Зотова, Татьяна Владимировна - Азбука природолюбия. Чтение рассказа владимира зотова белка Скачать рассказы о животных в зотова

«Лесная азбука» 2

Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".

"Лягушка. Кукушка. Дятел. Оляпка. Пчела"

«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.

Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.

«Лесная азбука» 1

Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".

1.Белка. Волк. Заяц-беляк. Ёж

«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.

Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №4

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Апрелевской сош №4

Е.В. Медведева

«______»_________________ 20_____г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Знакомые незнакомцы» для 1 класса

Программу составила учитель начальных классов О.В. Лоскутова

2014-2015 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на чальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер шенствования всей системы воспитательной работы с младши ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рас считанной на весь период обучения, программы дополнительно го образования с экологической направленностью для младших школьников.

    Цель и задачи курса

Цель: формирование и развитие экологически сообразно го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

    Особенности программы .

Программа имеет эколого-био логическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возраст ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Бо рейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут вержденным Министерством образования в 1998 г., соответст вует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемст венности экологического образования дошкольников (програм ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает ся на теоретический, практический и личностный опыт уча щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Основные принципы содержания программы:

    принцип единства сознания и деятельности;

    принцип наглядности;

    принцип личностной ориентации;

    принцип системности и целостности;

    принцип экологического гуманизма;

    принцип краеведческий;

    принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержатель ные линии:

    Земля - единая экосистема.

    Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

    Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно сти предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса явля ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз дание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, со ставление памяток. Предполагаются различные формы привле чения семьи к совместной экологической деятельности: семей ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы полнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообраз ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

    Место внеурочной деятельности в учебном плане

Программа рассчитана в 1 классе на 33 часа.

    Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

Интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

Осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

Наиболее типичных представителей животного мира России;

Какую пользу приносят представители животного мира;

Некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

Планета Земля - наш большой дом;

Солнце - источник жизни на Земле;

Неживое и живое в природе;

Основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

Влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

Самоценность любого организма;

Значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

Значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

Многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

Основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

Организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон ние связи человека с окружающей природной средой;

Условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело века и природы;

Различия съедобных и несъедобных грибов;

Позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

Способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

Узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

Ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними жи вотными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной сре ды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

Улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окру жающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенно му плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Календарно-тематическое планирование

01-05. 09.

2014

1.Ведение (1 час)

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Л ичностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познаватель-

ные мотивы,

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Поиск и выделение необходимой информации.

2. Дикие животные (19 часов)

08-12.09.

2014

Заяц - «Длинное ухо»

15-19.09.

2014

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

22-26.09.

2014

Серый хищник - волк

29.09-03.10.

2014

Хозяин леса - медведь

06-10.10

2014

Любознательный зверёк - белка

13-17.10

2014

Куница - охотник на белок

20-24.10

2014

Лесной красавец - лось

27-31.10.

2014

Сердитый недотрога - ёж

10-14.11.

2014

Подземный житель - крот

17-21.11

2014

Всеядное животное - бар сук

24-28.11

2014

Бобр-строитель

01-05.12.

2014

Запасливый бурундук

08-12.12.

2014

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

15-19.12.

2014

Мышка-норушка

22-26.12.

2014

Рысь - родственник кошки

12-16.01.

2015

Соболь - «дорогой» зверёк

26-30.01.

2015

Тигр - самая большая кош ка на Земле

02-06.02.

2015

Косуля - самый маленький европейский олень

16-20.02.

2015

Обобщающие занятие о диких животных

«Знай животных своего края»

3. Пернатые жители (14 часов)

23-27.02

2015

Воробей - самая распро странённая птица на Земле

02-06.03.

2015

Ворона - «интеллектуаль ная» птица

09-13.03.

2015

Ворон - красивая, умная птица

16-20.03.

2015

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

30.03-03.04.

2015

«Лесной доктор» - дятел

06-10.04.

2015

Соловей - «великий маэст ро»

13-17.04.

2015

Галка - городская птица

20-24.04.

2015

Загадочная птица - кукуш ка

27-30.04.

2015

«Пернатая кошка» - сова

04-08.05.

2015

Любимая птица - снегирь

11-15.05.

2015

«Сестрицы-синицы» - са мые полезные птички Рос сии

18-22.05.

2015

Наш добрый сосед - скво рец

25-29.05.

2015

«Золотая птица» - иволга.

Содержание курса.

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4.Серый хищник – волк (1час)

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда.Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное - барсук (1час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где?, Когда?.

Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кош ка на Земле (1час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21. Воробей - самая распро странённая птица на Земле (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме ты. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, пого ворки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэст ро» (1час)

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (1час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кросс ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукуш ка (1час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок, Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок . Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - са мые полезные птички Рос сии (1час)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 32. Наш добрый сосед - скво рец. (1час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 33. «Золотая птица» - иволга. (1час)

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».

Оборудование и кадровое обеспечение программы

Классная доска с набором приспособлением для крепления картинок.

Настенная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Струйный принтер, МФУ.

Аудиосистема.

Документ камера.

Учебно-лабораторное оборудование.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с двумя тумбами.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Тумба для хранения таблиц.

Литература

Большой атлас природы России: иллюстрированная эн циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

Б рем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра - Terra , 1992.

Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природовед ческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.

Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.

Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.

Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.

Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.

Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.

Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко ле и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.

Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их при менения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.

Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.

Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва: Просвещение, 2001.

Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва.: Просвещение, 1998.

Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва., 2000.

Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами пове дения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.

Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.

Чернявский А.В., Ковальчук Д. А . Универсальный энциклопедический справочник./ Харьков, Белгород – 2010 .

Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.

Вагнер Б.Б. /Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.

Сэм Тэплин . / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.

Бен Денн . / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.

Лори Уиддон, Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.

Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г . / Новый атлас животных. / Москва 2007.

Пол Даузвелл . /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2008.

Роберт Коуп . / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Н.М.Антонова

«_____»_______________2014г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей начальных классов

протокол от «_____» _____________2014г. №___

Конспект занятие по методике экологического образования в старшем
дошкольном возрасте
Чтение рассказа Владимира Зотова
Тема: «БЕЛКА»
Программные задачи: закрепить знания о белке её образе жизни, чем питается, как устраивает гнездо, выводит потомство, некоторых повадках зверька. Активизировать речь детей за счёт слов: гайно, названий животных и птиц. Воспитывать бережное отношение к животным, природе.
Подготовка воспитателя: изучила «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. стр. 123 - 12 5.,прочитал а сказку из книги Владимира Зотова «Лесная мозаика» стр.89 - 93, продумала методы и приёмы.
Подготовка детей: рассматривали картину «Белки».
Оборудование: картина «Белки», иллюстрации бурундука, клеста, синицы, ястреба, поползня, дятла, зайца, сороки.
Ход занятия
1.Часть. Организационный момент. Дети сидят на стульчиках полукругом.
Загадка.
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко,
Ну, конечно, это белка.
Как вы догадались, что в загадке говориться о белке? Вношу картину, предлагаю её рассмотреть.
Кто изображён на картине?
Какое время года изображено на картине?
Что делает белка?
Что делают бельчата? Предлагаю описать.
- Где живут белки?
- Чем они питаются? 2. Часть занятия.
Чтение рассказа.
Белка с ветки на ветку скачет пушистый хвост, острые зубки.
Здравствуй, Белка! С весной тебя поздравляю! улыбнулся Бурундук.
Спасибо! И я тебя тоже поздравляю, ответила Белка.
Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?
Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

Белка! Ты что, покрасилась? удивился зверек с темными полосками на спине. Шерстка у тебя разноцветная.
Я ведь два раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий, летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку-другую, я вся рыжая буду, сказала и побежала по колючей ветке.
Потом прыг! Перелетела по воздуху на соседнее дерево. Быстро ухватилась за ветку, пробежала до ствола и взвилась на самую верхушку. Села и смотрит по сторонам.
На кончиках ушей у белки длинные кисточки, пушистый хвост за спиной красиво выгнут.
Когда я перепрыгиваю с дерева на дерево или соскакиваю на землю, процокал зверек, хвост служит мне рулем и парашютом.
Красивая ты, Белка! восхитился Клёст - еловик. Посиди с нами немножко, давай с тобой поговорим.
Извините, но я не привыкла долго сидеть без дела.
Увидела Белка еловую шишку и запрыгала к ней. Схватила ее лапками и уселась вышелушивать из шишки семечки.
- Ты взгляни, как ловко она это делает! обратился Клёст к Синице.
- Любо-дорого на нее смотреть, согласилась желтогрудая.Держит шишку, вертит ее лапками, пока не найдет под чешуйкой
семечко. Вытаскивает его острыми зубами, очищает и съедает вкусное маслянистое ядрышко.
Вдруг Белка испугалась, уронила шишку, сжалась, став еще меньше, и замерла.
- Что случилось, кого ты испугалась? забеспокоились птицы,
- Тише, над лесом пролетает ястреб, шепотом пояснил зверек.На этот раз зоркие глаза хищной птицы не заметили Белку, и ястреб
полетел дальше.
Белка еще немного посидела неподвижно. Пушистая подумала, что на этом дереве она вряд ли будет в безопасности. И, перепрыгивая с ветки на ветку, с дерева на дерево, исчезла в лесной чаще...
Никак не мог понять, кто же здесь живет, увидев только что прибежавшую к дуплу Белку, начал разговор Поползень. Оказывается, это твой дом.
Спасибо Дятлу! Он мне свое дупло оставил. Я только сегодня в него поселилась, улыбнулся зверек. Порядок в доме навести еще не успела. Если бы не он, пришлось бы строить гнездо самой.
Видел, как умело строите свои домики, похожие на шары. Мастера вы
хорошие!
...Если белка не находит дупло, то устраивает несколько шарообразных жилищ. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала белка сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайничком.
Прошло время, и в дупле у нашей знакомой появились бельчата.
Поздравляем тебя, Белка! перебивая друг друга, защебетали птицы. Можно посмотреть на твоих малышей?
Пока они у меня еще голенькие, слепые и беспомощные, улыбнулся зверек. Прилетайте через месяц, тогда и увидите моих бельчат.
Первое время мама-белка ухаживает за малышами. Кормит их молоком, согревает, а когда уходит из гнезда, то заботливо укрывает мягкой подстилкой.
В теплую погоду белка выносит на землю своих малышей погреться. Вынесет одного, за другим возвращается. Бывает так, что именно в это время ребята иногда встречают на земле маленького бельчонка, считают, что он потерялся, и забирают его к себе домой. Вот горе-то для мамы-белки и для малыша!
Но вот бельчата подросли: все им хочется узнать, получше рассмотреть...
Далеко никуда не ходите, предупреждает Белка малышей.
Я только вниз спущусь, чтобы получше рассмотреть вон того, с длинными ушами, засмеялся один, самый шустрый, и мигом поднимусь обратно.
Так это Заяц в гости к нам пожаловал! улыбнулась мама.
Значит, того зверька зовут Заяц. А он не дерется?
Зайка нас не обижает.
Бельчонок спустился вниз. Немного пробежал по земле, поцокал и поднялся обратно вверх по дереву.
...Белки хорошие хозяйки. Летом они всегда делают запасы на зиму. Зверьки питаются орехами, желудями, ягодами и грибами. Любят цветочные почки, ловят жуков и бабочек.
Белки прячут орехи в лесной подстилке, а грибы закладывают за отставшую кору деревьев или укрепляют их на развилке ветвей.
А вдруг в лесу уродится мало шишек и орехов. Что тогда будешь делать? спросила Сорока. Она опять оказалась в центре событий.
Если будет голодно, мы соберемся в большую стаю и перекочуем в другое место, объяснила Белка.
Но это же очень опасно! воскликнула белобокая.
Опасно, но голод страшнее. Через деревни мы перебегаем по крышам домов и по заборам, можем переплывать реки, и даже овраги нам нипочем. Бежим до тех пор, пока не доберемся до леса, где мнит грибов, орехов и ягод. Там и устраиваем себе жилище и выводим детёнышей
Вот такой славный и удивительный зверек белка, быстрая и заботливая мама, и хорошая хозяйка!
Вопросы:
-Вам понравился рассказ?
Какой отрывок вам больше всего понравился? (Зачитать 1-2 отрывка).
Почему белку называют: пушистый хвост, острые зубки?
Что у белки на ушах?
Как и в чём белке помогает её хвост?
Сколько раз в году белка меняет свой наряд?
Каких зверей и птиц она боится?
Где белка устраивает себе дом?
Как она его делает? Кто её в этом помогает?
Почему нельзя брать домой встретившегося в лесу маленького бельчонка?
Что едят белки?
- Почему о белках говорят: хорошие хозяйки?З.Часть занятия. Загадываю загадку.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
- О каком животном мы с вами сегодня беседовали?- Что нового вы о нём узнали?
Даю дифференцированную оценку, заканчиваю занятие.

«Лесная азбука» 1

Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".

1.Белка. Волк. Заяц-беляк. Ёж

«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.

Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post174154053/