные нам встречались.

Мы вышли на охоту рано утром. Сначала мы увидели больших, мохнатых мамонтов, угрожающих нам своими клыками. Затем с другой стороны к нам подкрались разные другие животные. Мы были окружены со всех сторон!

Но мы подбили парочку животных с ветвистыми рогами (оленей). Когда мы возвращались домой, нам озаряли путь звезды.

Вот такая получилась история. У нас лучше всего получились мамонты – большие, мохнатые и реалистичные. Создалась такая атмосфера – мы почувствовали себя настоящими древними людьми. Наносить пиктографию было не сложно, а наоборот рисовать даже легко и весело. Но если учесть то, что древние люди сначала высекали рисунок на камне, а потом закрашивали, то это очень огромный труд!

Все-таки современный способ письма удобнее, ведь люди понимают рисунки по-разному.

Интересно, а существует ли пиктография сейчас – в нашей современности? Вооружимся фотоаппаратом и отправляемся опять на охоту, но только на этот раз не на животных, а на «современные» пиктографии.

В школе, на электрощите – «Осторожно! Высокое напряжение».

Дома, на одежде – «ручная стирка», «нельзя отбеливать», «гладить при средней температуре»,

«химчистка запрещена», «нельзя выжимать и сушить в стиральной машине».

На мягкой игрушке – «подлежит вторичной переработке»

На средстве от комаров – «Знак - корзина или человек, выбрасывающий упаковку в корзину, напоминает о необходимости выбрасывать упаковку в специальные емкости, откуда мусор попадает на мусороперерабатывающий завод».

На лекарстве – «Способ применения».

Дорожный знак – «Указатель движения автомобилей».

Дорожный знак – «Пешеходный переход».

Дорожный знак – «Осторожно дети».

Вывеска на аптеке.

Вывеска парикмахерской.

В результате нашего исследования мы обнаружили, что люди пользуются пиктографией и сегодня! Самые распространенные пиктограммы – дорожные знаки, изображение товаров на вывесках магазинов и мастерских.

ИЕРОГЛИФЫ

Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. Но постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое-нибудь слово. Такие значки называются иероглифами

Слово «иероглиф» первоначально означало «священные письмена». Сейчас этим словом мы называем систему письма, которой в глубокой древности пользовались в Египте, а в наше время – в Китае и в Японии

Очень интересны и таинственны иероглифы Египта, изображающие людей и богов, животных и растения, небесные тела и домашнюю утварь и многое, многое другое.

Египет. Карнакский храм.

В Египте существовало приблизительно семьсот иероглифов. Их весьма конкретный вид (птиц, змей, человечков, различных предметов) долгое время поддерживал в европейских ученых мысль о том, что эти знаки являются символическими. Истина была открыта в 1822 году Франсуа Шампольоном.

Легенда говорит о том, что в 11 лет, впервые увидев древнеегипетские надписи в коллекции древностей, привезенных с берегов Нила, Франсуа сказал: «Я прочту это, когда вырасту!»

Вся дальнейшая жизнь Шампольона была направлена на достижение этой цели. Он овладел многими древними языками, изучал ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАПИРУСА

древнюю историю. В 1807 году семнадцатилетний юноша сделал доклад о Древнем Египте в Гренобльской академии. Еще долгих пятнадцать лет ушло на подготовку к главному Густые заросли тростника покрывали берега событию в жизни ученого. И вот – победа! Метод прочтения древнеегипетской письменностиНила.

Тростник срубали, а стебель его разрезали на тонкие пластинки одинакового размера.

Только через шесть лет после своего гениального открытия Шампольон впервые приехал в долину Нила. Толпы местных жителей сходились, чтобы посмотреть на иностранца, который может прочесть надписи на стенах древних пирамид, иностранца, который «подарил» ЕгиптуПропитанные водой пластинки плотно укладывали его историю. в ряд; ряды накладывали друг на друга.

Иероглифическое письмо, окончательно разработанное к 3200 гг. до н. э. , без особых изменений просуществовало до III в. н. э. Состоящее из очень красивых знаков, оно легко поддавалось гравировке на самых разных поверхностях: на стенах храмов, гробниц, Полученный таким образом слой пластинок стелах, статуях и других предметах. Это письмо использовали главным образом для отбивался деревянным молоточком и утончался.

религиозных и официальных текстов. Однако иероглифы плохо подходили для повседневного пользования, а потому писцы стали применять значительно упрощенные знаки – так называемое «иератическое» письмо, широко распространившееся в обиходе. Им составлялисьНаконец, поверхность разглаживалась. А после письма, счета, административные акты. Писцы исписывали черными или красными чернилами просушки получался лист светло-коричневого не только папирус, но и осколки камней, глиняные черепки (остраконы) . цвета.

Египтяне любили высекать надписи на стенах пирамид, скульптур, саркофагов. Но для бытовых целей нашли удачный материал для письма – папирус. Он изготавливался из нильского тростника. Листы склеивались в край и превращались в

Самой удобной формой книги из папируса, материала ломкого, хрупкого, был свиток. свитки, на которых можно было писать как

Писали на папирусе палочкой или кисточкой. вдоль, так и поперёк.

В наше время в Египте до сих пор есть фабрики по изготовлению папируса. На одной из них мы побывали этим летом.

Папирус на таких фабриках изготавливают сейчас исключительно для туристов.

Нам рассказали и показали там – как изготавливают папирус. Самое поразительное, это то, что тростник, замоченный в воде, очень-очень легкий.

Постепенно из иероглифов произошла слоговая азбука: в ней каждый знак – это целый слог (Древний Египет тысячи лет назад).

Ещё дальше пошли финикийцы (жители восточного берега Средиземного моря, отличные мореплаватели и удачные купцы) – они придумали буквы и стали «изобретателями алфавита». Их алфавит состоял из 22 упрощенных знаков. Каждая буква – один звук. Но они записывали только согласные Писали финикийцы справа налево, сейчас так пишут в арабских странах.

Древние греки познакомились с письмом финикийцев, но добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. Так появился первый в мире настоящий алфавит (Древняя Греция, I тыс. до н. э.) . В греческом алфавите было уже 24 буквы, обозначающих как согласные, так и гласные звуки.

Создатели славянской азбуки – братья Кирилл и Мефодий. 863 год считается годом рождения славянской азбуки. В основу создания славянской азбуки был заложен греческий алфавит.

Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями. Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.

За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским). В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

Славянская азбука

В славянскую азбуку заложено тайное послание. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин. Вот что он хотел нам сказать:

Я знаю буквы:

Письмо – это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям -

Постигайте мироздание!

Несите слово убежденно -

Знание – дар Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь! .

Более 500 лет назад на то, чтобы написать или переписать толстую книгу да ещё украсить её рисунками уходили месяцы, а то и годы. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли.

Иван Федоров напечатал первую русскую азбуку в 1574 году во Львове. В своих книгах он и другие печатники использовали буквы, внешне похожие на старые, рукописные.

Петр I провёл первую реформу русского письма. Он убрал из алфавита ряд ненужных букв, а также ввёл новое начертание (Петербург, начало XVIII века). Этим новым шрифтом, гражданской азбукой, мы пользуемся до сих пор.

За три века русский алфавит претерпел ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «э» и «й» (употреблявшиеся и ранее, но узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская» буква - «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой. Последняя крупная реформа русской письменности была проведена в 1917-1918 г. (см. Реформа русской орфографии 1918 года), в результате чего появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв.

Не исключена возможность и дальнейшего сокращения букв в нашем алфавите. Например, буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» можно писать «йе», «йо», «йу», «йа». А мягкость или твердость букв обозначать какой-нибудь черточкой. Таким образом, в алфавите останется всего 27 букв – звуков.

НА ЧЁМ ПИСАЛИ ЛЮДИ

Теперь нам ясно, как развивалась буквенная письменность. А теперь снова вернемся к тому времени, когда люди придумали иероглифы и значки. Тогда еще не возникла мысль о книгах. Люди писали на гладко выструганных дощечках, на глиняных плитках, на пальмовых листьях, на коже животных. Писали на том материале, который легче найти или изготовить.

Самый древний писчий материал - это пергамент, свежая баранья кожа. Рабам приходилось немало помучиться, чтобы пергаментная полоска получилась хорошей: ее мыли, соскабливали с кожи весь жир, обмакивали в гашеную известь, сушили на деревянной раме и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Только после такой обработки на пергаменте можно было писать.

Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет. На таком пергаменте писали золотой пылью, растертой с водой и клеем. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился.

Пергамент был дорог, и постепенно его перестали применять.

Первые глиняные дощечки-письма появились в Месопотамии. Писец брал сырую дощечку с гладкой поверхностью и палочкой выдавливал на ней текст. Потом дощечку сушили на солнце или обжигали в печи. После этого ее обмазывали слоем глины и на нем писали имя адресата. Затем шел повторный обжиг. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Сейчас мы перенесемся во времени и попробуем пописать на глиняных табличках. Для этого мы купили в магазине глину, и приготовили кисточки (будем писать заостренным концом).

Удобнее писать зубочистками! А ещё очень хорошо исправляются ошибки. Не понравилось то, что написал – намочил палец и стер.

Когда наши глиняные таблички были написаны, мы их оставили сушиться. А на следующий день запекли, как пирожки, в духовке. Вот какая красота у нас получилась.

Глиняные дощечки были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма.

В древнем Египте писали на папирусе. О его способе производства мы уже писали выше. Сырьем для него служил тростник. От нижней части тростника, находившейся в воде, отделяли тонкие, гибкие и прозрачные полосы длиной около пятидесяти сантиметров. Их укладывали рядами так, что полосы соединялись краями. Когда получался квадрат, на него накладывали еще слой полос, но уже перпендикулярно к первым. Весь лист просушивали и шлифовали при помощи раковины или куска слоновой кости. Затем его пропитывали растительным клеем и колотили по нему колотушкой, чтобы он стал тонким. После этого лист сушили на солнце. На тщательно отполированной и гладкой поверхности папируса писец рисовал иероглифы. Чернилами ему служили водяные краски.

Научиться писать и читать иероглифы было очень сложным делом. Помимо труда и времени, для этого требовались и немалые способности. Поэтому писец в Египте пользовался большим уважением и почетом. Писцы нередко занимали большие должности, были среди них министры, философы, архитекторы, ученые

При всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным, изготовлять его было нелегко. И, несмотря на это, он применялся очень долго, дольше многих других материалов, пригодных для письма.

Римляне и греки писали и на свинцовых листах, а позднее - на восковых дощечках. Восковая дощечка имела некоторые преимущества перед глиняными дощечками, папирусом, свинцовыми листами. Дощечка делалась из самшита, бука или слоновой кости и слегка выдалбливалась наподобие блюдечка. В углубление наливали растопленный воск, окрашенный в темный цвет. Воск быстро застывал, и тогда писец наносил на него знаки. Такое письмо после прочтения можно было стереть и на том же воске написать ответ

Интересно, трудно ли было писать на воске? Есть только один путь чтобы проверить – собственный опыт. Для этого мы берём деревянную дощечку и заливаем её растопленным воском (свечкой). Наливаем воск так, чтобы сверху на дощечке получился ровный слой. После того, как воск застынет, попробуем пописать

Готовая восковая табличка получилась очень похожей на плитку шоколада.

Писать на восковой дощечке не очень удобно. Когда процарапываешь воск сверху, то появляется восковая стружка и её надо постоянно убирать. Давить зубочисткой приходится сильно и не по одному разу процарапывать один и тот же элемент буквы.

Восковая дощечка страдала и очень существенным недостатком: она не могла гарантировать длительное сохранение текста. Однако прожила она довольно долго. Даже в XII веке в Париже еще работала фабрика, изготовлявшая такие дощечки.

В Древней Руси для частной переписки и личных записей широко использовался такой дешевый и доступный всем материал, как береста.

И мы тоже попробуем пописать на бересте. Сначала бересту необходимо подготовить к письму. Снимаем аккуратно верхний грубый слой бересты так, чтобы получилась гладкая поверхность, на которой можно писать. Писать будем, выдавливая буквы на поверхности заостренными палочками. Раньше эти палочки делали из кости, а мы сделаем их деревянными.

Так трудно! Через пару слов рука очень устаёт. Нужно очень сильно надавливать палочкой на бересту. Но текст на поверхности виден отчетливо.

Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых.

Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Но некоторые исторические сведения позволяют предположить, что бумага была известна в Китае и до него.

Чай Лунь делал бумагу из шелка. Очевидно, он считал его наиболее подходящим для этой цели, так как раньше шелк был основным материалом для письма. Этим и объясняется, что большая часть древних китайских литературных памятников написана на шелковых свитках.

Затем на изготовление бумаги пошло льняное и конопляное тряпье и древесная кора.

Сейчас мы совершим путешествие во времени и перенесемся в Китай, чтобы увидеть всё своими глазами. Берём старенькую простынку и режим её на маленькие кусочки (в Китае бельё разрывали, но мы попробуем укорить процесс изготовления бумаги). Мы так усердно старались, что, в конце концов, у всех появились мозоли на пальцах от ножниц. Получилась целая гора тряпочек. Даже не верится, что из этого может получиться бумага. Но мы не останавливаемся Бросаем всё в кастрюлю, заливаем водой и варим. Волокна должны разделиться, чтобы всё получилось. Только после 12 часов варки наша простыня превратилась в кашицу. После того как все наше месиво остыло, приступаем к формированию листов бумаги. Кашицу отжимаем и складываем на кафельную плитку, сверху накрываем второй плиткой, на которую устанавливаем папины гантели (получилось подобие пресса). Примерно через час снимаем пресс и верхнюю кафельную плитку, чтобы наша «китайская» бумага просохла. И на утро, когда бумажные листочки высохли, мы убрали вторую плитку кафеля. Всё прошло успешно! Но то, что получилось трудно назвать, в наше время, бумагой. Скорее всего, это картон. Получились толстые, плотные, на ощупь напоминающие картон листы (а может папины гантели не достаточно тяжелые?) с шероховатой поверхностью. Все-таки это победа, раньше и подумать не могли, что можно сделать бумагу из простынки. Мы просто фокусницы!

Сейчас самое время приступить к изучению китайского языка. Напишем несколько иероглифов на нашей «китайской» бумаге.

Просмотрели очень много различных китайских иероглифов и наконец-то выбрали «Красный лес» и «цветок». И как только можно запомнить – какой иероглиф обозначает то, или иное слово? Очень аккуратно с помощью кисточек пишем выбранные слова красной краской. Поверхность бумаги неровная, поэтому нам необходимо большое внимание, аккуратность, терпение и точность. Если хоть одну палочку изобразить повыше или пониже, правее или левее, то получится совершенно другое слово.

Вот мы и закончили наш эксперимент. На «китайской» бумаге писать иероглифы тоже очень интересно и увлекательно. Теперь мы знаем, как пишутся два китайских иероглифа: «красный лес» (вверху) и «цветок» (внизу).

А интересно – если постирать эту бумагу, то можно наверно заново на ней писать? Но этот эксперимент мы оставим на потом. Возвращаемся к истории и теории о китайском секрете производства бумаги.

Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Виновному в разглашении тайны угрожала смертная казнь. Но в мире не существует вечных секретов. Пришло время, и тайна изготовления бумаги проникла в мусульманские страны. Было это в 751 году, когда арабы разбили китайское войско и пленные китайцы рассказали победителям об этой тайне.

От арабов секрет распространился среди европейских народов. Первое бумажное производство в Европе возникло в XI веке в Испании, в городе Валенсии. Испанская бумага в XIII веке проникла во Францию и Италию. Вначале ее применяли только для нотариальных актов. И не потому, что относились к ней с недоверием, а из-за ее дороговизны.

Постепенно производство бумаги совершенствовалось. В этом особенно велика заслуга итальянцев. В XV и XVI веках бумагоделательные мастерские в городе Фабриано были самыми лучшими в Европе. Бумага стала дешевой, доступной и производилась в большом количестве. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма.

ЧЕМ ПИСАЛИ ЛЮДИ

Медленно, но неуклонно, вместе с совершенствованием материала для письма, становилось более удобным и орудие, при помощи которого наносились знаки. Вначале это были твердые гранитные палочки-резцы, ими выбивались значки на камнях, на стенах пещер. Затем появились заостренные деревянные палочки - ими писали на пергаменте, папирусе, глиняных и восковых дощечках.

В некоторых странах - в Италии, Англии, Франции, Испании - писали серебряными и свинцовыми палочками. Но когда стала распространяться бумага, возникла необходимость в другом материале, способном оставлять след на листе. В Италии начали применять палочки из черного глинистого сланца. Этот сланец назывался «караташ» - «черный камень». Отсюда и пошло название нашего карандаша.

В 1565 году в Англии были обнаружены залежи графита. Глыбы этого мягкого камня распиливали на тонкие пластинки, делали грифели. Месторождение графита считалось тогда единственным в мире, и правительство короля опасалось, как бы оно не истощилось. Графит использовали очень экономно. Добывать его разрешалось только шесть недель в году. И все-таки через два столетия залежи были почти исчерпаны. Пришлось снова возвращаться к серебряным и свинцовым палочкам.

Карандаши из чистого графита были крупными, ломкими. В 1795 году француз Конте применил очень удачную рационализацию: он смешал графитную пыль с особой липкой глиной. Карандаш получился прочным, а след от него на бумаге не потерял своей четкости. Из такой смеси стали делать тонкий стерженек и «одевать» его в деревянную рубашку. Экономия графита получилась огромной, да и сам карандаш стал прочнее, удобнее. Таким он дошел и до наших дней.

А месторождения графита открывали то в одной, то в другой стране. В России огромные его залежи были найдены в Сибири, в Саянских горах. По своим качествам наш русский графит - один из самых лучших в мире.

Начиная с XVII и особенно XVIII века, когда вместе с широким распространением бумаги стала расцветать эпистолярная литература, становится модным писать чернилами. Сами чернила были известны еще во времена императора Августа. Тогда существовали даже и красные чернила, считавшиеся в Риме священными.

Появление чернил связано с появлением пергамента - для него требовался такой состав, который въедался бы в кожу. Ученые установили самые распространенные рецепты изготовления чернил. Из наростов на больных листьях дуба и вяза делали настой и смешивали его с железным купоросом. В этих наростах - так называемых «чернильных орешках» - содержалось дубильное вещество танин. В дальнейшем танин нашли и в других растениях - в тростнике, в обыкновенной калине, в мексиканском кампешевом дереве.

У нас на Руси тоже существовало много способов приготовления чернил. В XV веке писцы делали их даже «из доброго кваса и кислых щей, на ржавом железе настоянных». В большом ходу была березовая сажа. А в селах на чернила шла бузина, истолченная в ступе

Когда для письма стали применяться чернила, то вместо всяких палочек потребовался какой-то новый инструмент. В восточных странах стали писать «каламом» - пустотелой тростинкой. Кончик у нее расщеплялся, и по нему постепенно стекали чернила. Эта тростинка по своему устройству уже напоминала наше перо. В течение нескольких сот лет калам оставлял на пергаменте, папирусе и бумаге египетские иероглифы, греческие и латинские буквы, арабскую вязь.

На смену каламу пришло заточенное определенным образом птичье перо. Перья использовали гусиные или вороньи. На бумаге писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа.

Гусиное перо применялось много веков. Им писали Коперник и Гарибальди, Шекспир и Ломоносов, Жан-Жак Руссо и Пушкин.

Пером очень сложно писать. У нас иногда получались маленькие кляксы. Намного проще писать шариковой ручкой. Когда пишешь гусиным пером нужно затаить дыхание, чтобы не получилось кляксы. Надавливать на бумагу не надо, а то получаются очень толстые линии. Перо надо даже держать под определенным углом, иначе чернила на бумагу не напишутся, а все размажется. После того, как мы попробовали писать пером и окунулись в атмосферу прошлого, нам сразу стало понятно, как сложно было тогда писать.

Первое стальное перо появилось около 1820 года в Германии. Оттуда оно пришло во Францию, Россию и другие страны. Стоило оно дорого, и стоимость эта еще больше повышалась от того, что палочку со стальным, золотым или яхонтовым пером нередко украшали алмазами, рубинами, бриллиантами и другими драгоценностями. Эта роскошь была доступна только аристократам, богачам, и поэтому дешевое гусиное перо долгое время соперничало с пером металлическим.

Попробуем пописать ручкой с металлическим пером. Я (Ангелина) напишу фразы, которые читаются слева направо и наоборот одинаково (их оказывается так много!). А я (Настя) напишу стихотворение собственного сочинения.

Перьевой ручкой писать немного легче, чем гусиным пером. Перо могло сломаться, когда на него нажимаешь, а перьевая ручка не ломается, потому что у неё железный наконечник. Но иногда кляксы всё же получались. У нас были очень хорошие впечатления, иногда возникало такое ощущение, как будто мы и правда живём в те времена, когда писали пером, что было намного сложнее, чем в современное время.

Только после того, как мы сами попробовали пописать пером и чернилами, отчетливо стало понятно,насколько трудно было написать целую книгу! Например, ты уже написал половину книги и сделал кляксу, приходится всё переписывать – всё, что ты писал, от начала до конца. А если опять нечаянно получится клякса, или напишешь не ту букву, или сделаешь ошибку – опять всё заново переписывать. Это очень трудно – написать целую книгу без единой ошибочки и кляксы. Мы поняли, как тогда всё было сложно и каким большим уважением, восхищением, терпением, усидчивостью, знаниями обладали писцы. У нас остались в памяти эти запоминающиеся моменты и мы как будто прокатились на машине времени.

В конце прошлого столетия металлические перья стали изготовлять штамповочными фабричными машинами. В то время они и одержали окончательную победу над гусиными перьями.

Все стальные перья приходилось окунать в чернила, в их конструкцию было внесено множество усовершенствований, чтобы можно было дольше писать, окунув перо один раз. Некоторые перья изготовлялись с углублениями в форме ложки и желобками, в которых оставалось немного чернил, когда перо окунали в чернильницу. Когда чернила на пере кончались, из углубления поступало по желобкам на кончик еще немного. Другим способом было изготовление пера с "крыльями", обращенными вниз, чтобы под ними оставались чернила. Некоторые перья делали как бы двойными; идея заключалась в том, что между верхним и нижних перьями должно оставаться определенное количество чернил.

Все эти попытки лишний раз подчеркивали давно назревшую потребность в пере, которое имело бы свой собственный запас чернил. Эта потребность была удовлетворена в 1883 г. , когда Льюис Эдсон Уотерман, житель Нью-Йорка, изготовил первую пригодную для использования перьевую авторучку.

В 1940-е годы братья Ласло и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. В 1943 году были изготовлены первые коммерческие образцы. Во время второй мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях

В 60-е годы в Японии были изобретены фетровые наконечники для пишущих инструментов. Ручки с фетровыми наконечниками получили название "фломастер" ("flowmaster" от англ. flow - стекать). Наибольшее распространение фетровые наконечники получили в известных всем флуоресцентных маркерах.

В 80. 90-х годах появились роллеры. По сути, это более "тонкая" и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик и менее густые чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и подошло к концу наше неповторимое и увлекательное путешествие в загадочный мир письменности.

В результате нашей исследовательской работы мы обнаружили, что и в нашем современном мире широко используются методы передачи информации, применявшиеся до изобретения алфавита. Так предметное письмо и язык рисунков пользуются в настоящее время большой популярностью при оформлении витрин и вывесок магазинов.

Кроме того, наше «перемещение во времени» показало, что писать можно чем угодно и на чём угодно. Вопрос только в том – на чём и чем писать удобнее?

Больше всего нам понравилось писать на обыкновенной бумаге стальным пером и шариковой ручкой, хотя шариковой ручкой писать легче.

Человечество прошло не малый путь для того, чтобы создать такой материал для письма, как бумага. Стены пещер первобытных людей, глиняные таблички, восковые дощечки, береста – ничто не может конкурировать с бумагой, которая обладает легкостью и эластичностью, она не хрупка, благодаря чему ее можно легко сворачивать. Благодаря таким свойствам из бумаги можно мастерить различные поделки – например, оригами.

Со временем, с появлением новых технологий и письменных принадлежностей писать и передавать информацию станет еще легче. Уже сейчас изобрели такие ручки, которыми можно писать, не сжимая их пальцами. Это достигнуто при помощи специальной формы ручки, которую изобрели японцы. А кто сейчас не знаком с глобальной компьютерной сетью Интернет?

С помощью компьютера сейчас пишутся и отправляются по электронной почте письма и короткие сообщения. С помощью специальных компьютерных программ рисуют целые картины, проектируют дома и садовые участки, и многое, многое другое.

Может быть, пройдёт ещё немного времени и человек сможет посылать мысли другому человеку, как файлы или графические образы? Ведь научно доказано, что человек использует только 10 процентов от всего объема ресурсов головного мозга. Кто знает, может именно нам предстоит осваивать новые технологии письма, передачи и хранения информации?! Поживём – увидим!!!

Вплоть до 1951 года существовало устойчивое мнение, что на Руси получали образование только избранные социальные слои. Этот миф развеяла находка археологов, которая произошла 26 июля 1951 года в Новгороде. Специалисты обнаружили берестяную грамоту, сохранившуюся с XIV века, а точнее свиток берёзовой коры, который легко можно было принять за рыболовный поплавок, с нацарапанными на нём словами.

Древняя записка, в которой перечислялись сёла, платившие повинность какому-то Роме, первая развеяла мнение о поголовной неграмотности населения Руси. Вскоре в Новгороде и других городах археологи стали находить всё новые и новые записи, подтверждающие, что и купцы, и ремесленники, и крестьяне умели писать. АиФ.ru рассказывает, о чём думали и писали наши предки.

Первая берестяная грамота. Она сильно фрагментирована, однако состоит из длинных и совершенно стандартных фраз: «С такого-то села позёма и дару шло столько-то», поэтому легко восстанавливается. Фото: РИА Новости

От Гаврилы к Кондрату

В отличие от большинства традиционных памятников XI-XV веков, берестяные грамоты люди писали простым языком, ведь адресатом послания чаще всего были члены их собственной семьи, соседи или же деловые партнёры. К записи на берёзовой коре прибегали в случае сиюминутной необходимости, поэтому чаще всего на бересте встречаются хозяйственные распоряжения и бытовые просьбы. Например, грамота XIVвека известная под № 43 содержит самую обыкновенную просьбу прислать слугу и с ним рубаху:

«От Бориса к Настасье. Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубашку — рубашку забыл».

Иногда в найденных археологами памятниках можно встретить жалобы и угрозы. Например, берестяная грамота XII века известная под № 155 оказалась запиской, автор которой требует возместить ему нанесённый ущерб в размере 12 гривен:

«От Полчка (или: Полочка) к... [После того, как ты (?)] взял девку у Домаслава, с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. Если же не пришлешь, то я встану (подразумевается: с тобой на суд) перед князем и епископом; тогда к большему убытку готовься».

Берестяная грамота №155. Источник: Public Domain

С помощью берестяных грамот мы можем узнать больше о повседневной жизни наших предков. Например, грамота № 109 XII века посвящена инциденту с покупкой краденой рабыни дружинником:

«Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего».

Иногда найденные археологами записки содержат предельно краткий и простой текст, похожий на современное СМС-сообщение (№ 1073): «От Гаврилы к Кондрату. Пойди сюда », - а иногда похожи на объявления. Например, грамота № 876 содержит предупреждение о том, что в ближайшие дни на площади будут проходить ремонтные работы.

Грамота №109. Фото: Commons.wikimedia.org

Дела любовные

«От Микиты к Анне. Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев».

Самое удивительное в этой записке то, что Микита напрямую обращается к самой невесте, а не к её родителям, как было положено. Приходится только гадать о причинах такого поступка. Ещё один любопытный текст сохранился с XII века, в нём расстроенная дама отчитывает своего избранника (№ 752):

«[Я посылала (?)] к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю (или: в это воскресенье) ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался …? Если даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит [тебя] Бог и моя худость (то есть я)».

Оказывается в Древней Руси отношения супругов в чём-то походили на современные семьи. Так, например, в грамоте №931 жена Семёна просит приостановить некий конфликт до её возвращения. Приедет - разберётся сама:

«Наказ Семену от жены. Утихомирил бы ты [всех] попросту и ждал бы меня. А я тебе челом бью».

Археологами были найдены и отрывки любовного заговора, возможно, входящего в черновик любовного письма (№ 521): «Так пусть разгорится сердце твое и тело твое и душа твоя [страстью] ко мне и к телу моему и к лицу моему». И даже записка сестры к брату, в которой она сообщает о том, что её муж привёл домой любовницу, и они, напившись, бьют её до полусмерти. В этой же записке сестра просит брата поскорее приехать и заступиться за неё.

Берестяная грамота №497 (вторая половина XIV века). Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и сестру Улиту в гости в Новгород.

Общепринятой датой возникновения письменности у славян считается 863 год, но некоторые исследователи утверждают, что писать на Руси умели и раньше.

Закрытая тема

Тема дохристианской письменности в Древней Руси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. Только в последние десятилетия появился ряд работ, посвященных этой проблеме.

К примеру, в фундаментальной монографии «История письма» Н. А. Павленко предлагает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причем, приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.

Миф или реальность

Историк Лев Прозоров уверен, что доказательств существования письменности до появления на Руси кириллицы более чем достаточно. Он утверждает, что наши далекие предки не только могли писать отдельные слова, но и составлять юридические документы.

В качестве примера Прозоров обращает внимание на заключение Вещим Олегом договора с Византией. В документе речь идет о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании». Правда, на каком языке писались подобные завещания не уточнятся.

В «Житиях Мефодия и Кирилла», составленных в Средние века, пишется о том, как Кирилл посетил Херсонес и увидел там Священные книги, написанные «роусьскыми письменами». Впрочем, многие исследователи склонны критически относиться к данному источнику. Например, Виктор Истрин считает, что под словом «роуськие» следует понимать «соурськие», – то есть сирийские письмена.

Однако есть другие свидетельства, подтверждающие, что у язычников-славян все-таки была письменность. Об этом можно прочитать в хрониках западных авторов – Гельмольда из Босау, Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, которые при описании святынь балтийских и полабских славян упоминают о надписях на основаниях изваяния Богов.

Арабский хронист Ибн-Фодлан писал, что своими глазами видел погребение руса и то, как на его могиле была установлена памятная метка – деревянный столб, на котором было вырезано имя самого покойного и имя царя руссов.

Археология

Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода. На месте старого городища были обнаружены писала – стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, при том, что христианство в Новгород проникло только в конце X века.

Такие же писала были найдены в Гнёздово при раскопках древнего Смоленска, более того, там есть археологические доказательства использования стрежней для писания. В кургане середины X века археологи раскопали фрагмент амфоры, где прочли сделанную кириллицей надпись: «Гороух пса».

Этнографы считают, что «Гороух» это обережное имя, которое давалось нашими предками, чтобы «горе не привязывалось».

Также среди археологических находок древнеславянских поселений фигурируют останки мечей, на клинках которых кузнецы гравировали свое имя. К примеру, на одном из мечей, найденном возле станицы Фощеватой можно прочесть имя «Людота».

«Чертами и резами»

Если появление образцов кириллического письма в дохристианское время еще может быть оспорено, в частности, объяснено неверной датировкой находки, то письмена «чертами и резами» это признак более древней культуры. Об этом способе письма, все еще популярном у славян даже после принятия крещения в своем трактате «О письменах» (начало X века) упоминает болгарский монах Черноризец Храбр.

Под «чертами и резами», по мнению ученых, скорее всего имелась ввиду разновидность пиктографическо-тамгового и счетного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития.

Попытки расшифровать надписи, выполненные по типу «черт и резов» предпринял российский дешифровщик-любитель Геннадий Гриневич. Всего он рассмотрел около 150 надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян (IV-X вв. н.э.) При тщательном изучении надписей исследователь выявил 74 основных знака, которые, по его мнению, составили основу слогового древнеславянского письма.

Также Гриневич предположил, что некоторые образцы праславянского слогового письма были выполнены с помощью рисуночных знаков – пиктограмм. К примеру, изображение лошади, собаки или копья означают, что нужно использовать первые слоги данных слов – «ло», «со» и «ко».
С появлением кириллицы слоговое письмо, по мнению исследователя, не исчезло, а стало использоваться как тайнопись. Так, на чугунной ограде Слободского дворца в Москве (ныне здание МГТУ им. Баумана) Гриневич прочитал, как «хасид Доменико Жилярди имеет в своей власти повара Николая I».

«Славянские руны»

У ряда исследователей существует мнение, что древнеславянская письменность это аналог скандинавского рунического письма, что якобы подтверждает так называемое «Киевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева. Текст документа написан на иврите, а подпись сделана руническими символами, которые до сих пор не смогли прочесть.
О существовании рунического письма у славян пишет немецкий историк Конрад Шурцфлейш. В его диссертации 1670 года речь идет о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство историк приводил образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII-XVI веков.

Письменность как свидетель миграции

Упомянутый выше Гриневич считает, что с помощью древнеславянского слогового алфавита можно читать также критские надписи XX-XIII вв. до н.э., этрусские надписи VIII-II вв. до н.э., германские руны и древние надписи Сибири и Монголии.
В частности, по словам Гриневича, он сумел прочесть текст знаменитого «Фестского Диска» (о. Крит, XVII в. до н.э.), в котором повествуется о славянах, нашедших новую родину на Крите. Однако смелые выводы исследователя вызывают серьезное возражение со стороны академических кругов.

Гриневич в своих изысканиях не одинок. Еще в первой половине XIX века русский историк Е. И. Классен писал, что «славяноруссы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности».

Итальянский филолог Себастьяно Чьямпи на практике показал, что между древней славянской и европейской культурами существовала определенная связь.

Для расшифровки этрусского языка ученый решил попробовать опираться не на греческий и латынь, а на один из славянских языков, которым хорошо владел – польский. Каково было удивление итальянского исследователя, когда переводу стали поддаваться некоторые этрусские тексты.

Лариса Фёдорова

Из истории допечатной книги

Статья третья

8. Книги на пергаменте.

Пергамент - это недублёная кожа, выделанная из шкур молодняка крупного и мелкого рогатого скота (телят, ягнят, козлят), реже - из свиных шкур. В Риме этот материал часто назывался мембрана , а изготовители — мембранариями .

По свидетельству греческого историка V в. до н. э. Ктесия, кожа уже в то время употреблялась в качестве материала для письма у персов. Оттуда она под именем дифтера перешла в Грецию, где для письма употреблялись обработанные овечьи и козьи шкуры.

Название произошло от именования столицы Пергамского царства Пергам. Город основали в XII в. до н.э., столицей он являлся в III - II вв. до н.э.

Реконструкция древнего Пергама

Это был один из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров того времени. Из памятников культуры следует отметить библиотеку, немногим уступавшую только Александрийской. Пергамская библиотека была основана во II веке до нашей эры царем Эвменом II (197 - 158 гг. до н.э.). Археологи нашли место, где располагалась библиотека,— это было круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал. Здание библиотеки было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели.

С изобретением одного из самых распространённых материалов для письма, каковым оказался пергамент (можно встретить и другое название: в работах по истории и источниковедению обычно пергамен - от лат. pergamen ), связана история, рассказанная Плинием. По его свидетельству, царь Эвмен II решил создать в Пергаме библиотеку, которая была бы не хуже знаменитой Александрийской. Египетский царь Птолемей V специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус, который до этого момента был самым распространенным материалом для письма на всем Средиземноморье. Тогда в Пергаме в результате поисков замены папирусу и изобрели пергамент (в дальнейшем называемый «Пергамская харта»).

Правдоподобность этого рассказа учёные подвергают сомнению. Скорее всего, пергамские мастера владели особыми секретами, благодаря которым им удавалось изготовлять писчий материал, превосходивший по своим свойствам папирус.

Производство пергамента было очень трудоёмким процессом. Сырую шкуру вначале вымачивали в воде, чтобы она размякла, и удаляли наиболее грубый и жесткий волос. Потом вновь вымачивали, добавив известь или золу. Делалось это для того, чтобы от шкуры легче отставали остатки мяса и шерсти. Через несколько (от 3-х до 10) дней после такой обработки и промывания водой шкуры натягивались на рамы, и мастер, пользуясь специальным скребком в виде полумесяца, убирал оставшуюся шерсть с одной стороны и остатки мяса — с другой.

Сушили шкуры при постепенном растягивании, а затем шлифовали и выглаживали пемзой.

При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету. Для отбеливания пергамента в него также втирали муку, белки или молоко.

Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился. Самый тонкий пергамен изготовлялся из кожи еще не родившихся ягнят.

В пергаменте различают две стороны — белую и гладкую (бывшая внутренняя сторона шкуры) - и более грубую, имеющую желтоватый цвет (бывшая наружная, покрытая волосами сторона шкуры). Однако далеко не во всех сохранившихся образцах можно заметить различия сторон.

В эпоху раннего средневековья изготовлением пергамента занимались почти исключительно монахи: книги переписывались в монастырях, и в них же производился необходимый писчий материал.

Пергамент был значительно дороже папируса. Чтобы изготовить из него большую книгу, требовалось зарезать целое стадо животных, а одна книга могла стоить столько же, сколько стоило целое поместье. Так, например, для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных.

Преимущества пергамента были неоспоримы: он более гибкий, не ломался на сгибах, значительно более долговечен, прочен, свитки из него от частого перематывания или изменения условий хранения не разрушались; писать можно было на обеих сторонах, не опасаясь «проявления» чернил на обратной стороне.

Всё это содействовало созданию и распространению книг в более удобной форме, чем свиток, - кодексов (кодекс - книга, составленная из отдельных листов, скрепленных вместе; ). Любопытна история этого слова. В переводе с латыни оно обозначает ствол дерева, бревно, чурбан . Греки и римляне нередко использовали для записей деревянные дощечки с воском (см. Книги на восковых дощечках ). Пергамент легко складывался: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4—6 листов. В сложенном виде он напоминал именно такую дощечку, что и послужило основанием для названия. Обложки книг (тоже пергаментные) часто натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми. Кодексы можно было перелистывать, каким-то образом отмечать места, к которым нужно возвратиться, - для цитирования, например, что было важным в юридической и церковной практике. Кодекс из пергамента имел также и то преимущество, что деление сочинения на части («книги») не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одной книге, занимавшей гораздо меньше места, чем несколько свитков. Таким образом, кодекс был гораздо более удобным в пользовании. Эта форма книг существует до настоящего времени.

Пергамент хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства. Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет и писали на нём золотой или серебряной пылью, растертой с водой и клеем. Примером такой книги может служить «Серебряный кодекс» - перевод Библии на готский язык, датируется VI в. Написан на пурпурном пергаменте серебром. Хранится в Швеции. Содержит текст Четвероевангелия.

Страница из «Серебряного кодекса»

Переход к форме кодекса значительно облегчил переписывание книг: с листом пергамента работать было гораздо проще, чем со свитками.

В средние века копирование каждого кодекса осуществлялось отдельным переписчиком. Дорогостоящий материал и индивидуальное каллиграфическое переписывание делало саму книгу дорогой и редкой. Переписка книг считалась очень важным, «богоугодным» делом, и монахи-копиисты освобождались от всех других работ в монастыре.

Пергаментный манускрипт VII в. н.э.

Дороговизна удобнейшего в то время для письма материала вызывала его постоянную нехватку, и в Средние века монахи-переписчики нередко смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется палимпсестом .

В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Так, большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, но сохранились и пергаментные версии.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.

9. Книги на восковых дощечках

Дощечки, в которых сделаны углубления, куда заливался воск, (церы ) использовались греками и римлянами для записей, которые не были предназначены для длительного хранения. На них писали черновики, записки, счета, расписки и даже письма. Привозимый из далёкого Египта папирус стоил дорого. Он шел только на книги.

Для письма служила металлическая или костяная палочка — стиль (лат. stilos ), с одного конца острая, а с другого закругленная. Острым концом выцарапывали запись по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно. Отсюда пошло выражение: у него хороший стиль, то есть он хорошо пишет . И это несмотря на то, что палочки для письма давно вышли из употребления.

Таблички были выгодны не только из-за своей «дешевизны», но и потому, что могли служить очень долго. Написав письмо на восковой табличке, грек или римлянин обыкновенно получал ее обратно — с ответом. Можно было бесчисленное множество раз сглаживать тупым концом стиля написанное и писать снова.

Школьника тех времен надо представить себе сидящим, положив ногу на ногу. На колене двухстворчатая восковая дощечка. Левой рукой он придерживает ее, правой пишет под диктовку учителя. Ни один школьник не обходился без восковой таблички, привешенной к поясу. Множество таких табличек нашли у церкви святого Якова в городе Любеке (Германия). Кстати, здесь же нашли большое количество стилей, ножичков для подчистки пергамента и палочек, которые употреблялись для битья школьников по пальцам.

Восковые дощечки употребляли не только школьники: монахи отмечали в них порядок церковных служб, поэты писали на них стихи, купцы — счета, придворные щеголи — записочки к дамам или вызовы на дуэль. У одних это были неказистые буковые дощечки, обтянутые снаружи для прочности кожей и покрытые внутри грязным воском, смешанным с салом. У других это были изящные таблички из красного дерева. В Париже в XIII веке был даже особый цех мастеров, делавших таблички.

Портрет девушки со стилем и церами (предположительно юной Сапфо)

Но известны и восковые книги, вернее книжечки. По некоторым свидетельствам, они использовались даже в середине XVIII в.

Книжечка состояла из нескольких дощечек с выструганной серединой, в которую заливался растопленный воск желтого или чёрного цвета. В двух углах просверлены дырочки; в них продеты шнурки для скрепления дощечек. Конечно же, первая и последняя дощечки с наружной стороны воском не покрывались.

Безусловно, время не пощадило книги на воске - мы имеем лишь то, что найдено учёными-археологами, например, в Помпее, где книги оказались внезапно засыпанными пеплом.

В 2000-ом году подобная находка была обнаружена и в России при проведении раскопок в Новгороде. Это были три дощечки размером 19 х 15 см, изготовленные из липы, толщиной в один сантиметр, скрепленные между собой. Две внешние церы- своеобразные обложки с изображением креста; на внутренней стороне - текст на воске. Между ними - дощечка с двусторонним текстом. Это была «Новгородская Псалтырь», созданная в конце X - начале XI в.

«Новгородская псалтырь»

Конечно, она сохранилась плохо: лучше сохранилась первая дощечка деревянного кодекса, а на других большие куски текста обвалились и дошли до нас в виде осыпи восковых кусочков с отдельными буквами или группами букв. При реставрации пришлось воск перенести на другую основу, потому что под снятым воском на дощечках обнаружили едва различимые процарапанные тексты, которые требовалось сохранить для дальнейшего изучения. Других свидетельств обнаружения в России книг на воске нет.

10. Книги на бересте.

Общеизвестен факт, что на Руси в качестве материала для письма широко использовалась берёста - наружная часть коры березы из которой делались пластины. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Для написания букв использовался костяной стерженек - писало. В ушко стерженька продергивалась тесемка, чтобы подвешивать к поясу. В старину люди посылали друг другу берестяные письма - грамоты: письмо заказчика, письмо жены к мужу, т.е. будничные записи: «Поклон от Петра к Марье…» и т.п.

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. В настоящее время их найдено более тысячи.

Но существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. Так, в обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях (пергаменте - Л.Ф.) писаху, но на берестех» - писал Иосиф Волоцкий.

Из берёсты создавали и книги-свитки, и книги-кодексы. Берестяные книги наибольшее распространение получили у народов Северной Индии. Но они, датированные IX веком н. э., немногочисленны.

Интересен следующий факт. В Институт истории новосибирского Академгородка был передан необычный манускрипт под названием «Стихосложения». Рукопись исполнена на шелковистой бересте тончайшей выделки. Подарок сродни сенсационным находкам при раскопках в Новгороде, однако сибирская берестяная книга создана не в древние времена, а в наши дни в одном из старообрядческих селений на Нижнем Енисее. Оказывается, и теперь еще пишут на бересте, а традицию использования ее для письма принесли в Сибирь первопроходцы.

Как смогли убедиться читатели, в цикле «Из истории допечатной книги» представлены наиболее интересные, на наш взгляд, сведения о материалах, на которых писались книги. Хочется надеяться, что эти сведения окажут помощь учителю в разработке дидактических материалов для использования на уроках, а также во внеклассной работе.